koob.ru

Косиков Г.К.. Книги онлайн

Косиков Г.К.

Георгий Константинович Косиков (29 июля 1944, Москва — 29 марта 2010, Москва) — советский и российский филолог, литературовед и переводчик, крупнейший современный специалист по истории французской литературы и методологии гуманитарных наук.

Доктор филологических наук, профессор, до последнего времени заведовавший кафедрой истории зарубежной литературы филологического факультета МГУ.

В 1967 окончил филологический факультет МГУ.

С 1970 преподаватель МГУ. Заведующий кафедрой истории зарубежной литературы филологического факультета МГУ. Член редакционной коллегии серии «Литературные памятники» при РАН. Член редакционной коллегии журнала «Филологические науки»

Председатель диссертационного совета по специальности «Литература народов зарубежья (страны Европы и Америки)» в МГУ. Член Учёного совета филологического факультета МГУ.

Среди трудов Георгия Косикова, которые, бесспорно, опередили свое научное время или же представили качественно новую модель литературоведения и критики, можно назвать такие: «От структурализма к постструктурализму (проблемы методологии)» и «Зарубежная эстетика и теория литературы XIX–XX вв. Трактаты, статьи, эссе».

Он открыл для отечественной науки выдающихся французских теоретиков и писателей — новое, несоветское виденье литературного процесса представлено в многочисленных комментариях, вступительных статьях к изданиям мирового писательства: «Проблема личности в романах Натали Саррот», «Виан Б. Пена дней: роман», «Барт Г. Избранные работы. Семиотика. Поэтика» (этот труд стал научным бестселлером), «Готье Т. Эмали и камеи», «Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора», «Барт Г. S/Z», «„Адская машина“ Лотреамона», «Барт Р. Нулевая степень письма» и т.д.

Книги (6)

Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.

В книгу включены статьи, трактаты, представляющие наиболее важные направления литературоведения Западной Европы и Северной Америки первой трети XIX в. — 60-х годов XX в. Большая часть материалов публикуется на русском языке впервые. Издание снабжено вступительной статьей и развернутым комментарием.

Для филологов, философов, историков и широкого круга читателей, интересующихся зарубежной литературой и эстетикой.

История французской литературы

Соавтор: Андреев Л.Г., Козлова Н.П.

В учебнике излагается история французской литературы от средних веков до наших дней. Дан анализ основных направлений литературного развития, ведущих художественных школ, характеристика и оценка творческих методов.

Основное внимание уделено проблеме реализма, его истории, многообразию форм, борьбе с модернизмом на современном этапе.

Предания и мифы Средневековой Ирландии
Раздел: Разное

В книгу включены впервые переведенные на русский язык произведения мифологического исторического (или королевского) циклов, а также более позднего по происхождению цикла Финна.

Публикуются некоторые из так называемых преданий «о старине мест», ряд малых саг и другие источники, воплощающие духовную и нравственную культуру прошлого.

Для филологов, историков и широкого круга читателей, интересующихся европейской культурой.

Собрание сочинений. Том 1. Французская литература

Настоящим томом открывается собрание сочинений филолога, культуролога и переводчика Георгия Константиновича Косикова, внесшего значительный вклад в развитие отечественного литературоведения. В первый том издания вошли работы Г.К. Косикова, посвященные истории литературы: глава «Средние века» из учебника «История французской литературы», изданного в соавторстве с Л.Г. Андреевым и Н.П. Козловой в 1987 г., а также предисловия к изданиям, подготовленным автором в качестве составителя и главного редактора, а кроме того — наиболее значимые статьи, публиковавшиеся в различных сборниках.

Хронологически работы охватывают всю историю французской литературы — с момента ее возникновения до настоящего времени. Особое внимание исследователя обращено на проблемы жанрового своеобразия литературы Средних веков и Возрождения, а в рамках Нового времени — на такие явления, как романтизм, постромантизм и символизм. Наиболее полно в работах автора исследуется творчество Франсуа Вийона, Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Проспера Мериме, Теофиля Готье, Шарля Бодлера, Поля Вердена, Лотреамона, Стефана Малларме, Альфреда Жарри, Пьера Дрие Ла Рошеля, Бориса Виана.

В конце тома представлен библиографический список научных работ и переводов Г.К. Косикова.

Собрание сочинений. Том 2. Теория литературы. Методология гуманитарных наук

Во второй том собрания сочинений Г.К. Косикова вошли работы по теории литературы и методологии гуманитарного знания. В издание включены две монографии автора: «Проблема жанра романа и французский „новый роман“ (на материале творчества Н. Саррот)», текст которой публикуется впервые, и «От структурализма к постструктурализму (проблемы методологии)». Значительную часть тома составляют статьи по теории романа, методологии западного литературоведения и истории критики с античности по настоящее время.

Каков смысл знаменитого романа Натали Саррот «Золотые плоды», получившего отповедь академического литературоведения во Франции и удостоенного тем не менее высочайшей литературной премии? Следует ли традиционно считать Возрождение «эпохой, которая породила гигантов» или «закономерным порождением средневековой цивилизации», попытавшейся создать небывалый «синтез античной мудрости и христианской веры»? Был ли Франсуа Рабле «корифеем народного хора», каковым его считал М.М. Бахтин, или ученым-гуманистом, ренессансным интеллектуалом, который отнюдь не слил свой голос с «площадным смехом»?

Таковы лишь некоторые вопросы, которые решает автор в своих глубоко концептуальных работах, написанных в блестящей стилистической манере.

Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму
Раздел: Разное

Структурализм и постструктурализм — союзники или соперники? Каковы взаимосвязи между поэтикой русской формальной школы и новейшей структурной поэтикой? И в чем суть постструктуралистского «разрушения поэтики»? Почему, едва пережив стремительный взлет, французский структурализм испытал столь же стремительное увядание, уступив место философии и практике «децентрации»? И отчего Ролан Барт, в 60-е годы единодушно признанный главой сциентистской «новой критики», в следующем десятилетии прославился уже как мэтр антисциентистской «семиологии множественности»? Чем «структура» отличается от «произведения» и «произведение» — от «текста»? Почему произведение подавляет свой текст, а текст стремится вырваться из-под власти произведения? Что такое постструктуралистская «множественность без истины»?

Отвечая на эти вопросы, составитель обратился к «золотому веку» французской гуманитарии, включив в книгу классические работы Кл. Леви-Стросса, Р. Барта, А.-Ж. Греймаса, Кл. Бремона, Ж. Деррида, Ю. Кристевой.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Подписаться