koob.ru

Крупская Н.К.. Книги онлайн

Крупская Н.К.

Крупская (Ульянова) Надежда Константиновна [14(26).2.1869, Петербург, — 27.2.1939, Москва], участница революционного движения, советский государственный и партийный деятель, один из создателей советской системы народного образования, доктор педагогических наук (1936), почетный член АН СССР (1931). Член Коммунистической партии с 1898.

Родилась в семье демократически настроенного офицера. Будучи слушательницей Высших женских курсов в Петербурге, с 1890 входила в марксистские студенческие кружки. В 1891-96 преподавала в вечерне-воскресной школе за Невской заставой, вела революционную пропаганду среди рабочих. В 1894 встретилась с В.И. Лениным. В 1895 участвовала в организации и работе Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В августе 1896 арестована. В 1898 приговорена к ссылке на 3 года в Уфимскую губернию, которая по ее просьбе была заменена на с. Шушенское Енисейской губернии, где отбывал ссылку Ленин; здесь К. стала его женой. В 1900 заканчивала срок ссылки в Уфе; вела занятия в рабочем кружке, готовила будущих корреспондентов «Искры».

После освобождения приехала (1901) к Ленину в Мюнхен; работала секретарем редакции газеты «Искра», с декабря 1904 — газета «Вперед», с мая 1905 секретарь Заграничного бюро ЦК РСДРП. В ноябре 1905 вместе с Лениным вернулась в Россию; сначала в Петербурге, а с конца 1906 в Куоккала (Финляндия) работала секретарем ЦК партии. В конце 1907 Ленин и К. вновь эмигрировали; в Женеве К. была секретарем газеты «Пролетарий», затем газеты «Социал-демократ». В 1911 преподаватель партийной школы в Лонжюмо. С 1912 в Кракове помогала Ленину поддерживать связи с «Правдой» и большевистской фракцией 4-й Государственной думы. В конце 1913 — начале 1914 участвовала в организации издания легального большевистского журнала «Работница». Делегат 2-4-го съездов РСДРП, участница партийной конференций [в том числе 6-й (Пражской)] и ответственных партийных собраний (в том числе Совещания 22 большевиков), проходивших до 1917. 3(16) апреля 1917 вместе с Лениным вернулась в Россию. Делегат 7-й Апрельской конференции и 6-го съезда РСДРП(б). Участвовала в создании социалистических союзов молодежи. Принимала активное участие в Октябрьской революции 1917; через К. Ленин передавал руководящие письма в ЦК и Петербургский комитет партии, в ВРК; являясь членом Выборгского райкома РСДРП(б), работала в нем в дни Октябрьского вооруженного восстания.

По словам М.Н. Покровского, К. до Октябрьской революции 1917, являясь ближайшим сотрудником Ленина, «...делала то самое, что делают теперь настоящие хорошие „замы“, — разгружала Ленина от всей текущей работы, сберегая его время для таких крупных вещей, как „Что делать?“» (Воспоминания о Н.К. Крупской, 1966, с.16).

После установления Советской власти К. — член коллегии Наркомпроса РСФСР; вместе с А.В. Луначарским и М.Н. Покровским подготавливала первые декреты по народному образованию, один из организаторов политико-просветительской работы. В 1918 избрана действительным членом Социалистической академии общественных наук. В 1919 на пароходе «Красная звезда» участвовала в агитпоходе по только что освобожденным от белогвардейцев районам Поволжья. С ноября 1920 председатель Главполитпросвета при Наркомпросе. С 1921 председатель научно-методической секции Государственного ученого совета (ГУСа) Наркомпроса. Преподавала в Академии коммунистического воспитания. Была организатором ряда добровольных обществ: «Долой неграмотность», «Друг детей», председатель общества педагогов-марксистов. С 1929 заместитель наркома просвещения РСФСР.

Внесла крупный вклад в разработку важнейших проблем марксистской педагогики — определение целей и задач коммунистического воспитания; связь школы с практикой социалистического строительства; трудовое и политехническое воспитание; определение содержания образования; вопросы возрастной педагогики; основы организационных форм детского коммунистического движения, воспитание коллективизма и т.п. Большое значение К. придавала борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью, работе детдомов, дошкольному воспитанию.

Редактировала журнал «Народное просвещение», «Народный учитель», «На путях к новой школе», «О наших детях», «Помощь самообразованию», «Красный библиотекарь», «Школа взрослых», «Коммунистическое просвещение», «Изба-читальня» и др. Делегат 7-17-го партийных съездов. С 1924 член ЦКК, с 1927 член ЦК ВКП(б). Член ВЦИК и ЦИК СССР всех созывов, депутат и член Президиума Верховного Совета СССР 1-го созыва. Участница всех съездов ВЛКСМ (кроме 3-го). Активный деятель международного коммунистического движения, делегат 2-го, 4-го, 6-го, 7-го конгрессов Коминтерна. К. — видный публицист, оратор. Выступала на многочисленных партийных, комсомольских, профсоюзных съездах и конференциях, собраниях рабочих, крестьян, учителей.

Автор многих работ о Ленине и партии, по вопросам народного образования и коммунистического воспитания. Воспоминания К. о Ленине являются ценнейшим историческим источником, освещающим жизнь и деятельность Ленина и многие важные события в истории Коммунистической партии. Награждена орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. Похоронена на Красной площади у Кремлевской стены.

 

Крупская Н.К. на видео

Книги (15)

Вопросы коммунистического воспитания молодежи
Раздел библиотеки: Педагогика

Сборник содержит статьи и выступления Н.К. Крупской по важнейшим проблемам коммунистического воспитания: цель и задачи воспитания, формирование мировоззрения, воспитание нравственности, воспитание коммунистического отношения к труду, эстетическое и физическое воспитание, о Всесоюзном Ленинском Коммунистическом Союзе Молодежи и Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина, о взаимодействии школы, семьи и общественности, о роли учителя-воспитателя.

Из атеистического наследия
Раздел библиотеки: Педагогика

В литературном наследстве Н.К. Крупской значительное место занимают работы по вопросам научно-атеистической пропаганды, атеистическому воспитанию трудящихся.
Данное издание включает основные работы Н. К. Крупской о религии, методах и задачах антирелигиозной пропаганды.

Народное образование и демократия
Раздел библиотеки: Политика

От автора:

Книжка эта написана еще в 1915-м году. Первое издание ее вышло в 1917-м году в издательстве «Жизнь и Знание», сдана была книга в печать еще до февральской революции. Этим объясняется то, что написана она несколько «рыбьим языком» — цензуры ради. Ради цензуры-же вместо того, чтобы озаглавить ее «Народное Образование и Рабочий Класс», я озаглавила ее «Народное Образование и Демократия».

В этой книжке я пыталась дать историю вопроса о трудовой школе, и показать, как менялось содержание этой идеи в зависимости от общих экономических условий — и от того, какой общественный класс пытался воплотить трудовую школу в жизнь.

Вывод был сделан таковой: «пока организация школьного дела будет находиться вне сферы влияния рабочей демократии (рабочего класса), школа труда будет орудием, направленным против ее (его) интересов. Лишь рабочая демократия (рабочий класс) может сделать школу труда «орудием преобразования современного общества».

Об искусстве и литературе
Раздел библиотеки: Искусство

В настоящем сборнике представлены работы Н. К. Крупской, охватывающие почти тридцатилетний период ее общественно-политической деятельности, касающиеся вопросов эстетического воспитания, изобразительного искусства, театра, кино и литературы. Самые ранние работы относятся к 1910–1912 годам, самая поздняя датирована 1939 годом.

Большинство текстов воспроизводится полностью. Сокращенно даются главным образом, те из них, в которых наряду с вопросами искусства и литературы освещаются другие вопросы. Отдельные высказывания об искусстве, содержащиеся в произведениях Н. К. Крупской, приводятся в выдержках и объединяются рубрикой «Из выступлений и статей».

Сборник состоит из семи разделов. Первый из них содержит работы, отражающие взгляды В. И. Ленина на искусство, его отношение к ряду явлений художественной культуры. Во втором разделе помещены материалы, характеризующие образ В. И. Ленина в советском искусстве. Третий раздел освещает общие вопросы искусства, четвертый — проблемы эстетического воспитания, пятый — конкретные виды искусства (театр, кино, живопись, графика и т. д.). Два последних раздела включают избранные статьи Н. К. Крупской по вопросам художественной литературы.

Педагогические сочинения. Т. 1. Автобиографические статьи. Дореволюционные работы
Раздел библиотеки: Педагогика

Педагогические сочинения. Том 1: Автобиографические статьи; Дореволюционные работы [Под ред. Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, Н. А. Константинова. Подгот. текста и примеч. Ф. С. Озерской]. — М.: Изд-во АПН, 1957.

Издание предназначено для педагогов, работников народного образования и широкого круга читателей, интересующихся проблемами образования и воспитания подрастающего поколения.

Педагогические сочинения. Т. 10. Рецензии, отзывы, замечания
Раздел библиотеки: Педагогика

Педагогические сочинения. Том 10: Рецензии, отзывы, замечания [Под ред. Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, И. В. Чувашева. Подгот. текста и примеч. Э. М. Цимхес]. — М.: Изд-во АПН, 1962.

Издание предназначено для педагогов, работников народного образования и широкого круга читателей, интересующихся проблемами образования и воспитания подрастающего поколения.

Педагогические сочинения. Т. 11. Письма. Дневник поездки на пароходе «Красная звезда»
Раздел библиотеки: Педагогика

Педагогические сочинения. Том 11 (дополнительный): Письма; Дневник поездки на пароходе «Красная звезда» [Под ред. Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, И. В. Чувашева. Подгот. текста и примеч. В. С. Дридзо]. — М.: Изд-во АПН, 1963.

Издание предназначено для педагогов, работников народного образования и широкого круга читателей, интересующихся проблемами образования и воспитания подрастающего поколения.

Педагогические сочинения. Т. 2. Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР
Раздел библиотеки: Педагогика

Педагогические сочинения. Том 2: Общие вопросы педагогики; Организация народного образования в СССР [Под ред. Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, Н. А. Константинова. Подгот. текста и примеч. П. И. Куликова]. — М.: Изд-во АПН, 1958.

Издание предназначено для педагогов, работников народного образования и широкого круга читателей, интересующихся проблемами образования и воспитания подрастающего поколения.

Педагогические сочинения. Т. 3. Обучение и воспитание в школе
Раздел библиотеки: Педагогика

Педагогические сочинения. Том 3: Обучение и воспитание в школе [Под ред. Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, Н. А. Константинова. Подгот. текста и примеч. Э. М. Цимхес]. — М.: Изд-во АПН, 1959.

Издание предназначено для педагогов, работников народного образования и широкого круга читателей, интересующихся проблемами образования и воспитания подрастающего поколения.

Педагогические сочинения. Т. 4. Трудовое воспитание и политехническое образование
Раздел библиотеки: Педагогика

Педагогические сочинения. Том 4: Трудовое воспитание и политехническое образование [Под ред. Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, Н. А. Константинова. Подгот. текста и примеч. Ф. С. Озерской]. — М.: Изд-во АПН, 1959.

Издание предназначено для педагогов, работников народного образования и широкого круга читателей, интересующихся проблемами образования и воспитания подрастающего поколения.

Педагогические сочинения. Т. 5. Детское коммунистическое движение. Пионерская и комсомольская работа. Внешкольная работа с детьми
Раздел библиотеки: Педагогика

Педагогические сочинения. Том 5: Детское коммунистическое движение; Пионерская и комсомольская работа; Внешкольная работа с детьми [Под ред. Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, И. В. Чувашева. Подгот. текста и примеч. Я. Н. Надеждина]. — М.: Изд-во АПН, 1959.

Издание предназначено для педагогов, работников народного образования и широкого круга читателей, интересующихся проблемами образования и воспитания подрастающего поколения.

Педагогические сочинения. Т. 6. Дошкольное воспитание. Вопросы семейного воспитания и быта
Раздел библиотеки: Педагогика

Педагогические сочинения. Том 6: Дошкольное воспитание; Вопросы семейного воспитания и быта [Под ред. Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, И. В. Чувашева. Подгот. текста и примеч. Н. И. Стриевской]. — М.: Изд-во АПН, 1959.

Издание предназначено для педагогов, работников народного образования и широкого круга читателей, интересующихся проблемами образования и воспитания подрастающего поколения.

Педагогические сочинения. Т. 7. Основы политико-просветительной работы
Раздел библиотеки: Педагогика

Педагогические сочинения. Том 7: Основы политико-просветительной работы [Под ред. Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, И. В. Чувашева. Подгот. текста и примеч. А. Г. Кравченко и Л. С. Фрид]. — М.: Изд-во АПН, 1959.

Издание предназначено для педагогов, работников народного образования и широкого круга читателей, интересующихся проблемами образования и воспитания подрастающего поколения.

Педагогические сочинения. Т. 8. Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждения. Музеи
Раздел библиотеки: Педагогика

Педагогические сочинения. Том 8: Библиотечное дело; Избы-читальни; Клубные учреждения; Музеи [Под ред. Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, И. В. Чувашева. Подгот. текста и примеч. А. Г. Кравченко и Л. С. Фрид]. — М.: Изд-во АПН, 1960.

Издание предназначено для педагогов, работников народного образования и широкого круга читателей, интересующихся проблемами образования и воспитания подрастающего поколения.

Педагогические сочинения. Т. 9. Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование
Раздел библиотеки: Педагогика

Педагогические сочинения. Том 9: Ликвидация неграмотности и малограмотности; Школы взрослых; Самообразование [Под ред. Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, И. В. Чувашева. Подгот. текста и примеч. А. Г. Кравченко и Л. С. Фрид]. — М.: Изд-во АПН, 1960.

Издание предназначено для педагогов, работников народного образования и широкого круга читателей, интересующихся проблемами образования и воспитания подрастающего поколения.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться