koob.ru

Аквинский Фома. Книги онлайн

Аквинский Фома

Фома Аквинский (иначе Фома Аквинат, Томас Аквинат, Thomas Aquinas, 1225, замок Рокказекка, близ Аквино — умер 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима) — философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви,основатель томизма, член ордена доминиканцев.

С 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении.

Фома родился в замке Рокказекка близ Неаполя и был седьмым сыном графа Ландольфа Аквинского. Мать Фомы Теодора происходила из богатого неаполитанского рода. Отец мечтал, чтобы он со временем стал аббатом бенедиктинской обители Монтекассино, расположенной неподалеку от их родового замка. В пять лет Фому отдали в бенедиктинскую обитель, где он пробыл девять лет. В 1239–1243годах учился в университете Неаполя. Там он сблизился с доминиканцами и решил вступить в доминиканский орден. Однако семья воспротивилась его решению, и его братья заточили Фому на два года в крепости Сан-Джовани. Обретя свободу в 1245 году, он принял монашеские обеты Доминиканского ордена и отправился в Парижский университет. Там Аквинат стал учеником Альберта Великого. В 1248–1250годах Фома учился в Кельнском университете, куда переехал вслед за своим учителем.

В 1252 году возвратился в доминиканский монастырь св. Иакова в Париже, а четыре года спустя был назначен на одно из закрепленных за доминиканцами мест преподавателя теологии в Парижском университете. Здесь он пишет свои первые труды — «О сущности и существовании», «О началах природы».

В 1259 году папа Урбан IV вызывает его в Рим. В течение десяти лет он преподает богословие в Италии — в Ананьи и Риме, одновременно пишет философско-богословские сочинения. Большую часть этого времени он провел в должности советника по богословским вопросам и «чтеца» при папской курии.

В 1269 году он вернулся в Париж, где возглавил борьбу за «очищение» Аристотеля от арабских толкователей и против ученого Сигера Брабантского. К 1272 году относится написанный в резкой полемической форме трактат «О единстве интеллекта против аверроистов» (лат. De unitate intellectus contra Averroistas). В том же году его отозвали в Италию для учреждения новой школы доминиканцев в Неаполе.

Недомогание принудило его прервать преподавание и писательский труд к концу 1273 года. В начале 1274 года он умер в монастыре Фоссанова по дороге на церковный собор в Лион.

Аквинский Фома на видео

Книги (9)

Сумма против язычников. Книга 1

«Сумма против язычников» — второе большое систематическое сочинение святого Фомы Аквинского, выдающегося богослова и философа средневекового Запада.

Всего Аквинат написал три работы подобного рода. Его первое систематическое изложение христианского учения о Боге и мире — «Комментарии к Сентенциям Петра Ломбардского» — можно считать предварительным, а третья, самая разработанная система — «Сумма теологии» — осталась незаконченной. Четыре тома «Суммы против язычников» — цельное завершенное изложение всей системы богословия и философии Аквината.

В первой книге содержится учение о Боге.

Сумма против язычников. Книга 2

«Сумма против язычников» — второе большое систематическое сочинение святого Фомы Аквинского, выдающегося богослова и философа средневекового Запада.

Всего Аквинат написал три работы подобного рода. Его первое систематическое изложение христианского учения о Боге и мире — «Комментарии к Сентенциям Петра Ломбардского» — можно считать предварительным, а третья, самая разработанная система — «Сумма теологии» — осталась незаконченной. Четыре тома «Суммы против язычников» — цельное завершенное изложение всей системы богословия и философии Аквината.

Во второй — учение о творении: о мире и человеке.

Сумма теологии. Часть 1. Вопросы 1-43
Раздел: Философия

«Сумма теологии» (Summa Theologica) — одно из самых знаменитых в истории философии произведений, главный труд великого христианского философа и богослова, крупнейшего схоласта и метафизика святого Фомы Аквинского(1225-1274),чья теология — по меткому определению Жильсона — это теология философа, а философия — философия христианского святого.

Вся «Сумма...» состоит из трех частей (вторая — наибольшая — делится еще на две): в первой части речь идет о Боге и Его актах, или, как сказал сам Аквинат, «о Первообразе»; во второй, посвященной «Его подобию», т.е. человеку, поднимаются вопросы этики («формальной» и «материальной»); в третьей — незавершенной — говорится о Спасителе и путях спасения.

Книга представляет собой ряд трактатов, но основой деления являются «вопросы» (всего в «Сумме...» именно Фомы их 512, хотя в так называемом полном издании вопросов на сотню больше; дабы исчерпать все положения, анонсированные Фомой в третьей части, труд завершил друг и секретарь Аквината Реджинальд Пипернский, использовав для этого как ряд набросков к «Сумме...», оставленных Фомой, так и выдержки из других, более ранних его работ). Вопросы, в свою очередь, состоят из «разделов». Структура «разделов», которая может показаться несколько необычной, на самом деле во времена Фомы была весьма распространенной и отражает форму университетских диспутов. Так, после объявления темы сначала излагаются мнения («возражения») оппонентов Фомы (бытующие суждения, которые автор намерен опровергнуть), затем приводится противоречащее этим «возражениям» мнение, которое, однако, не кажется Аквинату достаточно убедительным или исчерпывающим, и только затем (после слова «отвечаю») излагается решение проблемы, принадлежащее самому автору, включая и опровержения «возражений».

В настоящей книге представлены вопросы о сущности и атрибутах Бога (43 первых вопроса из 119, составляющих первый раздел «Суммы...»). Во вторую книгу войдут вопросы, посвященные акту Творения и ангелам, в третью — вопросы, посвященные человеку и Провидению.

Сумма теологии. Часть 1. Вопросы 44-74
Раздел: Философия

В данную книгу включен 2-й том 1-й части «Суммы теологии».

Том состоит из трех трактатов, посвященных соответственно Творению как таковому, ангелам (тут уместно вспомнить, что Фома был признан не просто Доктором, т.е. выдающимся ученым Церкви, но — Доктором «Ангельским», т.е. крупнейшим авторитетом в области ангелологии) и делам шести дней Творения.

Сумма теологии. Часть 1. Вопросы 75-119
Раздел: Философия

Данная книга является 3-м и последним томом 1-й части «Суммы теологии» - главного труда знаменитого философа и богослова св. Фомы Аквинского (1225-1274) и включает в себя два трактата, а именно трактат о человеке (вопросы 75-102) и трактате сохранении и управлении творением (вопросы 103-119).

Сумма теологии. Часть 2-1. Вопросы 1-48
Раздел: Философия

Настоящий том открывает самую обширную — вторую часть «Суммы теологии», которая более чем в два раза превосходит по объему часть первую. Вторая часть в целом посвящена подробному рассмотрению «образа и подобия Божия», т. е. человека. Ее, в свою очередь, принято разделять на еще две, а именно часть 2-1 и часть 2-2.

В 1-й том части 2-1 вошли три трактата: трактат о конечной цели (вопросы 1-5), трактат о человеческих действиях, а именно действиях, присущих человеку (вопросы 6-21), и трактат о страстях (вопросы 22-48).

Сумма теологии. Часть 2-1. Вопросы 49-89
Раздел: Философия

Второй том части II-I посвящен исследованию навыков. В него вошли три трактата:

Трактат о навыках в целом (вопросы 49-54), в котором исследуются: субстанция навыков, их субъект, причина их возникновения, возрастания и разрушения, а также их отличие друг от друга.

Трактат о добрых навыках, т. е. добродетелях (вопросы 55-70), в котором исследуются: сущность добродетели, ее субъект, классификация добродетели, причина добродетели и некоторые свойства добродетели.

Трактат о дурных навыках, т. е. пороках и грехах (вопросы 71-89), в котором исследуются: порок и грех как таковые, их различие, их сравнение друг с другом, субъект греха, причина греха и следствие греха.

Сумма теологии. Часть 2-1. Вопросы 90-114
Раздел: Философия

Третий и последний том части II-I «Суммы теологии» посвящен рассмотрению закона и благодати.

В него вошли два трактата, а именно трактат о законе и трактат о благодати. В трактате о законе исследуются: закон как таковой (вопросы 90-97), Старый, или Ветхий, Закон (вопросы 98-105), и Новый Закон, или закон Евангелия (вопросы 106-108). В трактате о благодати исследуются: благодать как таковая (вопросы 109-111), причина благодати (вопрос 112) и следствия благодати (вопросы 113-114).

Сумма теологии. Часть 2-2. Вопросы 1-46
Раздел: Философия

В первом томе самой большой из частей «Суммы теологии», а именно второй части части второй (части II-II), представлен один большой «Трактат о теологических добродетелях», который, в свою очередь, состоит из трех трактатов: «О вере» (вопросы 1-16), «О надежде» (вопросы 17-22) и «О любви» (вопросы 23-46).

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Подписаться