koob.ru

Мещеряков А.И.. Книги онлайн

Мещеряков А.И.

Мещеряков Александр Иванович (1923 - 1974) - советский психолог и дефектолог, доктор психологических наук, ученик А. Р. Лурии и И. А. Соколянского. Мещеряков был создателем специального учебного учреждения для слепоглухих детей в г. Загорске (ныне Сергиев-Посад) и Лаборатории изучения и воспитания слепоглухонемых Института дефектологии АПН СССР.

Александр Иванович Мещеряков родился 16 декабря 1923 года в деревне Гуменки Скопинского района Рязанской области в многодетной крестьянской семье. Он успешно закончил начальную сельскую школу, и родители, видя его упорное стремление продолжить образование, специально переехали жить в г. Скопин, где Александр смог бы получить среднее образование. Сразу после окончания школы летом 1941 года был мобилизован в Красную Армию и рядовым солдатом участвовал в начавшихся сражениях Великой Отечественной войны. В октябре 1943 года был тяжело ранен и после длительного лечения демобилизован в 1944 году.

В 1945 году он поступил на философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, где начал учиться с большим интересом. На последнем курсе университета одновременно с учебой работал старшим лаборантом в Лаборатории физиологии высшей нервной деятельности Института нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко АМН СССР у профессора А.Р. Лурии. После окончания университета А.И.Мещеряков поступает к нему в аспирантуру в Институте психологии АПН РСФСР.

В 1953 году А.И. Мещеряков защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (по психологии) на тему «Нарушение взаимодействия двух сигнальных систем в формировании простых реакций при локальных поражениях головного мозга». С 1955 года он работал в НИИ дефектологии уже на должности старшего научного сотрудника, позднее получив это научное звание по физиологии высшей нервной деятельности. К этому времени он уже имел более 20 научных публикаций в этой области.

Именно А.Р. Лурия познакомил своего молодого сотрудника с работающим в этом же институте Иваном Афанасьевичем Соколянским, который не мог не обратить внимание на способного молодого человека, работающего в области ВНД. А.И. Мещеряков очень заинтересовался проблемами изучения и обучения слепоглухих детей, и с 1957 года стал фактически ближайшим научным сотрудником И.А.Соколянского.

После смерти И.А. Соколянского в 1960 году, А.И. Мещеряков осуществляет то, что не удалось его учителю при жизни - организует, наконец, лабораторию изучения и воспитания слепоглухонемых детей в Институте дефектологии в 1961 году и оформляет при ней экспериментальную группу по обучению слепоглухих детей.

Докторская диссертация «Слепоглухонемые дети (психическое развитие в процессе обучения)» с большим успехом была защищена А.И. Мещеряковым в мае 1971 года.

В 1968 году у него случился первый инфаркт. После этого он часто и подолгу лежал в больнице из-за сердечной недостаточности. После очередного лечения в клинике он узнал о выходе его монографии «Слепоглухонемые дети» и, получив авторские экземпляры в издательстве, сразу принес их своим слепоглухим ученикам. Они вместе порадовались книге и проводили очень уставшего Александра Ивановича до дверей, в эту же ночь он неожиданно умер дома во сне. Это случилось 30 октября 1974 г. на 51-ом году жизни.

В 1981 году ему вместе с И.А. Соколянским посмертно была присуждена Государственная премия СССР за создание научной системы обучения слепоглухих детей.

Книги (1)

Слепоглухонемые дети
Раздел: Педагогика

Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения.

Предлагаемый труд - первая попытка систематизированного изложения педагогического эксперимента, проводившегося в экспериментальной группе слепоглухонемых учащихся при Институте дефектологии АПН СССР с 1955 по 1970 г. и в Загорском детском доме для слепоглухонемых с 1963 по 1970 г.

Своеобразие слепоглухонемоты как исследовательской проблемы определяется тем, что отсутствие зрения и слуха и связанная с отсутствием слуха немота лишают ребенка возможности (без специального обучения) общения с окружающими людьми. В результате одиночества слепоглухонемой ребенок психически не развивается. При обучении такого ребенка возникает уникальная задача целенаправленного формирования всей человеческой психики.

Замысел этой книги как раз и заключается в том, чтобы на конкретном экспериментально-теоретическом материале формирования поведения и психики слепоглухонемых детей попытаться показать некоторые закономерности возникновения и развития человеческого поведения и психики вообще.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Георгий Ефимов & Владимир Никонов
Библиотека «Куб»
Подписаться