|
Гайденко П.П.. Книги онлайн Пиама Павловна Гайденко (30 января 1934, с. Николаевка, Донецкая область, УССР, СССР) — советский и российский философ, историк философии. Лауреат премии им. Г.В. Плеханова (1997). Доктор философских наук. Член-корреспондент Российской академии наук с 26 мая 2000 года по Отделению философии, социологии, психологии и права (философия). Окончила философский факультет МГУ (1957). По окончании университета работала младшим редактором в Издательстве иностранной литературы, училась в аспирантуре МГУ. В 1962 году в Московском институте народного хозяйства имени Г. В. Плеханова защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Философия М. Хайдеггера как выражение кризиса современной буржуазной культуры»). В 1962–1967 годах преподавала на кафедре истории зарубежной философии философского факультета МГУ. В 1967–1969 годах — старший научный сотрудник Института международного рабочего движения АН СССР. C 1969 по 1988 год работала в Институте истории естествознания и техники АН СССР. В 1982 году защитила диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Эволюция понятия науки: становление и развитие первых научных программ» (специальность 09.00.03 — «история философии»). С 1988 года — заведующая сектором философских проблем истории науки в Институте философии РАН. В 1997 году стала лауреатом премии им. Г.В. Плеханова РАН «за цикл работ по проблемам закономерностей истории развития науки». Член редакционной коллегии журнала «Вопросы философии». Автор ряда статей в «Философской энциклопедии», Большой советской энциклопедии, «Большой Российской энциклопедии», «Новой философской энциклопедии», «Философском энциклопедическом словаре».
Книги (15)
Владимир Соловьев и философия Серебряного векаВ центре внимания автора — творчество В.С. Соловьева оказавшего сильное влияние на развитие как философской мысли в России последнего столетия, так и в особенности на культуру Серебряного века. Под воздействием идей Соловьева формировались воззрения С.Н.и Е.Н. Трубецких, Н.О. Лосского, С.Л. Франка, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Д.С. Мережковского и др. Романтический эстетизм, характерный для Соловьева, — с его культом вечной женственности — во многом определил атмосферу Серебряного века, прежде всего поэзию символизма; хилиастическая утопия «посюстороннего преображения вселенной», объединявшая Соловьева с Достоевским, вылилась в предреволюционные годы в движение к радикальному религиозному обновлению, получившее имя «нового религиозного сознания» (Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов и др.). Анализ отечественной мысли дается автором в широком контексте европейской философии XIX-XX вв., начиная с Просвещения и немецкого идеализма и кончая неокантианством, философией жизни А. Бергсона и Ф. Ницше, феноменологией и экзистенциализмом.
Время. Длительность. ВечностьКнига посвящена анализу проблемы времени, как она ставилась в философии и науке начиная с античности и до наших дней. В центре внимания автора — парадоксы времени и внутренняя сопряженность понятий времени и вечности. Автор сочетает логико-теоретический анализ понятия времени со сравнительно-историческим анализом, показывая, что каждой крупной эпохе в развитии мысли присущи некоторые общие подходы к исследованию времени. Так, в классической античности время рассматривается в связи с жизнью космоса (Платон, Аристотель); в эпоху эллинизма оно предстает как форма жизни мировой души (Плотин), а у отцов Церкви — как форма жизни души индивидуальной (Августин). В средние века на первый план выходит тема «время — вечность» (не чуждая, впрочем, и предшествующим вышеупомянутым мыслителям). В новоевропейской философии и науке подчеркивается относительность и субъективность времени, имеющего, однако, объективную основу — длительность, еще не утратившую связь с вечностью (Декарт, Ньютон, Лейбниц). Наконец, в постметафизический период XIX-XX вв., когда возобладал дух секулярности и на первый план вышла «философия процесса» в разных формах: эволюционизма, историцизма, психологизма, философии жизни и экзистенциализма, — время объявляется последней онтологической реальностью, утрачивая свою укорененность в вечности. Наиболее ярко эта тенденция выражена Хайдеггером — создателем «онтологии времени».
История греческой философииЭта книга, посвященная истории древнегреческой философии, имеет свою специфику: античная философия рассматривается здесь в тесной связи с возникновением и развитием научного знания - математики, космологии, физики. Такой способ рассмотрения продиктован не субъективным предпочтением автора, а вполне объективным обстоятельством: философская мысль, возникающая в конце VI-V вв. до н.э., находится в непосредственном единстве с ранней греческой наукой.
История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессансСоавтор: Давыдов Ю.Н. Книга известных советских специалистов в области западной философской и социологической мысли посвящена всестороннему рассмотрению взглядов классика социологии XX века немецкого ученого Макса Вебера и их влияния на последующее развитие социологической мысли. Особое внимание в работе обращается на анализ таких важных категорий, как «рациональность», «право», «демократия», «бюрократия», «харизма», «ценность», а также предлагаемых им «модели» человека и прогнозов развития человечества в обозримом будущем.
История новоевропейской философииФилософия нового времени существенно отличается от античной и средневековой и по своему содержанию, и по методологическим принципам, и по характеру тех проблем, которые оказываются в центре внимания. Это, разумеется, не значит, что философия совсем теряет связь с прежней традицией, но она по-своему интерпретирует эту традицию, расставляя новые акценты.
Научная рациональность и философский разумВ последние десятилетия философы, социологи, науковеды все активнее обсуждают проблему рациональности; в философии науки она стала одной из самых актуальных. Как пишет немецкий философ В. Циммерли, «основная и ключевая проблема, вокруг которой движется континентально-европейская философия наших дней, — это тема рациональности и ее границ»
Парадоксы свободы в учении ФихтеКнига посвящена исследованию основной проблемы, которую пытается разрешить Фихте — один из ведущих представителей немецкого идеализма, а именно проблемы свободы. Опираясь на трансцендентальный идеализм Канта, Фихте стремится создать монистическую систему, по своему содержанию противоположную так называемой догматической философии, наиболее последовательным защитником которой, согласно Фихте, был Спиноза. В книге раскрывается эволюция теоретических взглядов Фихте, связанная с попыткой освободиться от присущих понятию свободы внутренних противоречий. Для философов, широких кругов читателей, интересующихся историей философии.
Прорыв к трансцендентномуДанная книга — плод многолетнего труда П. П. Гайденко, философа, известного как в нашей стране, так и за рубежом своими исследованиями экзистенциальной тематики. Автор рассматривает своеобразие онтологии, в центре которой — проблема человеческого существования, обретающего свою свободу и свой смысл в прорыве к трансцендентному — запредельному и непостижимому началу всего сущего.
Трагедия эстетизма. О миросозерцании Серена КиркегораВ данной работе сделана попытка рассмотреть философско-религиозное учение выдающегося датского мыслителя Серена Киркегора сквозь призму тех центральных для его творчества проблем, вокруг которых завязался узел основного противоречия, составившего содержание философских и религиозных идей Киркегора и определившего своеобразие как его художественного стиля, так и стиля его мышления. Рассмотрение этих проблем позволит выявить причину популярности Киркегора в XX веке и интереса к его творчеству и личности. Ибо, не будучи социальным мыслителем, не занимаясь ни экономическими, ни социально-политическими проблемами, Киркегор коснулся того круга вопросов, связанных с кризисом личности, который составил основной нерв буржуазной философии XX века.
Традиции и революции в истории наукиКнига «Традиции и революции в истории науки» посвящена актуальной теме анализа переломных эпох в развитии науки. В историко-философской и историко-научной литературе 60-х годов подчеркивалась обычно важность осознания разрыва, скачка в развитии научных идей. Исследования же последних двух десятилетий все более и более сосредотачивались на выявлении непрерывных, устойчивых моментов в этих переходах обуславливающих взаимосвязь различных теорий, своеобразную трансисторическую целостность познавательной деятельности человека. В данной книге впервые в отечественной философской литературе предпринято систематическое рассмотрение проблемы соотношения традиционного и новаторского в истории науки. Проблема исследуется как в общефилософском контексте, так и на многочисленных примерах из истории науки.
Философия природы в античности и в средние векаСборник посвящен памяти И.Д. Рожанского (1913 — 1994) — выдающегося исследователя античной науки и философии. Книгу составили статьи современных ученых и переводы философских трактатов поздней античности и раннего средневековья. Целиком публикуются переводы трактатов Плутарха, Александра Афродисийского, Плотина, Прокла, Фомы Аквинского, в отрывках — трактаты Симпликия, Макробия, Беды Досточтимого, Иоанна Скотта (Эриугены), анонимных каролингских ученых. Все они подробно откомментированы. Для историков философии, науки и всех интересующихся историей античной и средневековой культуры и мысли.
Философия Фихте и современностьВ книге дан марксистский анализ учения И.Г. Фихте — представителя немецкой классической философии, явившейся одним из теоретических источников марксизма. Философия Фихте сыграла большую роль в создании диалектического метода — этого наиболее ценного достижения немецкого классического идеализма. Автор прослеживает развитие основных диалектических моментов философии Фихте: учение о деятельном субъекте, историчность и активность его сознания, диалектику свободы и необходимости. Философия Фихте рассматривается в историческом контексте.
Философско-религиозные истоки наукиВ статьях, посвященных проблемам возникновения современной науки в XVII в., авторы приходят к выводу, что становление научного мировоззрения в работах Галилея, Декарта, Мерсенна и др. было результатом не столько стремления к переустройству мира, сколько осмысления основных положений христианства и применения их в новой области — теоретического и практического познания мира. В своем исследовании авторский коллектив стремился не забывать два момента. С одной стороны, постулируя определенные нормы понимания, доказательности, истинности, выдвигая известные положения в качестве аксиом, предлагая правила вывода из этих аксиом, наука ориентирована на то или иное представление об очевидности, на тот или иной опыт истины. Философская рефлексия выделяет узловые моменты этого опыта, религиозное сознание определяет собою его глубинные истоки. Так, можно вскрыть параллели между теологией деизма и механикой Декарта, между аксиомами дифференциального исчисления, как оно появилось в XVI–XVII вв., и теологическими построениями Николая Кузанского, между принципом неопределенности Бора и творчеством его соотечественника Сёрена Киркегора. С другой стороны, необходимо учитывать внутреннюю логику развития науки, специфику ее понятийного и — особенно в новое время — технико-экспериментального инструментария, обеспечивающих известную устойчивость научной традиции, чтобы не впасть, если можно так выразиться, в «вульгарный культурологизм», вред от которого может быть не меньшим, чем от вульгарного социологизма.
Эволюция понятия наукиМонография посвящена анализу развития научного знания с VI в. до н.э. по XVI в. н.э. В ней прослеживается, как на протяжении этого периода менялись понимание науки, ее предмета и методов исследования, представления об идеалах научного знания. В центре внимания автора — становление и развитие первых научных программ, в рамках которых формировались методологические принципы исследования природы и фундаментальные понятия научного мышления — понятия числа, пространства, движения, конечного и бесконечного, непрерывного и др. В книге показано, как с изменением исторических условий в Средние века и в эпоху Возрождения пересматриваются ключевые понятия научных программ, сложившихся в античности, и тем самым подготавливаются предпосылки естествознания Нового времени.
Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.)Монография является продолжением вышедшей в 1980 г. книги «Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ». Автор показывает, как на протяжении XVII в. пересматривается то понимание науки, ее методов и способов обоснования знания, которое сложилось к концу средневековья. Рассматривается становление новых научных программ, которые формируются в XVII в.: атомистической, картезианской, нъютонианской и лейбницевой.
|
|
Смысла в жизни, как стремлении к счастью, нет. Жизнь ради себя - бессмыслена. Но помните Веронику из "Летят журавли", она спасает ребёнка. Или девочка из мультфильма про цветик-семицветик, ведь она она встречает мальчика-инвалида с костылями. И даже, если посмотреть на пенсионеров, которые торгуют, которые едят окорачку только по праздникам или детей лет 12, которые просят сигареты. Я считаю, что помощь людям, вот эта обязаловка и есть смысл. Вспомните Сонечку Мармеладову, то зачем она жила. Осталось только соединить это с собой. Своими действиями спроектировать себя, делать будущее (менять реальность).