koob.ru

Мареев С.Н.. Книги онлайн

Мареев С.Н.

Мареев Сергей Николаевич - российский философ, доктор философских наук, профессор.

Окончил философский факультет МГУ (1969). Область исследований - логика, диалектика и история философии. Является профессором Современной гуманитарной академии. Член Оргкомитета общества «Диалектика и культура», организующего ежегодные международные Ильенковские чтения.

Автор и соавтор около 200 публикаций.

Мареев С.Н. на видео

Книги (10)

Введение в пост-рыночную экономику
Раздел: Философия

Название «Введение в пост-рыночную экономику» возникло по ассоциации с пост-индустриальным обществом, которое Р.Арон назвал также пост-экономическим.

Но что означает «пост-экономическое» общество? Так или иначе это означает серьезную трансформацию рыночной экономики. Во всяком случае в современной западной литературе эта проблема давно и серьезно обсуждается, и обсуждается именно потому, что в современной развитой рыночной экономике уже явным образом обнаружились признаки перерастания ее во что-то другое.

Диалектическая логика и развитие современной науки
Раздел: Логика

На основе данных развития современной науки доказывается, что правильное объяснение характера движения научного знания может дать только диалектика, являющаяся подлинной логикой научного творчества, логикой перехода от знания абстрактного и одностороннего к знанию более полному и конкретному.

В работе дается анализ тех трудностей, с которыми столкнулась современная позитивистская философия; показывается, что они имеют глубоко диалектическую природу и разрешены могут быть при условии сознательного применения материалистической диалектики как логики и теории познания марксизма.

Из истории советской философии. Лукач-Выготский-Ильенков
Раздел: Философия

То, что принято именовать «советской философией», существовавшей почти 80 лет, не было однородным явлением.

В условиях, когда официально марксизм признавался идейным основанием всей духовной жизни страны, в философии, пусть даже в неявной форме, присутствовали различные направления мысли. Понятно, что марксизм, и советский марксизм в частности, это не только философская, но социально-политическая и экономическая теория и практика. Тем не менее, в монографии доктора философских наук С.Н.Мареева речь идет об одной из традиций в марксистской философии в том виде, в каком она развивалась в СССР.

Из истории советской философии: Лукач-Выготский-Ильенков
Раздел: Философия

В условиях, когда официально марксизм признавался идейным основанием жизни всей страны, в философии, пусть даже в неявной форме, присутствовали различные направления мысли. В монографии доктора философских наук С.Н.Мареева речь идет об одной из традиций в советской марксистской философии. Хотя Г Лукач посвятил себя эстетике, Л.С. Выготский был психологом, а Э.В. Ильенков известен своими работами по теории познания, этих мыслителей объединяет одно понимание марксизма, в котором можно увидеть особое направление в советской философии.

Реконструкция линии «Лукач-Выготский-Ильенков» осуществляется Мареевым на фоне другой традиции в философии, получившей название «советский диамат». Автор исходит из того, что советский диамат был позитивистской версией марксистской философии. Причем, если истоки линии «Лукач-Выготский-Ильенков» он видит в философских работах В.И. Ленина, то исток советского диамата — в наследии Г.В. Плеханова.

История философии (общий курс)
Раздел: Философия

Соавтор: Мареева Е.В.

В предлагаемом учебнике авторы исходят из того, что история философии есть та же философия, только в исторической форме. Лишенная своей истории философия теряет драматизм, достоверность факта, живую связь времен, а сама история превращается в набор фактов, связанных только хронологически.

Авторы в определенном смысле идут против течения, отказываясь от безбрежного плюрализма последних лет и формулируя ясное понимание предмета и метода философского знания.

Философия, по их мнению, зародилась в Древней Греции, а то, что существовало на Древнем Востоке, проходит по ведомству мифологии, религии, ранних форм теоретического знания, в лучшем случае - предфилософии.

Конкретный историзм
Раздел: Философия

Специфика марксистского конкретного историзма выражается прежде всего в материалистическом понимании истории.

Благодаря этому пониманию марксизм, по словам В.И. Ленина, отбросил разговоры о развитии общества вообще и перенес центр тяжести на конкретный исторический анализ конкретной исторической формы общества — буржуазного общества. Именно этот конкретный характер марксистского историзма часто остается в тени, и его нередко смешивают с абстрактной идеей развития, которая ничего специфически марксистского в себе не содержит. «В наше время, — отмечал В.И. Ленин, — идея развития, эволюции, вошла почти всецело в общественное сознание, но иными путями, не через философию Гегеля. Однако эта идея в той формулировке, которую дали Маркс и Энгельс, опираясь на Гегеля, гораздо более всесторонняя, гораздо богаче содержанием, чем ходячая идея эволюции».

Там, где это только возможно, автор предлагаемой работы старался поднимать принцип единства логического и исторического до его всеобщего значения, или, как принято сейчас говорить, до общенаучного значения.

Мыслить... (Избранные статьи последних лет)
Раздел: Философия

Название предлагаемой книги, «Мыслить...», подсказано воспоминанием о моем покойном учителе Эвальде Васильевиче Ильенкове.

Одна из его статей называлась «Школа должна учить мыслить!». Педагоги и всякие «философы» против этого не возражают, открыто, по крайней мере. Но когда их спросишь, а что они имеют в виду под «мышлением», то тут в лучшем случае следует указание на головной мозг человека. Вот с этим Эвальд Васильевич и воевал всю жизнь, потому что если мышление «функция мозга», то и ставить человеку мышление должен не педагог, не воспитатель, а физиолог.

Ильенков считал, что предпосылкой подлинной педагогики является философия, предмет которой именно мышление.

Проблема мышления: созерцательный и деятельностный подход
Раздел: Философия

Соавтор: Мареева Е.В.

В монографии идет речь о кардинальном различии между пониманием мышления как деятельного образа действительности, с одной стороны, и ее пассивного копирования — с другой.

Речь идет о формировании деятельностной трактовки не только мышления, но и созерцания, что характерно для классического философского идеализма. В отличие от немецкой классики, в которой присутствует идея предметного действия как основы мышле­ния, неклассическая философия во многом возвращается к пониманию разу­ма как созерцательной способности человека.

Особое место, по мнению авторов, занимает марксистское решение этой проблемы, где основанием мышления является труд как предметное преобразование вещей при помощи орудий. Преимущества понимания мышления в контексте совместной орудийной деятельности людей в монографии показаны на примере советской философии и психологии, в частности у Л.С. Выготского и Э.В. Ильенкова.

Философия науки
Раздел: Философия

Соавторы: Мареева Е.В., Майданский А.Д.

Анализируются проблемы методологии и логики научного познания, сопоставляются классический и неклассический образы науки, классический и неклассический подходы к решению основных проблем научного познания, раскрываются методологические основы современной синергетической теории и универсального эволюционизма, показана критика и даже самокритика такого особого направления, как «философия науки»от О. Конта до И.Лакатоса.

Особое внимание уделено становлению социальных и гуманитарных наук, критериям научности в области социальных наук, проблеме соотношений объяснения и понимания, знания и переживания в социально-гуманитарных науках. При выявлении методологического своеобразия социально-гуманитарного знания сделан акцент на специфике экономической науки.

Э.В. Ильенков. Жить философией
Раздел: Философия

Книга посвящена описанию жизни и творческой деятельности выдающегося советского философа Эвальда Ильенкова в форме воспоминаний о нем его ученика и последователя С.Н.Мареева.

Первый раздел книги носит биографический характер. В ней перед читателем развернута картина драматической борьбы творчески одаренного и уже потому обреченного на одиночество Ильенкова, автора оригинального «деятельностного» подхода к пониманию сущности идеального, с партийно узаконенной школой марксистско-ленинского диамата. Неравенство сил было очевидно, а травля гения столь невыносима, что он счел за лучшее свести счеты с жизнью...

Во втором разделе книги автор, известный в наше время философ, продолжает развертывание философской линии, заданной Ильенковым, основываясь уже на свойственном видении ее перспективы, вошедшей в непростое для любой философии время политических перемен в России.

Книга написана живым и доступным для читателя языком и даже может служить оригинальным учебным пособием для всех, кто интересуется проблемой «идеального».

Комментарии читателей

Grigoriy / 10.09.2015Да уж. Если разве по критерию жульничества. Пишет о Толстом(в воспоминаниях о Ильенкове) что тот мол был против молитвы. И даже цитату прохвост приводит убедительную : -) Только вот не понял, о какой молитве речь шла - т е вещает о том, о чём понятия не имеет(Толстой считал молитву необходимой частью жизни). Жулик и прохвост до мозга костей.
Владимир / 20.06.2011По моему глубокому убеждению, Сергея Николаевича можно зачислить в десятку самых лучших ученых современного мира.
Добавить отзыв
Авторы сайта
Георгий Ефимов & Владимир Никонов
Библиотека «Куб»
Подписаться