
Экспедиция академика Н.К. Рериха в Тибет (1927 — 1928) — событие яркое и необычное в истории изучения Центральной Азии.
И хотя о ней уже написано и сказано немало слов, но эта тема продолжает волновать
настоящих исследователей.
Почему Николай Константинович снарядил свою экспедицию в Священную Лхасу и зачем он искал встречи с буддийским иерархом Тибета Далай-ламой?..
Появившиеся в 30-е годы издания на английском языке, труды самих Рерихов — Н.К. Рериха «Алтай — Гималаи» (1929) и Ю.Н. Рериха «По тропам Срединной Азии» (1931) — обошли «острые углы» экспедиции по политическим соображениям.
Политика — дело чрезвычайно серьёзное, иначе известному художнику и мыслителю пришлось бы объяснять мировой общественности очень многое. Например, свой «Великий План», согласно которому предполагалось создание целого Сибирского государства...
Именно поэтому упомянутые книги, написанные на материале дневников Центральноазиатской экспедиции, повествовали лишь о научно-художественных целях путешествия.
На очереди ещё один экспедиционный материал — дневник Николая Викторовича Кордашевского. Автор дневника упоминается во всех доступных до сего дня источниках как загадочный «Н.В.».
Человек незаурядной судьбы и многогранных талантов, полковник Кордашевский оставил нам рукопись «С экспедицией Н.К. Рериха по Центральной Азии».
Эта рукопись, написанная под псевдонимом «Н. Декроа», сохранялась в Рериховском музее в Нью-Йорке и теперь обретает долгожданную литературную и научную жизнь.
Текст дневника полон несомненных достоинств. Н.К. Рерих выделил рукопись Кордашевского среди прочих как главную и наметил её первой в списке публикаций, рассказывающих о путешествии в Тибет.
Видимо, на такое решение повлияла способность автора схватить самую суть событий, да и цветистый образный язык и немалый объём рукописи, достаточный, чтобы вылиться в отдельную книгу.