koob.ru

Ананьев Б.Г.. Книги онлайн

Ананьев Б.Г.

Ананьев Борис Герасимович - выдающийся психолог ХХ столетия, создатель теории антропологической психологии, основатель Ленинградской (Петербургской) научной психологической школы.

Б.Г. Ананьев - видный деятель психологической и педагогической науки России, академик Академии педагогических наук СССР, один из главных организаторов Всесоюзного общества психологов, журнала «Вопросы психологии». По его инициативе и при активном участии в Ленинграде были открыты Научно-исследовательский институт педагогики АПН РСФСР, Научно-исследовательский институт комплексных социальных исследований, отделение и факультет Психологии Ленинградского государственного университета (ЛГУ, ныне СПбГУ).

Родился 14 (1) августа 1907 г. во Владикавказе в семье учителя. После окончания средней школы поступил на общественно-экономический факультет Горского педагогического института (Владикавказ).

После окончания педагогического института поступил в аспирантуру Института мозга. 1930 г. - старший научный сотрудник, 1934 г. - заведующий лабораторией воспитания, 1937 г. - заведующий сектором (отделом) психологии. Организовал два цикла коллективных экспериментальных исследований - по проблеме развития личности (характера) и проблеме чувственного познания. В 1939 г. защитил докторскую диссертацию «Формирование психологической науки в СССР».

В 1944 году возглавил вновь созданную кафедру психологии и отделение психологии Ленинградского государственного университета. Развернул исследования по психологии чувственного познания, пространственной ориентации, психологии развития.

Вместе с тем в 1951-1960 гг. работал директором НИИ педагогики АПН РСФСР и руководил большим циклом исследований по проблемам целостности развития учащихся и системы учебно-воспитательной работы в средней школе.

На завершающем этапе жизни декан факультета психологии ЛГУ (с 1967 г.), заведующий лабораторией дифференциальной психологии и антропологии НИИКСИ ЛГУ (c 1963 г.), заведующий кафедрой общей психологии (с 1944 г. с перерывом).

Б.Г. Ананьев скончался от инфаркта 18 мая 1972 г. Похоронен в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище.

Книги (18)

Личность, субъект деятельности, индивидуальность

Социальное формирование человека не ограничивается формированием личности, утверждал Ананьев, становление человека как субъекта познания и деятельности происходит в жизненных условиях.

Сложнейшие образования — личность и индивидуальность — формируются на основе природных свойств человека как индивида, в котором структура органических потребностей и темперамент составляют природные свойства высокого уровня, а возрастно-половые особенности индивидуального развития — специфический класс первичных природных свойств.

Избранные психологические труды. В двух томах. Том 1

В книгу включены труды выдающегося советского психолога, действительного члена Академии педагогических наук СССР, посвященные исследованию проблем человекознания, рассмотренных в системе современной науки.

В ней теоретически и экспериментально обосновываются пути целостного изучения человека как феномена природы и общества, методы исследования личности и формы возможного воздействия на процессы становления всесторонне и гармонично развитой личности общества.

Избранные психологические труды. В двух томах. Том 2

В книгу включены труды выдающегося советского психолога, действительного члена Академии педагогических наук СССР, посвященные исследованию проблем человекознания, рассмотренных в системе современной науки.

В ней теоретически и экспериментально обосновываются пути целостного изучения человека как феномена природы и общества, методы исследования личности и формы возможного воздействия на процессы становления всесторонне и гармонично развитой личности общества.

Известия АПН РСФСР. Вып. 17: Вопросы детской психологии. Часть I

В настоящий выпуск «Известим Академии педагогических наук РСФСР» вошли отдельные экспериментальные исследования отделения психологии ленинградского филиала АПН.

Организованное в 1946 году отделение психологии разрабатывает две основные проблемы: проблему формирования детского ума в процессе обучения и воспитания и проблему формирования характера у детей на основе коммунистического воспитания.

Публикуемые в настоящем выпуске психологические исследования относятся к первой проблеме — к проблеме умственного развития ребенка. Эти исследования (А.А. Люблинской, Ф.С. Розенфельд, М.Н. Шардакова, Ю.А. Самарина) составляют первый цикл в разработке этой капитальной проблемы советской психологии и педагогики.

Известия АПН РСФСР. Вып. 18: Вопросы детской психологии. Часть II

В настоящий выпуск «Известим Академии педагогических наук РСФСР» вошли отдельные экспериментальные исследования отделения психологии ленинградского филиала АПН.

Организованное в 1946 году отделение психологии разрабатывает две основные проблемы: проблему формирования детского ума в процессе обучения и воспитания и проблему формирования характера у детей на основе коммунистического воспитания.

Известия АПН РСФСР. Вып. 26: Вопросы психологии обучения и воспитания

В настоящий выпуск «Известим Академии педагогических наук РСФСР» вошли отдельные экспериментальные исследования отделения психологии ленинградского филиала АПН.

Индивидуальное развитие человека и константность восприятия

Соавтор: Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А.

В книге рассматривается одно из направлений развития сенсорных функций человека — развитие константности восприятия.

Авторы выясняют, как формируется эта особенность перцепции, какие изменения она претерпевает в течение жизни человека. На основе экспериментальных данных авторы высказывают ряд теоретических положений, касающихся факторов развития, возрастной периодизации и т. д.

О проблемах современного человекознания

Книга выдающегося отечественного психолога, основателя ленинградской школы психологии Бориса Герасимовича Ананьева посвящена психологическим проблемам, имеющим принципиальное значение для развития всей системы наук о человеке.

Автор показывает взаимосвязь труда, познания и общения, раскрывает особенности психологической структуры личности, ее становления, затрагивает вопрос о перспективах психологической науки, которой, в связи с возрастающими потребностями общественной практики, принадлежит историческая миссия интегратора всех сфер человекознания и построения его общей теории.

Особенности восприятия пространства у детей

Соавтор: Рыбалко Е.Ф.

В книге систематизируются и обобщаются большое количество научных исследований по вопросам развития восприятия пространства у детей.

Первая часть содержит краткое изложение общей теории механизмов восприятия пространства.

Во второй части излагаются итоги экспериментального исследования возрастных особенностей развития функций зрительно-пространственного различения.

В третьей части рассматриваются педагогические условия, благоприятствующие пространственной ориентации детей и подростков.

Очерки истории русской психологии XVIII-XIX веков

Книга профессора Б.Г. Ананьева является первой попыткой научной разработки некоторых вопросов истории русской психологии. Она даёт общий, краткий и неизбежно ещё очень беглый очерк важнейших направлений психологии в России XVIII и XIX вв.

Автор выдвинул и обосновал ряд положений, верных и существенных для понимания путей развития психологии в России. Ему удалось показать оригинальность русской научно-психологической мысли и тот крупней шин вклад, которым она внесла в сокровищницу мировой психологической пауки. С достаточным основанием автор указывает на наличие связи передовой психологии в России с русской материалистической философией.

Очерки психологии

«Очерки по психологии» выросли из цикла публичных лекций по психологии, прочитанных автором. В «Очерки» вошли лишь некоторые вопросы психологии, относящиеся к психологической теории умственной деятельности и характера человека.

«Очерки» могут послужить началом психологического самообразования читателя.

Проблема формирования характера

Известный психолог в своей публичной лекции осветил такие вопросы, как «реакционная» сущность буржуазных теорий характера, формирование новых черт характера советского человека, строение, некоторые вопросы воспитания характера и др.

Пространственное различение

Книга является обобщением ряда современных данных о пространственном различении.

В ней изложены результаты научного изучения пространственно-различительной деятельности основных анализаторов человека; освещаются основы пространственного различения, большое внимание уделяется зрительному, слуховому, кожно-осязательному и кинестетическому пространственному различению, роли ощущений равновесия, обоняния и функциональной асимметрии в пространственном ощущении.

Психология и проблемы человекознания

В книгу «Психология и проблемы человекознания» избранных трудов выдающегося психолога вошли его работы, которые отражают основные направления современного человекознания.

Здесь показана взаимосвязь труда, познания и общения, раскрыты особенности структуры личности, ее становления.

Психология чувственного познания

Книга «Психология чувственного познания» представляет собой фундаментальный труд, посвященный центральной общепсихологической проблеме — психологии чувственного познания.

На разнообразном фактологическом материале автор раскрывает особенности сенсорной организации человека, дает характеристику основных форм и этапов процесса формирования чувственного знания человека об объективной действительности. Рассмотрены проблемы психологии и патопсихологии речи, прослежено преобразующее влияние речи и мышления на сенсорное развитие.

Теория ощущений

Книга представляет собою обобщение научных данных об основных видах ощущений: зрительных, слуховых, вибрационных, тактильных, температурных, болевых, мышечно-суставных, статико-динамических (равновесия и ускорения), обонятельных, вкусовых и внутриорганических.

В работе излагается общее учение об ощущениях и их механизмах, дается классификация ощущений и приложение теории ощущений к разным областям практики.

Успехи советской психологии

Среди крупнейших достижений советской науки особое место занимают успехи советской психологии.

Советский строй не только обеспечил благоприятные условия для дальнейшего развития научной психологии в нашей стране, но и по существу заново создал психологию как науку, обеспечив ее превращение в подлинную научную систему знаний.

Человек как предмет познания

Автор уделяет внимание изучению основных характеристик человека как индивида, личности и индивидуальности в связи с филогенезом и историей человечества.

В особый раздел выделены вопросы психофизиологии, эволюции человека и генетических методов познания человека.
Книга рассчитана на студентов, аспирантов и преподавателей психологических факультетов и вузов, на всех, интересующихся проблемами философии и психологии.

Комментарии читателей

Ади Куперман / 8.05.2017В науке не очень важно, кто после себя оставил, гораздо значимее - что он оставил
Терентий Косогоров / 4.05.2015На труды Ананьева Б.Г., сейчас, только ленивый не ссылается. А чего сделано для развития продолжения его системной концепции - Человекознание? Лаборатория В.С. Мерлина и продолжателя его Б.А. Вяткина в Перми еле жива. Полноценного комплексного интегративного изучения человека так и не проводит ни одно околопсихологическое российское учреждение. Опять будем повторять западные научные зады, восхищаться ихними персоналиями, хотя у нас все было, да воспользоваться не сумели: то денег нет, то ума!
Аввакум Захов / 3.05.2015Ананьев является последователем В. М. Бехтерева; тем не менее, его отношение к Бехтереву было довольно сложным: в период 1930—1950 гг., когда официальная психология не принимала рефлексологию Бехтерева, Ананьев дистанцировался от рефлексологии, неоднократно подчёркивал, что не является учеником Бехтерева и даже использовал термин «бехтеревщина». Аналогичный переворот Ананьев совершил и в отношении психологии: от полного отрицания психологии как науки до утверждения её в качестве центральной науки в рамках человекознания.
Наталья / 2.05.2014 Уточняю, защита докторской была в 1940.
Насчет характера Ананьева Сергей неправ. Не надо строить свои суждения о людях на слухах и мнениях недругов.
Сергей / 7.04.2012Борис Герасимович неординарная личность, как ученый много сделал для науки, как человек слабоват был характером, в нужное время смог отгородиться от Бехтерева и даже отвергнуть психологию как науку
Ирина / 31.03.2009Ананьев Б.Г. - представитель "питерской школы" психологии, ученик Лазурского, занимался психологией отношений. Утверждал метод эксперимента в психологии. Считал, что должна быть создана новая наука, занимающаяся изучением человека - Человекознание.
Добавить отзыв
Авторы сайта
Георгий Ефимов & Владимир Никонов
Библиотека «Куб»
Подписаться