koob.ru

Лосский Н.О.. Книги онлайн

Лосский Н.О.

Николай Онуфриевич Лосский (1870–1965) — мыслитель, представитель русской религиозной философии, один из основателей направления интуитивизма в философии.

С 1881 года Николай Лосский учился в Витебской классической гимназии, которую не окончил, поскольку был исключен в 1887 году за пропаганду атеизма и социалистического учения. Выехал в Швейцарию, где посещал лекции на философском факультете Бернского университета (1888–1889). Материальные трудности вынудили Лосского на некоторое время переехать в Алжир, где он поступил во Французский иностранный легион.

Летом 1889 года он вернулся в Россию, где посещал курсы счетоводства Ф. В. Езерского а с 1890 года — 8-й выпускной класс в гимназии при Петербургском историко-филологическом институте. Затем учился в Санкт-Петербургском университете: в 1895 году окончил с дипломом 1-й степени естественное отделение физико-математического факультета; с 1894 года посещал лекции на историко-филологическом факультете, который также окончил с дипломом 1-й степени в 1898 году. Был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре философии. В 1895–1899 годах был преподавателем женского училища принца Ольденбургского; с 1898 года — преподавал в гимназии М. Н. Стоюниной.

С 1900 — приват-доцент, с 1916 — экстраординарный профессор Санкт-Петербургского университета. В 1903 году получил степень магистра философии за диссертацию «Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма»; степень доктора философии — в 1907 году за диссертацию «Обоснованиее интуитивизма». С 1907 года читал лекции на Бестужевских курсах. Также преподавал в гимназии Л. С. Таганцевой, Психоневрологическом институте (1912), 5-й петербургской гимназии, на историко-литературных курсах (1915) и на Высших курсах при биологической лаборатории П. Ф. Лесгафта (1915–1916).

Участник, затем член правления Религиозно-философского общества.

После революции 1905 года вступил в партию кадетов. После революции 1917 года некоторое время работал в кадетских организациях, летом 1917 года выпустил брошюру «Чего хочет партия народной свободы», но вскоре прекратил партийную деятельность.

После революции 1917 года был лишён кафедры за христианское мировоззрение и в 1922 году выслан из России в числе большой группы интеллигенции, не принявшей марксистской идеологии.

До 1942 года по приглашению Масарика жил в Праге; был профессором в Русском народном университете. С 1942 года был профессором философии в Братиславе, в Словакии. С 1945 года читал лекции по философии в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже. С 1947 года после переезда в США (в 1946 году он выехал к своему младшему сыну Андрею) преподавал в Нью-Йорке, — в Свято-Владимирской духовной академии; профессор в 1950–1953 годах.

Последние годы жил в Париже, где и скончался.

Лосский Н.О. на видео

Книги (13)

Бог и мировое зло
Раздел: Философия

Книга знакомит с трудами выдающегося русского мыслителя Н. О. Лосского, в которых раскрываются ключевые положения его нравственной философии.

«Бог и мировое зло», вышедшее в Праге в 1941 г., подверглось жесткой нацистской цензуре. В настоящем издании выброшенные цензурой места приводятся в примечаниях. Сборник завершается очерком о жизни и творчестве Н. О. Лосского, написанным его учеником С. А. Левицким.

Воспоминания. Жизнь и философский путь
Раздел: Философия

Николай Онуфриевич Лосский был признанным главой отечественных мыслителей русского зарубежья. Его имя стоит в одном ряду с именами В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, Л.И. Шестова.

Огромно наследие Лосского — создателя оригинальной системы интуитивизма. Однако поистине жемчужиной его творчества являются «Воспоминания», написанные им в 40–50-е годы. Эта книга — яркий, темпераментный рассказ об идейных исканиях русской интеллигенции и дореволюционный период, ее эмиграции. Она не только возвращает нам прошлое, но и открывает новые духовные перспективы.

Достоевский и его христианское миропонимание
Раздел: Философия

Книга русского философа и культуролога Николая Онуфриевича Лосского (1870-1965) посвящена анализу личности, творчества и философии Достоевского.

Достоевский и его христианское миропонимание дает полное и систематизированное представление о Достоевском-мыслителе, о его отношении к религии, человеку, политике, судьбам Европы и России. Н. Лосский указывает, что его целью было изобразить великие достоинства христианства посредством гения Достоевского, и это ему блестяще удалось.

Первое прижизненное издание на русском языке работы крупнейшего русского философа XX века Николая Онуфриевича Лосского (1870 — 1965), которая была закончена в 1939. (Первая публикация на словацком языке в 1944).

Интуитивная философия Бергсона
Раздел: Философия

Интуитивизм Лосского есть попытка примирения эмпиризма и рационализма; он ставит задачу синтеза положительной науки и метафизики. В противоположность Бергсону, интуитивизм Лосский видит в умозрении, то есть в мышлении, направленном на чисто идеальное бытие; не удаление от жизни, а, наоборот, проникновение в самые глубокие основы ее. Идеальное бытие он понимает как сверхвременный мир не только в платоновском, но и в плотиновском смысле.

История русской философии
Раздел: Философия

Русский народ принял христианство в 988 г. Он получил первое представление о философии только тогда, когда на церковнославянский язык стали переводиться сочинения отцов церкви.

К XII в. на Руси имелся перевод богословской системы св. Иоанна Дамаскина, третьей части его книги, известной под заглавием «Точное изложение православной веры». Хотя философское предисловие к этой книге было переведено только в XV в., отдельные выдержки из него появились в «Святославове Изборнике» еще в 1073 г.

Логика. Часть I
Раздел: Логика

Основная задача моей системы логики — преодоление противоположности иррационализма и рационализма, апостериоризма и априоризма, противоположности опыта и мышления. Согласно той разновидности интуитивизма, которую я отстаиваю, все предметы, как реальные, так и идеальные, даны в непосредственном созерцании, т. е. в опыте, а согласно идеал-реализму все реальное пропитано идеальными моментами, и некоторые из них при вступлении предмета в кругозор сознания образуют логическую сторону суждения и умозаключения. Таким образом даже первичное знание, констатирующее данные чувственного восприятия, рассматривается мною, как обоснованное не только эмпирически, но и логически.

Обоснование интуитивизма
Раздел: Философия

В душе каждого человека, не слишком забитого судьбою, не слишком оттесненного на низшие ступени духовного существования, пылает фаустовская жажда бесконечной широты жизни.

Кто из нас не испытывал желания жить одновременно и в своем отечестве, волнуясь всеми интересами своей родины, и в то же время где-нибудь в Париже, Лондоне или Швейцарии в кругу других, но тоже близких интересов и людей?

Свобода воли
Раздел: Философия

В книге «Свобода воли» Лосский очень внимательно и подробно анализирует проблему свободы, рассуждая о «металогической творческой силе воли», живущей в человеке.

Здесь Лосский высказывает идею о возможности чудесного преображения человека и духовного овладения слепыми силами природы.

Типы мировоззрений (Введение в метафизику)
Раздел: Философия

Труд выдающегося русского философа Н.О. Лосского (1870-1965).

В безбрежном океане мирового бытия человеческое я занимает ничтожное место, однако, смелою мыслью оно стремится охватить весь мир, отдать себе отчет об основах строения вселенной, понять, что такое мир, как целое, постигнуть смысл мирового процесса, а вместе с тем определить и свое положение и назначение в мире. Совокупность ответов на эти вопросы есть мировоззрение.

Условия абсолютного добра
Раздел: Философия

Книга включает оригинальные этические сочинения русского философа Н. О. Лосского написанные им в эмиграции.

В них он с позиций религиозного персонализма рассматривает основные проблемы этики: нравственность и ее категории, действие нравственного закона жизни, характер нравственного прогресса и др.

Учение о перевоплощении
Раздел: Философия

«Учение о перевоплощении» опирается не только на исследовательский интерес, но и на опыт религиозной полемики с ведущими деятелями русского религиозного возрождения.

За несколько лет до полемики, обращаясь к Бердяеву (в неопубликованном письме), Лосский верно предчувствовал негативное отношение к идее метемпсихоза со стороны церкви; тем не менее, он не счел нужным вывести свои представления за пределы ортодоксии, полагая их созвучными наследию святых отцов.

Характер Русского народа. Книга вторая
Раздел: Философия

«Характер русского народа» — занимает в творчестве Н.О. Лосского особое место. Его интересует и религиозность русского народа и его способность к высшим формам опыта. Он рассматривает такие категории, присущие человеку и нации, как чувство и воля, свободолюбие, народничество, доброта, даровитость, нигилизм, раскольничество и многие другие.

Каков же он — характер русского народа? Книга Н.О. Лосского — это и вопрос и ответ одновременно.

Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция
Раздел: Интеллект

Книга содержит труды русского философа Николая Онуфриевича Лосского (1870—1965), созданные в эмиграции в зрелый период его творчества и впервые издающиеся у нас. Автор предстает здесь не только как глубокий, оригинальныймыслитель, но и как талантливый популяризатор.

Публикуемые работы всесторонне раскрывают особенности его мировоззрения — своеобразного варианта персоналистической философии — и его учения об интуитивном пути познания, включающем разные формы интуиции, в том числе и такую неоднозначно толкуемую ее разновидность, как мистическая интуиция.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Георгий Ефимов & Владимир Никонов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться