koob.ru

Хоркхаймер Макс. Книги онлайн

Хоркхаймер Макс

Макс Хоркхаймер (нем. Max Horkheimer, 14 февраля 1895, Штутгарт — 7 июля 1973, Нюрнберг) — немецкий философ и социолог, один из основателей Франкфуртской школы.

Родился в состоятельной еврейской семье в Штутгарте. В шестнадцатилетнем возрасте был вынужден оставить учёбу, чтобы пойти работать на заводе отца. После Первой мировой войны изучал в Мюнхенском университете философию и психологию, затем переехал во Франкфурт-на-Майне, где учился у Иоганна Корнелиуса. Там же встретился с Теодором Адорно, дав начало длительной дружбе и плодотворному сотрудничеству. В 1925 году защитил диссертацию, посвящённую Иммануилу Канту.

Профессор (1930–1933 и 1949–1963), а впоследствии и ректор (1951–1953) университета во Франкфурте-на-Майне. В 1930 году также стал директором Института социальных исследований, оставаясь им до 1965 года. Возглавляя Институт, Хоркхаймер способствовал развитию на его базе неомарксистской Франкфуртской школы. После прихода к власти нацистов покинул Германию, в 1934–1949 годах находился в эмиграции в США, где был профессором Колумбийского университета.

Издавал журнал «Zeitschrift für Sozialforschung» («Журнал социальных исследований»; 1932–1941). После войны выступил с серией публикаций по исследованию национальных и расовых предрассудков («Studies in prejudice», v. 1–5,1949–1950). Написанная Хоркхаймером совместно с Т. Адорно «Диалектика Просвещения» (1947) явилась программным выражением философско-социологических идей Франкфуртской школы этого периода.

В развитой им т. н. критической теории общества Хоркхаймер пытался соединить почерпнутые у Карла Маркса мотивы критики буржуазного общества с идеями гегелевской диалектики и психоанализа Зигмунда Фрейда, а также этики Артура Шопенгауэра.

Хоркхаймер Макс на видео

Книги (2)

Затмение разума. К критике инструментального разума
Раздел библиотеки: Философия

Программная книга основателя и лидера Франкфуртской школы, сложившейся вокруг Института социальных исследований, написана в своеобразном жанре самокритики философского разума и представляет до сих пор актуальные размышления о том, как и для чего можно и нужно человеку использовать свой разум, чтобы средства не превращались в самоцель.

Культурная индустрия
Раздел библиотеки: Философия

Соавторы: Адорно Т.

«Культурная индустрия может похвастаться тем, что ей удалось без проволочек осуществить никогда прежде толком не издававшийся перевод искусства в сферу потребления, более того, возвести это потребление в ранг закономерности, освободить развлечение от сопровождавшего его навязчивого флера наивности и улучшить рецептуру производимой продукции. Чем более всеохватывающей становилась эта индустрия, чем жестче она принуждала любого отдельно стоящего или вступить в экономическую игру, или признать свою окончательную несостоятельность, тем более утонченными и возвышенными становились ее приемы, пока у нее не вышло скрестить между собой Бетховена с Казино де Пари. Культурная индустрия убивает двух зайцев одним ударом: то истинное искусство, что она уничтожает вокруг себя, она с легкостью воспроизводит в рамках собственной системы как искусство ложное…»

Добавить отзыв об авторе
Библиотека «Куб» Почта