koob.ru

Франк С.Л.. Книги онлайн

Франк С.Л.

Семён Людвигович Франк (16 [28] января 1877, Москва, Российская империя — 10 декабря 1950, Лондон, Великобритания) — русский философ и религиозный мыслитель.

Участник сборников «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918). Стремился к синтезу рациональной мысли и религиозной веры в традициях апофатической философии и христианского платонизма, находился под влиянием Плотина и Николая Кузанского. Уже будучи в эмиграции обнаружил сходство своих изысканий с идеями Владимира Соловьёва (в особенности в свете концепции положительного всеединства).

Протоиерей Василий Зеньковский, историк русской философии, писал, что среди мыслителей своего поколения Семён Франк был самым философским.

Ещё будучи гимназистом в Нижнем Новгороде, С.Л. Франк принимал участие в марксистских кружках, под влиянием чего поступил на юридический факультет Московского Университета (где был учеником знаменитого проф. А.И. Чупрова). В 1899 арестован и выслан из университетских городов. В 1901 П.Б. Струве привлёк Франка к участию в своём сборнике «Проблемы идеализма» (издан в 1902), где критиковались материализм и позитивизм.

Вскоре после этого Франк уехал за границу, где работал в Берлине и Мюнхене. Несогласие с политикой царского правительства побудило его в 1903 году участвовать в учреждении движения Союз освобождения и принять активное участие в его борьбе за политическую свободу. Состоял в партии кадетов, примыкал к её правому крылу.

Первая печатная работа Франка («Теория ценности Маркса») была посвящена критике марксизма (1900). В 1902 в сборнике «Проблемы идеализма» был опубликован его первый философский этюд («Ницше и любовь к дальнему») — с этого времени творчество Франка становится связано всецело с проблемами философии. После сдачи магистерского экзамена (1912) Франк становится приват-доцентом Петербургского Университета и в этом же году переходит в православную веру. В 1915 защищает магистерскую диссертацию («Предмет знания»), в которой касается онтологических условий возможности интуиции как непосредственного восприятия реальности, тем самым примыкая к течению интуитивизма.

Книга «Душа человека», опубликованная в 1918, была представлена Франком как диссертация на степень доктора, но из-за внешних условий русской жизни защита её уже не могла состояться. В 1917 Франк возглавил историко-филологический факультет молодого Саратовского Университета, а в 1921 занял кафедру философии в Московском Университете.

В 1922 выслан из России, устроился в Берлине и вошёл в состав Религиозно-Философской Академии, организованной Н.А. Бердяевым, с которым работал ещё в Москве (в «Академии духовной культуры»).

С 1930 переселяется во Францию, откуда в 1945 переехал в Лондон.

Франк С.Л. на видео

Книги (12)

Духовные основы общества
Раздел: Философия

Книга «Духовные основы общества» распадается на две последовательные темы: первая анализирует наиболее популярные социальные концепцииXIX–XX вв.:историзм, биологизм, психологизм.

Эти идолы социальной науки XIX в. создавали иллюзию возможности сведения общественной жизни к «естественным» первоосновам, которые можно было бы описывать языком позитивной науки. Простые, но неотразимые аргументы С. Л. Франка обнаруживают внутреннее противоречие этих установок, тщетно стремящихся вывести высшее из низшего. Параллельно автор вводит принципиальное для него различение «соборного» и «общественного».

Душа человека
Раздел: Философия

Эта работа хочет быть только опытом введения в философскую психологию. Она пытается уяснить лишь первые, элементарные основы философского учения о душе; ее главная задача – помочь современной науке вернуться к принципиальному признанию и пониманию этой области знания, которая фактически постоянно затрагивается и в современной научной литературе, но существо которой предано забвению и пренебрежению.

Крушение кумиров
Раздел: Философия

«Не сотвори себе кумира» — заповедь всегда актуальная: только кумиры меняются. «Крушение кумиров» Франка — прекрасный пример освобождающей «работы» философии и веры — ведь и та и другая призвана свергать идолов.

«Франк» в «Крушении кумиров» делает то, в чем, собственно, и заключается роль философа, в особенности христианского: рушит стереотипы, свергает идолов. Революция, политика, культура, мораль — эти «ценности», которые закрывают от человека реальность, призрачные силы, держащие его в рабстве.

«Крушение кумиров» писалась во время катастрофы христианского мира — после русской революции, между двумя мировыми войнами. Книга до сих пор актуальна: катастрофа продолжается, идолов всё больше...

Непостижимое
Раздел: Философия

Наша жизнь протекает в окружающей нас реальности, которую мы называем «миром» или «действительностью».

Чтобы сохранить нашу жизнь, чтобы осуществлять необходимые для нее цели, мы должны «ориентироваться» в мире, т.е. «познавать» содержания и связи окружающей нас среды, отдавать себе «отчет» в них в той форме, чтобы этим нам была дана возможность вести себя целесообразно в отношении их, держаться в наших действиях пути, необходимого и полезного для условий и целей нашей жизни.

Предмет знания
Раздел: Философия

«Предмет знания» — один из основных и наиболее известных трудов знаменитого русского религиозного философа Франка Семена Людвиговича(1877-1950),его магистерская диссертация.

Автором делается попытка разрешения основного гносеологического вопроса о природе и условиях возможности знания, а также о значении и пределах знания, выраженного в понятиях. Впервые Франк вводит и обосновывает концепцию «Всеединого».

Книга предназначена для тех, кто интересуется религией и философией.

Реальность и человек
Раздел: Философия

Метафизика человеческого бытия.

«В предлагаемой книге я пытаюсь дать более зрелую и углубленную формулировку философской системы, которая складывалась в моей мысли в течение около сорока лет и первую редакцию которой я изложил в книге "Предмет знания", 1915.

За эти долгие годы мои воззрения, конечно, эволюционировали, но определяющая мое мировоззрение центральная интуиция бытия как сверхрационального всеединства осталась неизменной». Семен Франк

Религия и наука
Раздел: Философия

Каково отношение между религией и наукой? Согласимы ли они между собой? Может ли научно образованный и мыслящий человек иметь религиозную веру?

Если поставить эти вопросы современному русскому образованному — или, вернее, полуобразованному — человеку (ибо подлинно образованных людей на свете мало), то на них последует быстрый и решительный отрицательный ответ. Прежде всего, быть может, найдется немало людей, которые, как бы они ни относились к советской власти и господствующим коммунистическим идеям в других областях, в этом вопросе серьезно верят казенной доктрине, что религия есть «опиум для народа», что она «выдумана» «жрецами» или «попами» для того, чтобы одурачить народные массы, держать их в повиновении и извлекать из этого личные выгоды для касты священников или вообще ...

С нами Бог
Раздел: Философия

Выдающийся русский религиозный философ Семен Людвигович Франк, замечательно последовательно развивающий основную парадигму русской религиозной философии – парадигму Всеединства, в помещенных в настоящем издании работах выступает в нехарактерной для себя роли – выходит за пределы чистой, если так можно выразиться, философии и создает плодотворную модель сопряжения последней с богословием.

В данной книге Франк излагает основы христианства и доказывает, что все существенное содержание христианства основано на религиозном опыте, на «встрече человеческого сердца с Богом», на живом «общении с Богом».

Свет во тьме
Раздел: Философия

Книга «Свет во тьме» была написана в самые тяжелые для С. Франка годы, годы Второй мировой войны, когда он жил на юге Франции, терпя нужду и скрываясь от облав на евреев, проводившихся нацистами.

Особое значение для Франка приобретает божественное откровение и непосредственное мистическое общение с Богом, которое укрепляет человека в вере, почти умершей в сердцах людей первой половины ХХ века. Вера нужна, особенно в период тяжелых испытаний, чтобы дать человеку прочную нравственную опору в жизни.

Книга представляет собой попытку религиозного осмысления личного идейно-жизненного опыта автора.

Смысл жизни
Раздел: Философия

"Смысл жизни". Работа, знаковая для религиозно-философской концепции Франка, является своеобразным продолжением его резко критичной по отношению к социализму как крайней степени общественного рационализма работы "Крушение кумиров". Именно здесь великий мыслитель развивает интереснейшую концепцию слияния богословия и "чистой философии" - и выдвигает интереснейшую теорию результатов подобного сопряжения.

Сочинения
Раздел: Философия

Характеризуя собственную философию, Франк пишет: «Мои религиозно-общественные воззрения я определяю как «христианский реализм».

В сборник вошли произведения: «Фр.Ницше и этика „Любви к дальнему“», «Этика нигилизма», «Крушение кумиров», «Непостижимое».

Вступительная статья, составление, подготовка текста и примечания Ю.П. Сенокосова.

Учение Спинозы об атрибутах
Раздел: Философия

Атрибут - то, что составляет сущность субстанции, её фундаментальное свойство. Нам известно только два атрибута - «протяжение» и «мышление», хотя их может быть бесконечное количество. Атрибуты совершенно независимы, то есть не могут влиять друг на друга. Однако как для субстанции в целом, так и для каждой отдельной вещи выраженность существования через атрибут протяжения и мышления согласуются: «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей».

Комментарии читателей

Фимилон / 4.08.2014Франк очень замечателен тем что открывает горизонты метафазиса и метафизиса
Эдуард / 10.12.2013Франк один из крупнейших русских философов 20 века. Его просто необходимо изучать
Антрополог / 18.12.2012Удивительная, замечательная библиотека. Спасибо.
Гость / 31.03.2010СПАСИБО ОГРОМНОЕ ЗА РАБОТЫ С.Л. ФРАНКА
Класик / 7.12.2009Советую прочитать (изборочно просканировать) этого удивительного и актуального автора, тем кто причисляет себя к психологам. Здесь затрагиваются темы и проблемы корневым образом относящиеся к "человеку"
Добавить отзыв
Авторы сайта
Георгий Ефимов & Владимир Никонов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться