|
Ильенков Э.В.. Книги онлайн Эвальд Васильевич Ильенков (18 февраля 1924, Смоленск — 21 марта 1979, Москва) — советский философ, исследователь марксистско-ленинской диалектики. Его работы посвящены различным вопросам марксистской теории познания, природы идеального, личности, творческой деятельности, а также педагогики, этики и эстетики. В области истории философии был исследователем наследия Б. Спинозы и Гегеля, уделял много внимания критике позитивизма. Идеи Ильенкова оказали большое влияние не только на собственно философские исследования, но и на такие научные дисциплины, как психология, в которой выдающийся советский и российский учёный В. В. Давыдов создал оригинальную концепцию видов обобщения в обучении, соединив идеи Э. В. Ильенкова с традицией Л. С. Выготского. Идеи Ильенкова вызвали интерес у ряда современных философов США, Канады, Финляндии и других стран. Его работы издавались в Германии, Италии, Великобритании, Греции, Японии и других странах. Эвальд Ильенков родился в семье писателя, лауреата Сталинской премии В.П. Ильенкова и учительницы Елизаветы Ильиничны (Ильенковой). В 1928 году семья переехала в Москву и с 1933 года Ильенковы поселились в доме Первого писательского кооператива. В июне 1941 года Ильенков окончил московскую среднюю школу № 170, в сентябре поступил на философский факультет МИФЛИ им. Н.Г. Чернышевского. Вместе с институтом в октябре-ноябре 1941 года эвакуировался в Ашхабад, где продолжил учёбу. В декабре 1941 года все факультеты МИФЛИ вошли в состав в МГУ, который также был эвакуирован в Ашхабад; в июле 1942 года МГУ переезжает в Свердловск. В августе 1942 года Ильенков был призван в Красную Армию и направлен в Одесское артиллерийское училище им. М.В. Фрунзе в городе Сухой Лог Свердловской области. По окончании училища в октябре 1943 года в звании младшего лейтенанта направлен на Западный фронт, затем в состав 2‑го и 1‑го Белорусских фронтов. Командовал артиллерийским взводом, принимал участие в боевых действиях на Сандомирском плацдарме, с боями дошёл до Берлина, где встретил День Победы. За боевую доблесть награждён орденом Отечественной войны II степени и медалями. После окончания войны до августа 1945 года служил в составе контингента советских войск в Германии. В августе 1945 года Ильенков получил командировку в артиллерийский отдел газеты «Красная звезда» в Москве, где работал литературным сотрудником до февраля 1946 года, когда, демобилизовавшись, закончил службу в советской армии. После этого продолжил обучение на философском факультете МГУ, в апреле 1950 года принят в члены КПСС. В аспирантуре его научным руководителем стал профессор Теодор Ильич Ойзерман, в 1953 году Ильенков защитил кандидатскую диссертацию «Некоторые вопросы материалистической диалектики в работе К. Маркса „К критике политической экономии“», повлиявшую на выделение диалектической логики как направления марксистско-ленинской философии. В ноябре того же года Эвальд Васильевич был принят в сектор диалектического материализма Института философии АН СССР на должность младшего научного сотрудника, там он проработал вплоть до конца жизни[2]. В 1953 году Ильенков начал вести на философском факультете МГУ спецсеминар, посвящённый логике «Капитала» Карла Маркса.
Ильенков Э.В. на видео
Книги (17)
Сборник статейИльенков Э.В. (вместе с Зиновьевым А.А.) во многом определил ту тематику, в рамках которой осуществлялись интенсивные поиски в советской философской литературе 60— 80-х гг. 20 в. Он не просто основал влиятельную школу, а задал новый круг проблем и способов философствования. Многие отечественные философы этого времени были либо ею непосредственными учениками, либо испытали серьезнейшее влияние его идей, которое не прекращалось и тогда, когда они разрабатывали собственные концепции и по каким-то вопросам вступали с ним в полемику.
Вопрос о тождестве мышления и бытия в домарксистской философииВопрос о тождестве мышления и бытия занимает важное место в истории философии. Диалектика и логика не одно и то же; ведь диалектика — это учение о бытии, а логика — учение о мышлении, а поскольку мышление и бытие — вещи разные, постольку нельзя говорить об их тождестве. Здесь сказывается именно боязнь принципа «тождества мышления и бытия» как проявления якобы «гегельянщины». Рождена же эта боязнь простой неосведомленностью. Развеять эту боязнь необходимо, и для этого целесообразно обратиться, в частности, к истории домарксистской философии.
Диалектика абстрактного и конкретного в Капитале МарксаКнига известного отечественного философа Э.В.Ильенкова, в которой исследуется философское значение «Капитала», выдающегося труда Карла Маркса. Автор всесторонне изучает одну из наиболее существенных и интересных сторон диалектического метода, охарактеризованную самим Марксом как способ восхождения от абстрактного к конкретному.
Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышленииГлавный философский труд Эвальда Васильевича Ильенкова, принесший автору международную известность. В книге исследуются закономерности теоретического мышления в контексте логики развития политической экономии как науки. Предмет исследования - конкретный историзм категориальных характеристик мышления. В монографии показано, что критика политэкономии у К.Маркса содержательным образом связана с выявлением историко-философских предпосылок формирования научной теории вообще. Важнейшие особенности научного метода исследования непосредственно обнаруживаются в анализе понятий абстрактного, конкретного, противоречия, исторического и логического.
Диалектическая логика. Очерки истории и теорииВ книге излагаются результаты многолетних исследований автора в области истории формирования диалектической логики, рассматриваются существенные стороны марксистско-ленинской теории диалектики. Как и другие работы автора, книгу отличает содержательный анализ и доступное изложение самых сложных проблем философии.
Драма советской философии. Эвальд Васильевич Ильенков (Книга - диалог)Известные философы и представители других гуманитарных наук ведут диалог о феномене «советская философия», ее идейной, духовной драме, обратившись к личности и творческому наследию одного из выдающихся ее создателей — Э.В.Ильенкова. Такой подход и контекст позволили по достоинству оценить сложную, противоречивую природу и историю советской философии, ее обретения и потери, преодолеть упрощенчество и излишнюю идеологизацию в трактовке интеллектуального процесса в условиях тоталитарного режима. Теоретический вклад Э.В.Ильенкова рассматривается в книге во всех его наиболее значимых аспектах и результатах (проблемы диалектической логики, идеального, личности, вопросы этики и эстетики).
Искусство и коммунистический идеалВ книге собраны работы по эстетике известного советского философа Э.В. Ильенкова, чьи книги и выступления были с большим интересом встречены философской общественностью и широкими кругами читателей. Глубокая научная эрудиция, органическая связь проблем философских с общественными проблемами, вопросов теории и практики, публицистическая острота — важнейшие черты всего научного наследия Э.В. Ильенкова, сохраняющего свое значение и сегодня.
Ленинская диалектика и метафизика позитивизмаКнига доктора философских наук, лауреата премии имени Чернышевского Э. В. Ильенкова — итог многолетних раздумий ее автора в области диалектики, диалектической логики, теории познания. Это живой рассказ об обстоятельствах написания работы В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», о том понимании диалектики, которое отстаивал Ленин в этой работе и развил далее в «Философских тетрадях», о его страстной борьбе против позитивизма и позитивистского способа мышления.
Об идолах и идеалахКнига выдающегося советского философа-марксиста Э.В.Ильенкова «Об идолах и идеалах» впервые была опубликована в 1968 г. и давно стала раритетом. С тех пор ее основные идеи нисколько не устарели. Более того, они стали еще актуальнее в эпоху бурного развития информационных технологий и технологий манипулирования общественным сознанием. В обществе, которое столкнулось с новыми капиталистическими реалиями, вновь возник спрос на литературу, которая бы популярно, и вместе с тем на высоком теоретическом уровне, раскрыла вдумчивому читателю сущность того, что такое идеология, и что такое идеальное; в чем заключается сущность человека и сущность мышления; бог ли создал человека, или человек - своих идолов и богов; почему не может мыслить машина, и что превращает человека в машину; в чем заключается тайна развития человека и его творческих способностей. На эти и многие другие сложные вопросы даны ответы в этой книге.
Об эстетической природе фантазии. Что там, в Зазеркалье?Книга содержит избранные статьи выдающегося советского философа Ильенкова Э.В., посвященные вопросам искусства и эстетики. Автор рассуждает о природе художественной фантазии, той таинственной способности, которая отличает художника, творца от человека с математическим умом; о важнейших проблемах эстетики как науки и о специфической функции искусства, в которой его не может заменить никакая другая форма общественного сознания; о том, можно ли в искусстве, литературе говорить о серьезных вещах несерьезным тоном, а также об отношениях красоты, добра и истины, в частности в свете концепции Г. В. Ф. Гегеля об отношении истины к красоте.
От абстрактного к конкретному. Крутой маршрут. 1950-1960В настоящее издание вошли ранние работы Э. Ильенкова, написанные в 50-е годы и прежде не публиковавшиеся. Фоном для текстов философа служит драматическая история издания его первой книги «Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении». Научно-теоретическая мысль рождалась в обстановке мракобесия, в атмосфере антинаучной фантастики, и эту атмосферу постепенно очищала. Исторические аналогии напрашиваются сами собой: философия (начиная с Сократа), теология (которая, конечно, не наука) — Лютер, астрономия — созвездие имен борцов за гелиоцентризм, биология, клеточная теория, генетика... Актуализация памяти о тех событиях весьма своевременна именно сейчас — в условиях наступления агрессивного иррационализма разных сортов, широкого распространения примитивных, превратных представлений об истории отечественной философии.Данное издание продолжает серию, начатую книгой «Страсти по тезисам о предмете философии. 1954-1955» (2016 г.). Серию продолжит публикация не издававшихся работ Эвальда Ильенкова 60–70-х гг.
Страсти по тезисам о предмете философии. 1954-1955Соавтор: Коровиков В.И. Жанр этой книги — философский детектив — сложился сам собой. Потому что история отечественной философии в ее наиболее драматических, переломных моментах оказывается, при ее внимательном рассмотрении, вполне детективной. В центре описываемых событий — знаменитые Тезисы о предмете философии Э.В. Ильенкова и В.И. Коровикова 1954-1955-х годов. Здесь представлены как оригинальные, ранее не публиковавшиеся тексты авторов нашумевших тезисов, так и многочисленные архивные материалы — протоколы, стенограммы заседаний и обсуждений в различных коллективах и инстанциях — университетских, академических, партийных. Можно убедиться в том, какие нешуточные страсти бушевали за тем, что потом отражалось в невыразительных формулировках учебников. Книга адресована всем, кого интересуют метаморфозы общественного сознания и судьба отечественной философии.
Учитесь мыслить смолодуПотребность занять ум, потребность думать, мыслить, понимать то, что видишь... Вряд ли приходится доказывать, что ум не роскошь, а гигиена. Гигиена духовного здоровья, столь же необходимого для жизни, как и здоровье физическое.
Философия и культураПроблемы человеческого мышления, сущности творческой деятельности человека — предмет размышлений Ильенкова. Его работы отличают эрудиция, глубина и смелость мысли, нестандартность решений, самостоятельность в поисках ответов на мировоззренческие проблемы и блестящий литературный стиль. В силу обстоятельств прошлых лет многим его трудам был закрыт путь к широкой читающей и мыслящей аудитории. Книга рассчитана на всех интересующихся философией.
Школа должна учить мыслитьВ сборнике `Школа должна учить мыслить` представлены изданные и в основном неизданные прежде работы выдающегося философа Эвальда Ильенкова (1924-1979), посвященные педагогическим проблемам. Эти работы были написаны автором в 60-70-х годах. Как научить ребенка мыслить? Какова роль школы и учителя в этом процессе? Как формируются интеллектуальные, эстетические и иные способности человека? На эти и иные вопросы, которые и сегодня со всей остротой встают перед российской школой и учителями, отвечает философ. Источник: www.ihtik.lib.ru
Эвальд Васильевич ИльенковКнига посвящена выдающемуся философу — Эвальду Васильевичу Ильенкову и является коллективной попыткой дать концептуальный анализ и характеристику основных направлений, идей и проблем его творческого наследия. Затрагивая самые разные сферы философского знания (теорию и методологию познания, диалектическую логику, социальную философию, психологию и др.), авторы пытаются определить личностное своеобразие ильенковской «школы мыслить» в контексте и рамках мировой философии. Сознание, понятое как осознанное бытие, выступает и исследуется как генеральная идея и линия развития всей классической философии от Парменида и Гераклита до Гегеля и Маркса.
|
|
Прочитайте А.Зиновьева "Русская судьба. Исповедь отщепенца"
Прекрасный философ там упоминается...
Как по мне так классическая формальная логика рулит