koob.ru

Литвинский Б.А.. Книги онлайн

Литвинский Б.А.

Литвинский Борис Анатольевич (1923-2010) — знаменитый советский и российский востоковед, археолог, основатель научной школы археологии в Таджикистане.

Борис Анатольевич Литвинский родился 17 апреля 1923 г. в Ташкенте, но вскоре после его рождения семья переехала в посёлок Пролетарск, где ещё до революции работал отец будущего учёного. Именно в Пролетарске прошли детские годы юного Бориса, и здесь, в окрестностях посёлка, он впервые познакомился с археологическими памятниками, наблюдая остатки древних строений. Интерес к истории сформировался у Бориса в раннем возрасте. Окончив школу с отличием, Борис Анатольевич вознамерился поступить в Московский институт философии, литературы и истории и был принят без экзаменов. Но поскольку семья на тот момент не имела возможности снимать жильё в Москве, он остался в Ташкенте и поступил в университет на исторический факультет, где в то время преподавали выдающиеся исследователи истории Средней Азии — М. Е. Массон, М. С. Андреев, Н. Г. Маллицкий, О. А. Сухарева. Встреча с М. Е. Массоном, возглавлявшим кафедру археологии, оказалась определяющей. Знаменитый археолог обратил внимание на студенческие работы Бориса Литвинского и Елены Давидович, увидел в них большой потенциал и стал их наставником и научным руководителем. Так начался путь двух молодых исследователей в археологию, которая связала их судьбы не только в научном плане — в 1941 г. Борис Анатольевич и Елена Абрамовна стали мужем и женой.

С началом Великой Отечественной войны Борис Анатольевич вступил в ряды добровольцев. После окончания пулемётного училища в 1943 г. он служил на I Белорусском фронте, в составе Восьмой гвардейской армии под командованием генерал-полковника В. И. Чуйкова. Во время войны Б. А. Литвинский прошёл путь от Варшавы до Берлина, сражаясь на передовой. На Зееловских высотах он получил тяжёлое ранение и был демобилизован. После войны он вернулся в Ташкент и продолжил обучение в университете, готовясь сдавать экзамены за два года и одновременно работая над дипломной работой. В 1946 г. Борис Анатольевич окончил университет с красным дипломом и получил от М. Е. Массона предложение продолжить учёбу в аспирантуре. С 1946 г. он начал работать в Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции, которую возглавлял М. Е. Массон.

В 1950 г. Б. А. Литвинский получил назначение на административную работу в Узбекистанском научно-исследовательском институте искусствознания, став заместителем директора по научной части. Но эта деятельность совершенно не привлекала учёного, которого, по его собственным словам, тянуло в экспедиции. Он стремился всё свободное время уделять исследованиям, работе в библиотеках и вскоре сменил место работы, согласившись принять приглашение от Б. Г. Гафурова поработать в Таджикистане, а в 1951 г. переехал в Душанбе. В Институте истории, археологии и этнографии Борис Анатольевич был назначен заведующим Сектором археологии, и с этого момента началась особая страница его биографии. Именно с Таджикистаном были связаны наиболее значимые события в научной жизни выдающегося исследователя, на его работах основана практически вся древняя и средневековая история таджикского народа.

В 1971 г. семья учёного переехала в Москву, и с 1972 г. Б. А. Литвинский начал работать в Институте востоковедения, где вначале заведовал Сектором древности и средневековья, а затем до 2006 г. возглавлял Отдел Древнего Востока. С 2006 г. он являлся научным консультантом Института, продолжая активно работать вплоть до последних дней.

Масштабные исследования проводились и на территории Узбекистана, где Борис Анатольевич изучал памятники эпохи бронзы, открывал миру руины античных городов и поселений эпохи средневековья. Его интересовала история горного дела, формирование и развитие городов, древняя и средневековая архитектура, развитие культуры. Он обладал энциклопедическими знаниями и невероятной трудоспособностью, в одиночку выполняя огромный объём работ, сопоставимый с работой целого НИИ.

Научное наследие Бориса Анатольевича включает в себя около 500 публикаций — статей, монографий, учебников и учебных пособий. Помимо многочисленных публикаций он регулярно читал лекции не только в отечественных ВУЗах, но и ведущих университетах мира — Гарварде, Беркли, Сорбонне, Гейдельбергском и Берлинском университетах, а также в Британском музее, музее Гиме и других научных учреждениях.

Книги (4)

Буддийский монастырь Аджина-тепа (Таджикистан): Раскопки. Архитектура. Искусство
Раздел библиотеки: Археология

Соавторы: Зеймаль Т.И.

Это третье издание (и второе на русском языке) материалов раскопок Аджина-тепа — буддийского монастыря VII в. н. э., развалины которого находятся на юге Таджикистана (древней Бактрии/Тохаристана). По сравнению с первым русским изданием (1971 г.), в котором были учтены результаты работ на этом важном религиозном памятнике в 1960–1966 гг., эта книга, как и ее второе, итальянское издание (на английском языке, 2004 г.), включает в себя данные, добытые в ходе исследований в 1967–1975 гг. Специальная глава монографии посвящена истории буддизма в Средней Азии.

Книга рассчитана как на специалистов в области археологии Средней и Центральной Азии, так и на всех тех, кто интересуется материальной и духовной культурой древнего Среднего Востока.

Древние кочевники «Крыши мира»
Раздел библиотеки: История

Книга посвящена культуре сакских племен Восточного Памира в I тыс. до н. э. Автором детально рассматриваются погребальный обряд, предметы материальной культуры и реконструируемые на их основе культурные взаимосвязи и элементы духовной культуры.

Кангюйско-сарматский фарн (к историко-культурным связям племен южной России и Средней Азии)
Раздел библиотеки: История

«Среднеазиатские керамические сосуды с зооморфными ручками привлекают внимание ученых уже с конца XIX в. П.С. Уварова писала об одном сосуде ив коллекции Туркестанского музея (в Ташкенте): „сосудец, оттуда хе, иа красной глины в виде удлиненной кружки с звериной (бараньей) скифскою ручкою, напоминающей золотые сосуды, имеющиеся в Императорском Эрмитаже в Петербурге и в собрании гр. А.С. Уварова“.

При раскопках могильников и поселений на территории Ташкентской области были сделаны многочисленные находки керамики первой половины I тысячелетия н. э. с зооморфными ручками. Позже выяснилось, что ареал распространения этой керамики не ограничивается Ташкентской областью, а включает все районы по среднему течению Сыр-Дарьи, в том чмсле ж отроги Кураминского хребта, расположенные на территории Таджикистана».

Тепаи-Шах. Культура и связи кушанской Бактрии
Раздел библиотеки: Археология

Соавторы: Седов А.В.

В книге освещаются результаты археологических исследований, проведенных на юге Таджикистана. Публикуются различные вещественные материалы и приводится детальное описание раскопанных памятников. В книге дается историко-культурное истолкование найденных памятников и раскрываются связи кушанской Бактрии с Индией, Парфией и зллинистическо-римским Средиземноморьем.

Данная книга содержит детальную характеристику результатов всех проведенных в оазисе Шах работ и полученных в процессе их материалов в контексте кушанской археологии Центральной Азии. В частности, А. В. Седов рассмотрел керамику из раскопок в оазисе Шах, сопоставив ее с керамикой из других памятников Южного Таджикистана, Южного Узбекистана и Северного Афганистана, и попытался определить место тепаишахского комплекса в системе комплексов кушанского времени и выявить некоторые закономерности.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться