koob.ru

Ковтун И.В.. Книги онлайн

Ковтун И.В.

Игорь Вячеславович Ковтун (20.07.1967, Кемерово) — российский археолог и историк, специалист в области изобразительного и орнаментального искусства, художественных бронз и мифологии, палеоэтнологии и культурогенеза эпохи бронзы Центральной и Северо-Западной Азии.

В 1990 году с отличием окончил исторический факультет Кемеровского государственного университета. С 1990 года работал с.н.с., заведующим сектором археологии и природы и заместителем директора Государственного музея-заповедника Томская писаница.

С 1994 по 1997 гг. — депутат, председатель Комитета по науке культуре, образованию и национальной политике Законодательного Собрания Кемеровской области первого созыва.

Автор и инициатор принятия первого областного Закона «Об охране и использовании памятников истории и культуры в Кемеровской области». В 2002 — 2003 гг. — директор областного государственного предприятия «Губернская служба охраны историко-культурного наследия».

Доктор исторических наук (2005 г.). Тема диссертации: «Изобразительное искусство Северо-Западной Азии в эпоху бронзы (Иконография стилей и взаимодействие традиций)». С 2004 г. по настоящее время — заведующий лабораторией археологии Института экологии человека Сибирского Отделения Российской академии наук (Кемерово).

Член Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства. Член редакционного совета журнала «Теория и практика археологических исследований» АлтГУ.

Открыл ряд памятников наскального искусства на реке Томи и создал новую хронологическую схему нижнетомских петроглифов. Обосновал смысловые значения и этнолингвокультурную характеристику серии петроглифических композиций Нижнетомского очага наскального искусства.

Разработал теорию иконографических инвариантов, на основе которой выделил пять основных изобразительных традиций эпохи бронзы Северо-Западной Азии, обосновав уникальность и происхождение отдельных стилей наскальных изображений Кузнецкой котловины, Среднего Енисея, Горного Алтая и Тувы. 

Разработал теоретические основы типологии инвариантных композиций андроновской орнаментации Северо-Западной Азии в XVII — XIV вв. до н.э. Выдвинул и обосновал гипотезу индоарийских истоков и ведийских сюжетных параллелей бронзовой и каменной скульптуры конца III — первой трети II тыс. до н.э. связываемой с т.н. «сейминско-турбинским феноменом» Северной Евразии, а также предложил гипотезу об индоарийском происхождении орнаментальных идеограмм самусьской культуры второй трети II тыс. до н.э.

На основе своей гипотезы реконструировал мифологические представления древних металлургов и коневодов Северной Евразии и обосновал присутствие индоарийского компонента в ритуально-обрядовых практиках восточнославянской масленицы.

Создал первый аутентичный Свод бронзовой и каменной скульптуры Северо-Западной Азии II тыс. до н.э. Исследовал и опубликовал четырёхсотлетнюю историю изучения Томской писаницы — первого летописного памятника наскального искусства России и Северной Евразии.

И.В. Ковтуном обосновано первенство Д.Г. Мессершмидта в открытии каменного угля в Кузбассе. Автор идеи о происхождении и летосчислении г. Кемерово не с 1918 г., а с 28 апреля 1721 г. — с момента первого письменного упоминания данного местопоселения в дневнике Д.Г. Мессершмидта.

Один из организаторов международной научной петроглифической конференции посвящённой 290-летию открытия Томской писаницы. Автор более ста научных работ, включая шесть монографий.

Книги (2)

Изобразительные традиции эпохи бронзы Центральной и Северо-Западной Азии
Раздел библиотеки: Археология

В работе рассматриваются иконографические комплексы эпохи бронзы. Основное внимание уделено фактам взаимодействия изобразительных традиций культур Центральной и Северо-Западной Азии в так называемой контактной зоне, включающей Северо-Западный Саяно-Алтай и прилегающие территории.

Источниковая база — памятники наскального искусства, бронзовые изделия, мелкая пластика, орнаментальные комплексы, статуарные сооружения и другие свидетельства изобразительного творчества эпохи бронзы.

Автор предлагает ряд гипотез, касающихся воспроизводства, синтеза и трансформации иконографических комплексов, а также концепцию культурно-исторического ландшафта и дифференцированную абсолютную хронологию исследуемых изобразительных комплексов.

Книга предназначена для археологов, историков, культурологов, искусствоведов и всех интересующихся изобразительным искусством эпохи бронзы.

Петроглифы Висящего Камня и хронология томских писаниц
Раздел библиотеки: Археология

Монография посвящена анализу памятников наскального искусства Кузбасса. Впервые публикуются материалы ранее известной писаницы Висящий Камень.

Рассматриваются вопросы иконографической специфики и культурно-хронологической отнесённости нижнетомских петроглифов.

Предназначена для специалистов, археологов, занимающихся изучением памятников изобразительного искусства эпохи бронзы и раннего железного века.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться