|
Гуссерль Эдмунд. Книги онлайн Эдмунд Гуссерль (нем. Edmund Husserl, 8 апреля 1859, Просснице, Моравия — 27 апреля 1938, Фрайбург) — немецкий философ, основатель феноменологии. Происходил из еврейской семьи. Учился в Берлине у математика Вейерштрасса и в Вене у психолога и философа Брентано. В 1886 г. Гуссерль принимает протестантское вероисповедание; в 1887 г. женится и преподаёт в университете в Галле. Его первые публикации были посвящены проблемам основания математикиНесмотря на враждебность, которой окружил его нацистский режим, Гуссерль не эмигрировал. Он умер во Фрайбурге в 1938 г. от плеврита.
Гуссерль Эдмунд на видео
Книги (15)
В сетях феноменологии. Основные проблемы феноменологииСоавтор: Разеев Д.Н. Настоящая книга посвящена одному из влиятельнейших философских течений в XX веке - феноменологии. Автор не стремится изложить историю возникновения феноменологии и проследить ее дальнейшее развитие, но предпринимает попытку раскрыть суть феноменологического мышления. Как приложение впервые на русском языке публикуется лекционный курс основателя феноменологии Э.Гуссерля, прочитанный им в 1910 году в Геттингене, а также рукописные материалы, связанные с подготовкой и переработкой данного цикла лекций.
Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философииКлючевая работа основателя феноменологии — одного из ведущих направлений современной мысли, подвергающего анализу непосредственные данности сознания — представляет собой подробное введение в феноменологическую проблематику. В книге обосновывается понимание феноменологии как чистой науки, философского метода и мыслительной установки. Традиционные философские вопросы о восприятии и переживании, о сознании и мышлении, о разуме и действительности разворачиваются оригинальным образом. С немецкой обстоятельностью Гуссерль разбирает особенности феноменологической редукции, учения о ноэме и ноэзисе, позиции трансцендентального идеализма.
Идея феноменологииЛекции «Идея феноменологии» отражают переломный момент в творчестве Э.Гуссерля, знаменующийся переходом от дескриптивной психологии к эйдетической феноменологии. В них Гуссерль впервые приступает к детальной разработке метода феноменологической редукции, а также основополагающей идеи конституции предметов в сознании. Текст снабжен полновесным научным аппаратом - вступительной статьей, содержательным научным Комментарием и терминологическим словарем.
Избранная философская переписка. Том IПереписка с Францем Брентано и представителями «школы Брентано» (т.е. учениками Брентано, в число которых входил и сам Гуссерль) составляет первый том десятитомного издания переписки Гуссерля. Помимо переписки с самим Брентано, которая велась — если судить по сохранившимся письмам — с 1886 по 1916 г. и включает в себя 34 письма (с учётом неотправленных набросков). Сюда входит переписка с Алоизом Хёфлером (велась в 1893 — 1901 гг., включает 4 письма), Антоном Марти (велась в 1887 — 1911 гг., включает 15 писем), Томасом Масариком (велась в 1877 — 1935 гг., включает 15 писем), Алексиусом Майнонгом (велась в 1891 — 1904 гг., включает 17 писем), Вальтером Шмид-Коварзиком (одно письмо Гуссерлю в 1931 году), Карлом Штумпфом (велась в 1890 — 1919 гг., включает 5 писем), Казимиром Твардовским (два письма в 1928 году) и Эмилем Утицем (велась в 1930 — 1932 гг., включает 3 письма).
Избранные работыФеноменология - одна из главных философских инноваций XX в. «Прорыв феноменологии» как философского направления произошел в 1900-1901 гг. и был связан с публикацией двух томов «Логических исследований» Эдмунда Гуссерля. Помещенные в настоящем издании работы не претендуют на полное и систематически связанное представление феноменологии Гуссерля. Однако они дают возможность познакомиться со всеми периодами его феноменологического творчества. Работы упорядочены хронологически и являются воспроизведением уже существующих публикаций, рассеянных, однако, по самым разным изданиям (некоторые из них в настоящее время труднодоступны).
Картезианские медитацииВ произведении «Картезианские медитации» Гуссерль предпринимает попытку систематизации феноменологии в форме неокартезианства и отчасти, в пятой медитации, — лейбницианства. Методическое сомнение Декарта заменяется строгим проведением феноменологической редукции, которая должна открыть сферу трансцендентальной субъективности как бесконечного поля конститутивной работы, т. е. установления смысла любого рода предметности. Чтобы отвергнуть обвинения в солипсизме, в пятой медитации Гуссерль предпринимает попытку описания структуры опыта Чужого, т. е. конституирования выходящего за пределы собственной сферы сознания того или иного Я. Предпринимается попытка определить конститутивные основы различных общностей монад: от пары до человечества. Различного рода сообщества рассматриваются как источники конституирования смысла объективного мира и объективного познания.
Картезианские размышленияВ переводе на русский язык "Картезианские размышления" полностью публикуются впервые. Это большой подарок русскоязычному читателю, которому с Гуссерлем, как говорится, не повезло. Из крупных, важных для развития феноменологии произведений Гуссерля целиком переведены только первый том "Логических исследований", "Лекции по феноменологии внутреннего сознания времени" и "Философия как строгая наука". Прочие переводы - это либо небольшие статьи и доклады, либо отдельные фрагменты крупных работ. На этом фоне выход в свет перевода "Картезианских размышлений", одного из основных произведений позднего периода эволюции гуссерлевской феноменологии, - явление в высшей степени отрадное.
Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология"Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология" - последняя большая работа Гуссерля. Главная рукопись датируется 1935-1936 гг. Над проблемной областью "Кризиса" Гуссерль работал с 1934 по 1937 г. Внешним поводом к началу работы над сочинением было приглашение Wiener Kulturbund (Венского культурного союза) выступить с докладом, который Гуссерль прочел в Вене 7 мая 1935 г. и, следуя единодушному желанию публики, повторил 10 мая. Источник: www.ihtik.lib.ru
Логические исследования. Том 1. Пролегомены к чистой логике«Логические исследования» Эдмунда Гуссерля являются отправной точкой феноменологического движения. Первый том этого труда «Пролегомены к чистой логике» посвящен критике господствовавших на рубеже XIX-XX вв. направлений в теории познания. Главной болезнью философии своего времени Гуссерль называет психологизм - современные ему проекты психологического обоснования логико-математического и философского знания. На примере ведущих логических учений второй половины XIX в. он доказывает, что психологическое и в целом эмпирическое обоснование науки упускает качественное различие между эмпирическим и идеальным познанием, игнорирует особый статус логико-математических законов, ведет к релятивизму в теории познания.
Логические исследования. Том II. Часть 1. Исследования по феноменологии и теории познанияВо введении ко второму тому «Логических исследований» разъясняется принцип беспредпосылочности как основной принцип феноменологии и коррелятивное ему основное требование: «К самим вещам!», которое становится лозунгом феноменологического движения. Феноменология вводится как нейтральная наука, которая должна стать основой как логики, так и психологии. Первую часть второго тома составляют пять исследований, объединённых общей темой: корреляция значений как идеальных единств и актов сознания, в которых конституируются значения. В первом исследовании вводятся основные различия: между знаком как указанием и знаком как выражением значения, между значениями в коммуникативной речи и в одинокой душевной жизни, между интенцией значения (пустой интенцией) и осуществлением значения, между значением и предметом. Во втором исследовании рассматривается различие интенции общего и единичного, при этом восприятие полагается в качестве необходимой основы усмотрения сущности. В третьем и четвёртом исследовании рассматриваются структурные отношения значений. Введённое в третьем исследовании различие между самостоятельными и несамостоятельными частями подготавливает основное различие четвёртого исследования — между самостоятельными и несамостоятельными значениями. Высказывается идея чисто логической грамматики, которая должна установить формальную связь значений и позволить избежать отсутствия смысла и бессмыслицы. В пятом исследовании дан очерк феноменологической теории сознания как связей переживаний и как интенциональных актов. Для студентов и всех интересующихся современной философией.
Начало геометрии. Введение Жака ДерридаОригинальная рукопись относится к 1936 г. Ее машинописная распечатка, сделанная Эугеном Финком, не была озаглавлена. Финк опубликовал и ее обработанный вариант в Revue internationale de Philosophic (no. 2, 15 января 1939, с. 203-25), под заголовком «Вопрос о возникновении геометрии как интенционально-историческая проблема». С этих пор именно в таком виде этот текст читался и цитировался. Его история, по крайней мере, придала ему уже некоторое право на самостоятельность.
Собрание сочинений. Том III (1)Логические исследования вышли в свет на рубеже веков. I том — «Пролегомены к чистой логике» — в 1900 г., II том — «Исследования по феноменологии и теории познания» — в 1901 г. В русском переводе I том вышел в 1909 г. (пер. Э.А. Бернштейн под редакцией и с предисловием С.Л. Франка). Это был первый перевод работы Гуссерля на иностранный язык. II том, а точнее, первая часть второго тома — первые пять исследований — выходит в настоящем издании. Вторая часть II тома — VI Исследование — выйдет отдельной книгой. Если в издании 1901 г. II том составил одну книгу, то во втором, переработанном издании, Гуссерль выделил VI Исследование, которому он придавал особое значение, в отдельную книгу. В переработанном виде первая часть II тома вышла в 1913 г., вторая — в 1921-м. Логические исследования — исходный пункт феноменологического движения, одна из важнейших отправных точек философских поисков XX века. В этом произведении предпринята попытка осуществить прорыв «к самим вещам»: к сущности сознания и истине бытия. Прорыв к предельному опыту мышления потребовал разработки дескриптивного метода и отстранения от всякого рода истолкований этого опыта. Обращение к Логическим исследованиям в начале XXI века — это своего рода возвращение к истокам. В европейской философии двух прошедших веков такое возвращение, или поиск начал, будь это досократики, Платон и Аристотель или же Кант и Гегель, обнаруживает себя как сущностное измерение самой философии. Другое дело, как понимать само это возвращение — как заклинание или анализ, как подражание или диалог, как усвоение языка или проведение различия между терминологией и постановкой проблем. Не всякое философское произведение позволяет вступить с ним в диалог; напротив, великие системы, как правило, замкнуты, они не разрешают иного языка, чем их собственный, а на их собственном языке возможна только их собственная истина. Логические исследования в этом смысле скорее исключение. В этом произведении обращение к опыту как предмету исследования и способу верификации делает возможным анализ, реальность поставленных проблем — возможность их критического обсуждения, язык, над которым не господствует терминология, — возможность обсуждать эти проблемы на другом языке.
Феноменология внутреннего сознания времениСобрание сочинений. Том Ι. Феноменология внутреннего сознания времени. Публикуемые в первом томе «Русской Гуссерлианы» «Лекции по феноменологии внутреннего сознания времени» - одна из самых трудных работ Гуссерля, но в то же время, как это ни парадоксально, одна из самых доступных для непредвзятого читателя. Это объясняется как раз тем, что Гуссерль апеллирует к внутреннему опыту своих слушателей, а затем - читателей, предлагая проверить и перепроверить проведенный анализ сознания времени. Гуссерлевский анализ феноменологии внутреннего сознания времени дает чрезвычайно богатый материал для конкретного исследования многообразных способов осуществления рефлексии. В этом смысле публикуемые «Лекции...» трудно переоценить.
Феноменология времениСоавтор: А. Шнелль. Работы Гуссерля, посвящённые проблеме времени, составляют внушительную часть его наследия. Работа над этой проблемой не прекращалась, начиная с самых ранних текстов 1905 — 1911 гг. и заканчивая периодом рукописного творчества 1930-х годов. Перед читателем — перевод отдельных фрагментов из Бернау-манускриптов 1917 — 1918 гг. («Bernau Manuskripte uber das Zeitbewusstsein» 1917/18, Hua XXXIII) и комментарии к ним одного из самых влиятельных современных феноменологов Александра Шнелля.
Философия как строгая наукаВ книгу вошла одна из ключевых работ немецкого философа, основателя феноменологии, являющегося одной из наиболее значительных фигур в философии XX века, Эдмунда Гуссерля, "Философия как строгая наука". Предисловие Льва Шестова.
|
|
То что Гуссерль не был теологом вовсе не означает, что в его системе не могло быть Бога. К вопросу о включении Бога а философские системы не раз обращались очень многие философы начала и середины ХХ века. Тут Гуссерль не был исключением.
Гуссерль вообще был в большой степени секулярной личностью.
Продолжением Канта и Шеллинга идеи Гуссерля назвать нельзя по двум простым причинам: к Канту Гуссерль пришел уже в зрелому возрасту, когда феноменология уже сложилась (по крайней мере, в первоначальном варианте) - и влияния Шеллинга не испытывал.
Точнее говорит о цепочке:
Шопенгауэр - Тренделенбург - Брентано - Гуссерль.