koob.ru

Андерсон Джон Роберт. Книги онлайн

Андерсон Джон Роберт

Джон Роберт Андерсон (John Robert Anderson, 27 августа 1947) - американский психолог, специалист по проблемам когнитивной и экспериментальной психологии.

Окончил Университет Британской Колумбии (бакалавр, 1968), в 1972 году защитил докторскую диссертацию по философии в Стэнфордском университете. С 1972 г. работал в Йельском университете в качестве ассистента профессора. С 1983 года — профессор психологии Университета Карнеги Меллона. В 1988—1989 годы — президент Общества когнитивных наук. Народа Американской психологической ассоциации «За выдающуюся научную деятельность» (1994). Исследования.

С начала своей профессиональной деятельности занимался компьютерным моделированием сложных механизмов познания. Проводил экспериментальный и теоретический анализ предметной и смысловой памяти в рамках свободного воспоминания. Так, вместе с Э. Фегенбаумом он разработал модель «свободного воспоминания в ассоциативной сети», на основе которой в 1973 г. была создана полная модель ассоциативной памяти человека (Human Associative Memory. Winston anil Sons, 1973 (with G. H. Bower)). Ассоциативная, прежде всего лингвистическая, память человека представала как набор структур и процессов и ее ядро составляла пропозиционная сеть представлений. Данная теория развивалась на основе широкого использования компьютерного моделирования.

В дальнейшем Дж. Р. Андерсон сформулировал теорию адаптивного контроля мышления, также основанную на компьютерном моделировании, в которой давалось объяснение взаимодействий процессов познания и памяти (The Architecture of Cognition. Harvard University Press, 1983). Если модель ассоциативной памяти человека была сконцентрирована на нарративных системах знаний, то теория адаптивного контроля мышления опиралась на понятие продукционной системы интерпретации препозиционных представлений. Данная продукционная система работает по схеме «условие — действие» и является основой человеческого познания.

В целом, была сформулирована высокоуровневая теория познания, которая предполагала, что человеческое познание является взаимодействием между нарративными и процедурными структурами познания. К 1993 году была сформулирована новая теория процедурного обучения, где рациональный анализ был интегрирован в субсимволическне процессы познания (Rules of the Mind. N. J.: Erlbaum, 1993).

Книги (1)

Когнитивная психология

В книге последовательно и целостно излагаются теоретические основы когнитивной психологии, представлен ясный, убедительный анализ таких важнейших разделов данной предметной области, как репрезентация знаний, обработка информации и когнитивная нейронаука.

Предлагаемое вниманию читателей пятое издание является полностью переработанным, особенно раздел, посвященный когнитивной нейронауке, где новые методы оказывают существенное влияние на современное понимание человеческой психики. Также был обновлен материал по другим темам, включая свидетельские показания и синдром ложных воспоминаний, фотографическую память и эффект самореференции, а также нервные корреляты приобретения навыков.

В результате формируется цельная картина современного состояния когнитивной психологии, что позволяет наиболее точно и полноценно анализировать достижения в этой области.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Георгий Ефимов & Владимир Никонов
Библиотека «Куб»
Подписаться