|
Фуко Мишель. Книги онлайн Мишель Поль Фуко (фр. Michel Foucault, 15 октября 1926, Пуатье — 25 июня 1984, Париж) — французский философ, теоретик культуры и историк. Создал первую во Франции кафедру психоанализа, был преподавателем психологии в Высшей нормальной школе и в университете города Лилль, заведовал кафедрой истории систем мышления в Коллеж де Франс. Работал в культурных представительствах Франции в Польше, ФРГ и Швеции. Является одним из наиболее известных представителей антипсихиатрии. Книги Фуко о социальных науках, медицине, тюрьмах, проблеме безумия и сексуальности сделали его одним из самых влиятельных мыслителей XX века. Родился в Пуатье в семье врача. Окончил парижскую Ecole Normale Superieure, где изучал философию под руководством философа-марксиста Луи Альтуссера. Уже в институте заинтересовался культурологией и феноменом культуры как таковым; с этим феноменом в той или иной степени связаны все работы Фуко. В 1960 году он стал преподавать в университете Клермон-Феррана, а год спустя выпустил свою первую большую работу «История безумия в средние века», за которой последовали «Порядок вещей: археология человеческих наук» (1966), «Археология познания» (1969), «Дисциплина и наказание: рождение тюрьмы» (1975) и «История сексуальности»(1976-1984). В 1970 году Фуко получил должность профессора истории в Коллеж-де-Франс и эту должность он занимал до самой смерти.
Фуко Мишель на видео
Книги (28)
Археология знанияФуко Книга выдающегося французского философа Мишеля Фуко (1926-1984) "Археология знания" занимает в его наследии особое место. Изданная в 1969 году, она выражает изменившееся мироощущение французского интеллектуала. Книга адресована всем, кто интересуется современной философией.
Безопасность, территория, населениеКнига представляет собой публикацию лекций Мишеля Фуко, прочитанных им в Коллеж де Франс в 1977-1978 учебном году. Эти лекции следует рассматривать как составную часть диптиха вместе с прочитанным позже курсом «Рождение биополитики». Центральным понятием лекционных курсов является понятие биовласти, введенное Фуко еще в 1976 г. Оба курса нацелены проследить генезис этой «власти над жизнью», в возникновении которой автор видит одно из главных событий в истории человечества, поскольку само это понятие и соответствующие ему практики произвели наиболее радикальные перемены в способе человеческого существования. Конечная цель этих перемен — появление человека homo oeconomicus, «гражданского общества» и соответствующей им либеральной модели управления.
Воля к истине - по ту сторону знания, власти и сексуальностиСборник работ выдающегося современного французского философа Мишеля Фуко (1926 - 1984), одного из наиболее ярких, оригинальных и влиятельных мыслителей послевоенной Европы, творчество которого во многом определяло интеллектуальную атмосферу последних десятилетий. В сборник вошел первый том и Введение ко второму тому незавершенной многотомной Истории сексуальности, а также другие программные работы Фуко разных лет, начиная со вступительной речи в Коллеж де Франс и кончая беседой, состоявшейся за несколько месяцев до смерти философа.
Герменевтика субъектаПриняв за исходную точку анализа платоновский диалог «Алкивиад» (Алкивиад I) Мишель Фуко в публикуемом курсе лекций рассматривает античную «культуру себя» I—11 вв. н. как философскую аскезу, или ансамбль практик, сложившихся пол знаком древнего императива «заботы о себе». Дальний прицел такой установки полная «генеалогия» новоевропейского субъекта, восстановленная в рамках заявленной Фуко «критической онтологии нас самих». Речь идет об истории субъекта, который в гораздо большей степени учреждает сам себя, прибегая к соответствующим техникам себя, санкционированным той или иной культурой, чем учреждается техниками господина (Власть) или дискурсивными техниками (Знание), в связи с чем вопрос нашего нынешнего положения — это не проблема освобождения, но практика свободы.
Дискурс и истина«Дискурс и истина» — это небольшой цикл лекций Мишеля Фуко, а потому — не самостоятельное произведение. Хотя он и представляет собой относительно целостное и законченное обсуждение одной темы, это, скорее, фрагмент более широкой исследовательской программы, развивавшейся французским мыслителем в последние годы его жизни.
Забота о себе. История сексуальности - 3«История сексуальности» Мишеля Фуко (1926–1984), крупнейшего французского философа, культуролога и историка науки, — цикл исследований, посвященных генеалогии этики и анализу различного рода «техник себя» в древности, в Средние века и в Новое время, а также вопросу об основах христианской точки зраения на проблемы личности, пола и сексуальности. В «Заботе о себе» (1984) — третьем томе цикла — автор описывает эволюцию сексуальной морали и модификации разнообразных практик, с помощью которых инцивидуум конституирует себя как такового (медицинские режимы, супружеские узы, гетеро- и гомосексуальные отношения и т.д.), рассматривая сочинения греческих и римских авторов (философов, риторов, медиков, литераторов, снотолкователей и проч.) первых веков нашей эры, в т. ч. «Наставления супругам» и «Диалог о любви» Плутарха, «Беседы» Эпиктета, «Письма к Луцилию» и «О гневе» Сенеки, «Письма» Плиния Мл., «О назначении частей человеческого тела» и «О пораженных местах» Галена, «О медицине» Цельса, «О женских болезнях» Сорана, трактаты позднеэллинистических врачей из сборника Орибасия и т. д. К книге прилагаются аннотированный указатель имен, развернутый указатель цитированных произведений и библиография сочинений Фуко.
Интеллектуалы и властьИнтеллектуалы и власть. Избранные политические статьи, выступления и интервью. В настоящее время Мишель Фуко является одним из наиболее цитируемых авторов в области современной философии и теории культуры. В 90-е годы в России были опубликованы практически все основные произведения этого автора. Однако отечественному читателю остается практически неизвестной деятельность Фуко-политика, нашедшая свое отражение в многочисленных статьях и интервью. Среди тем, затронутых Фуко: проблема связи между знанием и властью, изменение механизмов функционирования власти в современных обществах, роль и статус интеллектуала, судьба основных политических идеологий XX столетия.
Интеллектуалы и власть. Избранные политические статьи, выступления и интервью. Часть 1В настоящее время Мишель Фуко является одним из наиболее цитируемых авторов в области современной философии и теории культуры. В 90-е годы в России были опубликованы практически все основные произведения этого автора. Однако отечественному читателю остается практически неизвестной деятельность Фуко политика, нашедшая свое отражение в многочисленных статьях и интервью. Среди тем, затронутых Фуко: проблема связи между знанием и властью, изменение механизмов функционирования власти в современных обществах, роль и статус интеллектуала, судьба основных политических идеологии XX столетия.
Интеллектуалы и власть. Избранные политические статьи, выступления и интервью. Часть 2. Статьи и интервью 1970-1984Книга М.Фуко «Интеллектуалы и власть», Часть 2, представляет собой продолжение публикации избранных политических работ одного из крупнейших французских мыслителей XX в., начатое издательством «Праксис» в 2003 г. В Части 2 собраны статьи, интервью, материалы круглых столов с 1971 по 1982 гг., в которых Фуко продолжает исследование вопросов, определявших его творчество на протяжении всей жизни: какая связь между властью и знанием воплощена в современных правовых институтах? Что такое «государственный интерес»? И, наконец, что такое современная политическая рациональность, как она возникла и чем отличается от политических моделей прошлого?
Использование удовольствий. История сексуальности. Том 2Мишель Фуко является одним из наиболее влиятельных европейских философов второй половины XX века. «Использование удовольствия» является ключевой книгой последнего этапа его творчества; в ней М. Фуко предлагает и подробно обосновывает новую программу исследований «генеалогии знания» и соответствующий этой программе новый методологический аппарат. Вместе с книгами Фуко «История наказания» и «История безумия», уже переведенными на русский язык, данное исследование поистине революционизировало современную этико-политическую мысль, в значительной мере изменило взгляд западного интеллектуала на структуру и основания современного общества и человека.
История безумия в классическую эпохуНепосредственным материалом для этой книги послужила история психиатрии. Фуко показывает прежде всего, что данная отрасль медицинского знания и соответствующий ей институт — психиатрическая лечебница — имеют сравнительно недавнее происхождение. Он доказывает это, раскрывая принципиальное отличие психиатрии и ее трактовки психических болезней от практики предшествующих столетий.
История сексуальности 3. Забота о себе«История сексуальности» М. Фуко (1926 — 1984), крупнейшего французского философа, культуролога и историка науки, — цикл исследований, посвященных генеалогии этики и анализу различного рода «техник себя» в древности, в Средние века и в Новое время, а также вопросу об основах христианской точки зрения на проблемы личности, пола и сексуальности. В «Заботе о себе» (1984) — третьем томе цикла — автор описывает эволюцию сексуальной морали и модификации разнообразных практик, с помощью которых индивидуум конституирует себя как такового (медицинские режимы, супружеские узы, гетеро — и гомосексуальные отношения и т. д.). Книга рассчитана на философов, культурологов, историков, а также на всех читателей, интересующихся проблемами истории европейской цивилизации.
История сексуальности 4. Признания плоти«Признания плоти» — последняя работа выдающегося французского философа и историка Мишеля Фуко (1926–1984), завершенная им вчерне незадолго до смерти и опубликованная на языке оригинала только в 2018 году. Она продолжает задуманный и начатый Фуко в середине 1970-х годов проект под общим названием «История сексуальности», круг тем которого выходит далеко за рамки половых отношений между людьми и их осмысления в античной и христианской культуре Запада. В «Признаниях плоти» речь идет о разработке вопросов плоти в трудах восточных и западных Отцов Церкви II–IV веков, о формировании в тот же период монашеских и аскетических практик, связанных с телом, плотью и полом, о христианской регламентации супружеских отношений и, шире, об эволюции христианской концепции брака. За всеми этими темами вырисовывается главная философская ставка «Истории сексуальности» и вообще поздней мысли Фуко — исследование формирования субъективности как представления человека о себе и его отношения к себе.
Мужество истины. Управление собой и другими IIЛекционный курс «Мужество истины», прочитанный Мишелем Фуко в Коллеж де Франс в 1983–1984 учебном году, представляет собой продолжение курса предыдущего года «Управление собой и другими». Развивая характерную для последнего периода его творчества тематику «заботы о себе», философ предлагает пересмотр своих прежних работ, очерчивая итоговую триаду своих приоритетных исследовательских объектов: знание – власть - субъект. Настоящий лекционный курс стал последним, поскольку через несколько месяцев после его окончания деятельность Фуко была прервана смертью.
Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмыРабота Фуко («Surveiller et punir». Paris, 1975). Начиная книгу с описания публичной казни некоего Дамьена, покушавшегося на Людовика XV (1757), а также воспроизводя распорядок дня для Парижского дома малолетних заключенных (1838), Фуко приходит к выводу о том, что в течение менее чем века (середина 18 - первая треть 19 в.) произошло «исчезновение публичных казней с применением пыток»: «за несколько десятилетий исчезло казнимое, пытаемое, расчленяемое тело, символически клеймимое в лицо или плечо, выставляемое на публичное обозрение живым или мертвым. Исчезло тело как главная мишень судебно-уголовной репрессии». В итоге, по мысли Фуко, «наказание постепенно становится наиболее скрытой частью уголовной процедуры»; «из наказания исключается театрализация страдания».
НенормальныеКнига — многогранное исследование становления в новоевропейской культуре представления о норме как биологическом, психологическом, моральном и политическом феномене. Центральное место здесь занимает процесс замещения образа монстра как существа, абсолютно нарушающего законы природы и мира, представлением о норме и ненормальном как субъекте, не поддающемся нормативному воспитанию и не вписывающемся в нормативную систему социума. Значительное внимание в лекциях уделено теме сексуальности и эволюции «тела удовольствия» как средства контроля индивида со стороны общественных институтов и одновременно формы его ускользания от давления «власти-знания», что позволяет проследить становление основных идей третьего периода творчества Фуко конца 70-х-80-х гг.
Нужно защищать обществоКнига — публикация лекций Мишеля Фуко — знакомит читателя с интересными размышлениями ученого о природе власти в обществе. Фуко рассматривает соотношение власти и войны, анализируя формирование в Англии и Франции XVII–XVIII вв. особого типа историко-политического дискурса, согласно которому рождению государства предшествует реальная (а не идеальная, как у Гоббса) война. Автор резко противопоставляет историко-политический и философско-юридический дискурсы. Уже в аннотируемой книге он выражает сомнение в том, что характерное для войны бинарное отношение может служить матрицей власти, так как власть имеет многообразный характер, пронизывая вес отношения в обществе.
Психиатрическая властьКурс лекций «Психиатрическая власть», прочитанных Мишелем Фуко в Коллеж де Франс в 1973-1974 учебном году, посвящен феномену психиатрической власти, сформировавшемуся в XIX в. как одно из следствий окончательного перехода от власти-господства, которая характеризовала средневековое общество и постепенно сдавала позиции на протяжении Нового времени, к дисциплинарной власти. Очерчивая специфику психиатрической власти, Фуко рассматривает ее с двух сторон: с точки зрения медицинских технологий истины и с точки зрения эволюции больничного института. На этих путях складывались две взаимно подкрепляющие друг друга составные части психиатрического знания-власти. Но взаимная поддержка, по мысли Фуко, связывала и связывает по сей день и две технологии истины: ее выпытывание, характерное для традиционной медицины, и ее рациональное обнаружение.
Психическая болезнь и личность«Психическая болезнь и личность» (1954) — первая книга Мишеля Фуко. Именно в ней находятся истоки его творчества, а также содержится набросок генеалогии безумия, которая через семь лет ляжет в основу «Истории безумия в классическую эпоху». В этой работе предстает ранний Фуко, не знакомый русскоязычному читателю, — ещё не постструктуралист, и даже не структуралист, но феноменолог. Это книга, о которой сам Фуко предпочитал не говорить, запрещал переиздавать и незаслуженно отказывал ей в статусе своей первой работы. Текст снабжен исследовательским введением, подробным комментарием и приложением, в котором показаны расхождения первого и второго издания. Книга адресована философам, психологам, психиатрам, а также всем, кто интересуется проблемами современной гуманитарной науки.
Ранние работыИздание включает тексты Мишеля Фуко, опубликованные до 1961 году и посвященные психологии. Во всех этих работах Фуко предстает в нетрадиционном для себя исследовательском амплуа — антрополога и психолога, — он ратует за «настоящую» психологию и стремится наметить горизонты антропологии как науки о человеке и его существовании. Тексты показывают методологические и тематические истоки творчества Фуко, первые шаги в формировании оснований будущих археологического и эпистемологического проектов, уникальная постановка традиционных для Фуко проблем гуманитарных наук, их теории и практики показывает эволюцию его идей, обнажая позицию, с которой в свой зрелый период он будет яро бороться.
Речь и истина. Лекции о парресии (1982-1983)Осенью 1983 года Мишель Фуко читает в Калифорнийском университете в Беркли цикл из шести лекций под названием «Речь и истина», впервые представленный в этой книге в виде полного критического издания. В этих лекциях со всей очевидностью проявляются богатство понятия парресии и его стратегическая роль в этических и политических размышлениях Фуко. В частности, Фуко исследует трансформации этого понятия в античном мире: парресия, первоначально являвшаяся политическим правом афинского гражданина, у Сократа становится одной из главных черт философской речи, а потом, у киников и в философской жизни вообще, в той мере, в какой она может быть провокационной и даже скандальной; наконец, в первые столетия Римской империи парресия превращается в основание отношений между учителем и учеником в культуре себя. Занимаясь анализом парресии, Фуко в то же время развивает свой собственный проект истории настоящего и размечает вехи генеалогии критической установки, свойственной современности и Новому времени. В данном издании публикуется также расшифровка лекции, прочитанной Мишелем Фуко в мае 1982 года в университете Гренобля специалистам по античной философии, она представляет более ранний и несколько отличный этап его размышлений о парресии.
Рождение биополитикиЛекционный курс Мишеля Фуко «Рождение биополитики» был прочитан в Коллеж де Франс в 1978–1979 учебном году. Фуко в первый и последний раз избирает объектом своего анализа историю мысли XX века. В центре его внимания оказывается становление неолиберализма как определяющей современное состояние западного мира политико-экономической доктрины. Фуко с присущими ему скрупулёзностью и изяществом анализирует две основных ветви неолиберализма — германский ордолиберализм и американский анархо-либерализм, предлагая оригинальную версию событий, отличную от принятой в англо-саксонском мире. Эта исследовательская стратегия позволяет ему подойти к теме биополитики — тотального властного инвестирования всех жизненных процессов, в которое оказалось включено все западное человечество.
Рождение клиникиПредпринимаемое здесь исследование содержит смелый замысел - быть одновременно и историческим и критическим в той мере, в которой идет речь об установлении условий возможности медицинского опыта в том виде, в котором его знает современная эпоха. Эта книга написана не в пользу одной медицины против другой, тем более не против медицины и за отказ от нее. Речь идет об исследовании, пытающемся вычленить из дискурса исторические условия. В том, что говорится людьми, учитывается не только то, что они могли бы думать о вещах, но и то, что с самого начала приводит их в систему, делая в последующем бесконечно открытыми новым дискурсам и задачам их трансформации...
Слова и вещиВ современную эпоху научное познание быстро подвергается значительным изменениям: меняется роль науки в общественной жизни, меняются те формы и методы, посредством которых она осмысливает природу и общество, меняются взаимоотношения науки с другими формами общественного сознания. Бурные революционные сдвиги в общественном бытии поставили перед общественным сознанием ряд новых проблем или потребовали переосмысления проблем традиционных: о смысле человеческой жизни, о связи индивидуальной человеческой судьбы с социальной историей, о роли и месте человека во вселенной, наконец, о самой возможности, границах и критериях познания природной и социальной действительности.
Управление собой и другимиЛекционный курс Мишеля Фуко «Управление собой и другими» был прочитан в Коллеж де Франс в 1982-1983 учебном году. Здесь Мишель Фуко развивает темы, обозначенные в «Герменевтике субъекта» (1981-1982 учебный год), и намечает некоторые идеи, которые получат развитие в двух последних томах «Истории сексуальности» («Использование удовольствий» и «Забота о себе»). Тексты лекций этого года должны были войти в книгу «Управление собой и другими», публикации которой помешала болезнь и смерть Фуко. Основным понятием курса стала parresia — многозначный термин, позволивший Фуко обозначить проблему высказывания правды в философском дискурсе, прослеживающуюся от античности до наших дней. Благодаря такой проблематизации Фуко заново пересматривает смысл философии как практики преобразования себя, позволяющей управлять собой и другими. Политика при этом оказывается обязательным испытанием, через которое должна пройти философия.
Это не трубка. Навязчивость взгляда М. Фуко и живописьМежду 1962 и 1975 годами, не прерывая работу в архивах, Фуко обращается к формулировке основных теоретико-познавательных положений дисциплины, получившей позднее известность как археология знаний. В небольшом эссе «Это не трубка» отчеканивается метод, пересекаются пути его размышлений: в каждой работе этого периода Фуко исследует разного рода исторические трансформации. Метод, который претерпевает социокультурный и эстетический символизм зрения («взгляда»). Комментарий Фуко к живописи Магритта — лишь один из множества его «живописных» комментариев. Как тут не вспомнить о его же описании, почти бесконечном, полотна Веласкеса «Менины» (вводный текст «Придворные дамы» из книги «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук») или о странной судьбе его книги о Мане? Фуко отказывается следовать феноменологической традиции, упраздняет из своих исследований понятие интенциональности и вводит оппозицию говорить/видеть (dire/voir), ставшую впоследствии основой концептуального каркаса «археологии знания».
Это не трубка. Навязчивость взгляда: М. Фуко и живописьСоавтор: Подорога В.А. Между 1962 и 1975 годами, не прерывая работу в архивах, Фуко обращается к формулировке основных теоретико-познавательных положений дисциплины, получившей позднее известность как археология знаний. В небольшом эссе «Это не трубка» отчеканивается метод, пересекаются пути его размышлений. в каждой работе этого периода Фуко исследует разного рода исторические трансформации, который претерпевает социокультурный и эстетический символизм зрения («взгляда»). Комментарий Фуко к живописи Магритта — лишь один из множества его «живописных» комментариев. Как тут не вспомнить о его же описании, почти бесконечном, полотна Веласкеса «Менины» (вводный текст «Придворные дамы» из книги «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук») или о странной судьбе его книги о Мане? Фуко отказываается следовать феноменологической традиции, упраздняет из своих исследований понятие интенциональности и вводит оппозицию говорить/видеть (dire/voir), ставшую впоследствии основой концептуального каркаса «археологии знания».
|
|
момент восхождения на ступени будущего
для того чтобы не отягощенно быть...
Благодарю гостя за внимание по отношению к Деррида быть может он тот кто заложил фундамент публичной философии где сумашествие это шоу со своим экскурсоводом, Бдагодарен за внимание