koob.ru

Леонтьев А.Н.. Книги онлайн

Леонтьев А.Н.

Алексей Николаевич Леонтьев (5 (18) февраля 1903, Москва — 21 января 1979, там же) — советский психолог, философ, педагог и организатор науки.

Занимался проблемами общей психологии (эволюционное развитие психики; память, внимание, личность и др.) и методологией психологического исследования. Доктор педагогических наук (1940), действительный член АПН РСФСР (1950), первый декан факультета психологии Московского государственного университета.

Лауреат медали К. Д. Ушинского (1953), Ленинской премии (1963), Ломоносовской премии I степени (1976), почётный доктор Парижского и Будапештского университетов. Почётный член Венгерской АН.

Родился в семье мещан Леонтьевых. Окончив Первое реальное училище (точнее, «единую трудовую школу»), поступил на факультет общественных наук МГУ, который окончил в 1923[источник не указан 1286 дней] либо 1924 году. Среди его учителей того времени: Г. И. Челпанов и Г. Г. Шпет. По окончании университета был оставлен при Психологическом институте для подготовки к профессорской деятельности, на это время пришлось смещение с поста директора основателя Института Г. И. Челпанова. По приводимым А. А. Леонтьевым воспоминаниям отца, сам Челпанов, принявший Леонтьева в «аспирантуру», посоветовал ему оставаться там после этой смены. Среди коллег Леонтьева в Институте в этот период: Н. А. Бернштейн, А. Р. Лурия, в соавторстве с которым было выполнено несколько ранних исследований, П. П. Блонский, позднее — Л. С. Выготский.

С 1925 года А. Н. Леонтьев работал под руководством Выготского над культурно-исторической теорией, конкретнее — над проблемами культурного развития памяти. Отражающая эти исследования книга «Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций» издана в 1931 году.

С конца 1931 года — заведующий отделом в секторе психологии Украинской психоневрологической академии (до 1932 года — Украинский психоневрологический институт) в Харькове.

1933–1938 годы — заведующий кафедрой Харьковского педагогического института.

С 1941 года — на правах сотрудника Института психологии — профессор МГУ (с декабря 1941 г. в эвакуации в Ашхабаде).

1943 год — заведовал научной частью в восстановительном госпитале (с. Коуровка, Свердловская область), с конца 1943 г. — в Москве.

С 1951 года — заведующий кафедрой психологии философского факультета МГУ.

1966 год — основывает факультет психологии МГУ и руководит им более 12 лет.

В 1976 году открыта лаборатория психологии восприятия, которая действует и по сей день.

Сын — психолог, лингвист А.А.Леонтьев. Внук— психолог Д.А.Леонтьев.  

Леонтьев А.Н. на видео

Книги (12)

Восстановление движения

Психофизиологическое исследование восстановления функций руки после ранения.

Соавтор: Запорожец А.В.

Классический труд А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца, в котором подводятся итоги исследований по восстановлению двигательных функций после ранений.

Исследование проведено на материале клинической работы коллектива психологов (А.Н. Леонтьев, Запорожец, Гальперин, Лурия, М.С. Лебединский, Мерлин, Геллерштейн, С. Я. Рубинштейн, Гиневская, и др.) время Великой Отечественной войны. Со времени первой публикации в 1945 г. на русском языке книга не переиздавалась. Переведена на английский язык и опубликована в 1960 г. как Rehabilitation of Hand Function. London: Pergamon Press, 1960.

Деятельность. Сознание. Личность

"По своему составу книга разбивается на три части. Первую из них образуют I и II главы, посвященные анализу понятия отражения и того общего вклада, который вносит марксизм в научную психологию. Главы эти служат введением к ее центральной части, в которой рассматриваются проблемы деятельности, сознания и личности.
Совершенно особое место занимает последняя часть книги: она не является продолжением предшествующих глав, а представляет собой одну из ранних работ автора по психологии сознания."

Избранные психологические произведения. Том 1

Том содержит работы, сгруппированные по трем тематическим разделам. В первый раздел вошли работы разных лет, отражающие становление и развитие методологических основ современной советской психологии.

Во второй раздел вошли две крупные работы, в которых раскрыты положения о возникновении психического отражения и его развитии в процессе филогенеза до зарождения человеческого сознания. В третьем разделе собраны работы, посвященные изучению психического развития в процессе онтогенеза.

Избранные психологические произведения. Том 2

Второй том трудов делится на два тематических раздела. В раздел «Функционирование различных форм психического отражения» вошли работы, посвященные экспериментальному исследованию различных психических процессов и функций человека.

Содержание раздела «Психологическая теория деятельности» составили работы последних лет, связанные с методологическими проблемами психологии и группирующиеся вокруг книги «Деятельность. Сознание. Личность». Некоторые работы публикуются впервые. Том содержит также полный список печатных трудов А. Н. Леонтьева.

Лекции по общей психологии

Обработанные стенограммы курса лекций по общей психологии, читавшегося А.Н.Леонтьевым в 1973-75 гг. на факультете психологии МГУ. Публикуются впервые по магнитофонным записям и машинописным стенограммам из архива А.Н.Леонтьева. Психологам, студентам психологических специальностей.

Потребности, мотивы и эмоции
Раздел: Эмоции

Это полная версия мини-книги А.Н. Леонтьева «Потребности, мотивы и эмоции».

Та самая книга, которую студенты тщательно конспектируют. Знаменита: сложностью и сжатостью мысли на прочитанное предложение.

Проблемы развития психики
Многогранность и сложность проблемы развития психики требует, чтобы её разработка велась во многих направлениях, в различных планах и различными методами. Публикуемые в этой книге экспериментальные и теоретические работы выражают лишь одну из попыток подойти к её решению.

Книга содержит три раздела, которые освещают вопросы генезиса и природы ощущений, биологической эволюции психики и её исторического развития, теории развития психики ребёнка.

Психологические вопросы сознательности учения

В статье «Психологические вопросы сознательности учения», опубликованной в 1947 г. и вошедшей затем в переработанном виде в книгу «Деятельность. Сознание. Личность», А.Н. Леонтьев выдвинул ряд положений, которые по-особому раскрывают свой эвристический потенциал в нынешней, изменившейся культурно-исторической ситуации; они поворачиваются своими новыми, ранее скрытыми гранями.

Среди этих положений - доказательство того, что проблема сознательности учения должна рассматриваться прежде всего как проблема смысла, который приобретают для человека усваиваемые им знания. Чтобы обучение осуществлялось сознательно, оно должно иметь «жизненный смысл» для учащегося.

Развитие памяти

От издательства.

Работа А. Н. Леонтьева представляет собой интересную попытку подойти к изучению высших психологических функций человека с точки зрения их исторического развития. По замыслу автора его исследование должно было дать пересмотр всего накопившегося как теоретического, так и экспериментального материала в области психологии памяти на базе диалектическою метода. Однако нужно сказать, что эту чрезвычайно трудную и ответственную задачу в настоящей работе автору еще далеко не удалось разрешить.

Однако несмотря на все эти существенные недостатки и настоящая работа делает значительный шаг вперед и представляет определенный интерес как к богатству экспериментально материала, методики эксперимента, так и по новому подходу и изучению памяти.

Философия психологии

В сборник работ на научного архива А. Н. Леонтьева включены тексты, посвященные узловым методологическим и теоретическим проблемам психологии. Большинство работ, в ключе иных в сборник, никогда ранее не публиковались.
Подробно разбираются проблемы сознания, деятельности, филогенеза психики, соотношения психологического и физиологического, проблема смысла. Многие из развиваемых в книге идей сохранили свою новизну и научную ценность до наших дней.

Хрестоматия по вниманию

Данная хрестоматия представляет собой учебное пособие по курсу общей психологии психологических факультетов университетов.

Хрестоматия позволяет составить представление как об истории, так и о современном состоянии проблем и исследований в области психологии внимания.

Эволюция психики

В книгу избранных трудов крупнейшего психолога XX века включены его уникальные работы по теории эволюции психики в фило- и онтогенезе, до сих пор не потерявшие своей научной значимости.

Книга предназначена для психологов, педагогов и студентов, готовящихся к психолого-педагогической деятельности.

Комментарии читателей

Борис / 25.08.2017Лучший из лучших!
Дора / 13.08.2016Сърдечно ви благодаря!
Михаил / 26.07.2015Спасибо большое за нужную литературу
Гость / 11.04.2014ОГРОМНОЕ СПАСИБО! Много качественных и ценных книг. Анна
Татьяна / 18.03.2014Очень помог ваш сайт, спасибо!
аллуся / 4.04.2012большое спасибо
Дмитрий / 29.01.2012а,где можно найти - "Психологические основы обучения неродному языку. Хрестоматия" и "Психология общения"
Екатерина / 25.09.2011Спасибо большое!
Мария / 28.11.2010спасибо огромное))))я учусь на факультете психологии и эта книга мне просто необходима
Света / 16.10.2010он гениален
Алёна / 20.09.2010Спасибо!!!
Гость / 15.08.2010Огромное, огромное спасибо
Евгения / 17.05.2010Cпасибо:)))
Надежда / 13.05.2010Спасибо!
Иоланта / 24.01.2010Труды А Н Леоньева - живая классики психологии. и она нуждается в развитии. так в русле прп интересна была бы работа, анализирующая филогенез социальности, в котором 2 аспекта - сотрудничество и конкуренция. Я бы прочла такую работу
Страница: 12
Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Подписаться