koob.ru

Чуприкова Н.И.. Книги онлайн

Чуприкова Н.И.

Наталия Ивановна Чуприкова ( 27 ноября 1928 , Москва) — российский психолог, психофизиолог, доктор психологических наук (1970), профессор (1979).

Окончила отделение психологии философского факультета Московского государственного университете (1951). С 1953 работает в психологическом институте Российской академии образования. С 1972 по 1985 заведовала лабораторией психофизиологии познавательных процессов, в настоящее время — ведущий научный сотрудник и руководитель группы института. Экспериментальные исследования, выполненные Чуприковой в лаборатории Е.И. Бойко, способствовали обоснованию представления о второсигнальных управляющих импульсах положительного и тормозного характера, избирательно изменяющих состояние локальной возбудимости в проекционных системах мозга в процессах анализа и синтеза непосредственных и словесных раздражителей.

В 1957 она защищает кандидатскую диссертацию «Иррадиация и концентрация нервных процессов у человека», а в 1969 — докторскую: «Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека».

В работах по проблеме умственного развития развито представление о подчиненности хода умственного развития общим универсальным принципам развития всех органических систем и в первую очередь принципу системной дифференциации; о психофизиологических когнитивных структурах как носителях умственного развития. Также автор монографий: «Слово как фактор управления высшей нервной деятельности человека», «Умственное развитие и обучение», «Психология умственного развития: принцип дифференциации».

Чуприкова Н.И. на видео

Книги (2)

Психика и сознание как функция мозга

Книга посвящена естественнонаучной конкретизации положения о психике как функции мозга и обоснованию принципа материалистического монизма. В ней развиваются положения рефлекторной теории, обосновывается, что сущность деятельности мозга — это не просто продуцирование и проведение импульсов возбуждения, а построение картины мира, включая собственное тело живого существа. Специальное внимание уделено роли знаково-речевой сигнализации в обществе.

Книга рассчитана на психологов, физиологов, философов и специалистов смежных дисциплин.

Психология умственного развития: Принцип дифференциации

В книге-монографии обосновывается подчиненность хода умственного развития общим универсальным законам или принципам развития органических систем — принципу развития от общего к частному, от целого к частям, принципу системной дифференциации.

Рассматриваются взгляды выдающихся мыслителей прошлого (Коменский, Гегель, Спенсер), подробно излагаются крупные дифференционные теории умственного развития (Сеченов, Рибо, Коффка, Вернер, Гибсон) и современные исследовательские программы (Уиткин, Смит и Кемлер).

Под углом зрения принципа дифференциации рассмотрены и систематизированы многие факты детской, возрастной и общей психологии о развитии разных познавательных процессов и функций.

Освещается действие принципа дифференциации в развитии структур и функций мозга, обсуждается проблема индивидуальных различий в дифференцированности познавательных процессов.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Подписаться