|
Ойзерман Т.И.. Книги онлайн Теодор Ильич Ойзерман (1 (14) мая 1914, Петроверовка, Тираспольский уезд, Херсонская губерния, Российская империя — 25 марта 2017, Москва) — советский и российский философ, историк философии. Доктор философских наук (1951), профессор (1953), академик АН СССР (1981; с 1991 года — Российской академии наук), лауреат Государственной премии СССР (1983). Рано остался без отца, который скоропостижно умер от сыпного тифа в 1922 году в возрасте 42-х лет. В 1931 году переехал с матерью в городок Кольчугино Владимирской области, она устроилась на работу в средней школе, а он был принят электриком в пароэлектрический цех Кольчугинского металлообрабатывающего завода, где трудился в продолжение последующих трёх лет. Переехав в Москву, поступил монтёром на строительный комбинат и параллельно с работой учился на вечернем рабфаке, после окончания которого поступил на философский факультет Московского института философии, литературы и истории (МИФЛИ), где учился у В.Ф. Асмуса. В 1937 году, будучи студентом последнего курса, был направлен преподавателем в Саратовский университет. В 1938 году окончил МИФЛИ, затем аспирантуру при нём по кафедре истории философии. В 1941 году защитил кандидатскую диссертацию «Марксистско-ленинское учение о превращении необходимости в свободу». В годы Великой Отечественной войны находился на фронте. Призван 8 июля 1941 года, как кандидат наук был направлен в офицерскую школу, после окончания которой в должности старшего политрука был инструктором политотдела дивизии ПВО; вступил в ВКП(б). С 1943 года — на Воронежском фронте, затем в пехотной части 6-й армии на Украинском фронте, воевал в Польше и Германии, контужен во время боёв на Курской дуге. После демобилизации в июне 1946 года вернулся на преподавательскую работу — сначала в Московском экономическом институте, а с 1947 года — доцент и заместитель заведующего кафедры истории зарубежной философии на философском факультете МГУ. С 1949 года исполнял обязанности заведующего кафедрой истории зарубежной философии МГУ. В октябре 1951 года защитил докторскую диссертацию «Развитие марксистской теории на опыте революций 1848 года», в 1953–1968 годах — заведующий кафедрой истории зарубежной философии МГУ. В 1983 году вошёл в состав Антисионистского комитета советской общественности. Автор работ по истории немецкой классической философии и марксизма, теории историко-философского процесса, теории познания, философским воззрениям И. Канта, Г.-Ф. Гегеля, И.-Г. Фихте, Ф. Шеллинга. Т.И. Ойзерман был инициатором создания «Историко-философского ежегодника», специализированного издания, посвященного вопросам истории философии как науки. Составитель Собрания сочинений И. Канта в 6 томах (М.: Мысль, 1964). После смерти Б.С. Соколова Т.И. Ойзерман стал старейшим академиком РАН. К столетнему юбилею философа в 2014 году в издательстве «Наука» вышло собрание сочинений Т. И. Ойзермана в пяти томах.
Ойзерман Т.И. на видео
Книги (37)
Амбивалентность философииНеопределенное, постоянно умножающееся количество философских систем и системок, противостоящих друг другу, опровергающих друг друга, — непосредственное выражение внутренне присущей философии амбивалентности. И каждое философское учение также амбивалентно, поскольку оно носит системосозидающий характер, т. е. претендует на окончательное решение всех философских проблем и тем самым на завершение (прекращение) развития философии. Амбивалентность философских учений, которая представляется на первый взгляд недостатком, пороком, в действительности плодотворна, так как лишь благодаря ей философы в известной степени преодолевают крайности своих основоположений, высказывая другие, нередко противоположные воззрения. На этом пути философские положения становятся все более содержательными и нередко даже истинными.
Возникновение марксизмаНаучный анализ марксизма, освобожденный от идеологических интенций, с несомненностью доказывает, что главным в этом учении — каким бы невероятным это ни показалось на первый взгляд — является не обоснование необходимости упразднения частной собственности на средства производства, а обоснование возможности и необходимости всестороннего развития человеческих способностей и потребностей путем радикального переустройства общества независимо от того, произойдет ли этот процесс революционным или эволюционным путем.
Главные философские направленияТеоретический анализ историко-философского процесса. Тема монографии: противоречия развития философского знания, дивергенция философских учений, поляризация направлений философии на противоположности материализма и идеализма. В этой связи рассматриваются основной вопрос философии и его превращенные формы, отношение главных философских направлений к рационализму и эмпиризму, феноменализму и метафизическим системам и т.д. Значительное место в книге занимает анализ основных тенденций развития современной идеалистической философии. Книга рассчитана на преподавателей, научных работников, аспирантов, студентов, на всех интересующихся историей философии.
Диалектический материализм и история философииИсторико-философские очерки, составляющие содержание настоящей работы, посвящены в первую очередь методологическим проблемам историко-философской науки. Это, впрочем, не только методологические, но и мировоззренческие проблемы, поскольку марксистское историко-философское исследование призвано выяснить отношение диалектического материализма к предшествующему философскому развитию, в частности к развитию буржуазной философии. Марксистская постановка вопроса о развитии домарксистской философии предполагает вычленение в первую очередь немецкой классической философии — одного из теоретических источников марксизма. В этой связи мы стремились выделить ряд важнейших, все еще недостаточно исследованных проблем, относящихся к историческому процессу становления и развития диалектического идеализма, выдающееся значение которого в исторической подготовке диалектического материализма постоянно подчеркивалось классиками марксизма.
Диалектический материализм и современный позитивизмСоавтор: Нарский И.С., Пилипенко Н.В. Сборник содержит первое зафиксированное в печати коллективное выступление ММК на «внешнем» мероприятии, включая тезисы Швырева, Щедровицкого, Садовского, Ладенко, Сазонова. Кроме того, он будет интересен всем историкам советской философии и методологии науки как выразительный документ эпохи, в котором прекрасно всё, начиная от демонстративного «демократизма» в представлении авторов (от академика до студента) и кончая резким контрастом между погромными выступлениями ветеранов идеологического фронта и попытками философской молодежи воспользоваться текущей конъюнктурой для постановки содержательных вопросов.
Избранные труды. В пяти томах. Том 1. Возникновение марксизмаНаучный анализ марксизма, освобожденный от идеологических интенций, с несомненностью доказывает, что главным в этом учении — каким бы невероятным это ни показалось на первый взгляд — является не обоснование необходимости упразднения частной собственности на средства производства, а обоснование возможности и необходимости всестороннего развития человеческих способностей и потребностей путем радикального переустройства общества независимо от того, произойдет ли этот процесс революционным или эволюционным путем. Марксистский, реальный гуманизм — не идеология, а исторически развивающееся сознание сущностной общности всех без исключения народов, населяющих нашу планету. Это — совестливое, нравственное сознание, не зависимое от каких бы то ни было идеологических предпочтений, сознание того, что человечность, несмотря, на многочисленные противодействия, постоянно ставящиеся под вопрос, постепенно становится — и со временем, несомненно, станет — атрибутом человечества. И научное содержание марксизма является теоретическим обоснованием гуманистического мировоззрения, без которого лишен смысла научно-технический и всякий иной общественный прогресс. Для философов, преподавателей, студентов и аспирантов философских факультетов, всех, интересующихся историей философии.
Избранные труды. В пяти томах. Том 2. Марксизм и утопизмВ монографии анализируется феномен утопизма. Негативистское отношение к утопиям, по мнению автора, совершенно неоправданно, так как они представляют собой содержательные заблуждения, в которых неадекватным образом заключаются истинные представления. Основоположники марксизма полагали, что основательной, материалистической критикой своих предшественников они покончили со всяческим утопизмом. Однако они восприняли безусловно утопические представления о бестоварном, безденежном посткапиталистическом обществе, об упразднении разделения труда, специализации работников в производстве. Более того, они выдвинули и пытались научно обосновать новые, созданные ими утопические положения об исторической миссии пролетариата как разрушителя капиталистического строя и строителя бесклассового общества, о диктатуре пролетариата, которая в принципе невозможна, так как никакая диктатура не осуществляется массой людей. Эти и ряд других положений являются предметом критического анализа. Для философов, преподавателей, студентов и аспирантов философских факультетов, всех интересующихся историей философии.
Избранные труды. В пяти томах. Том 3. Оправдание ревизионизмаПредметом данного исследования является: 1) предыстория бернштейновского ревизионизма, немецкие и (не только немецкие) «катедер-социалисты», английское «Фабианское общество»; российское народничество, «легальный марксизм»; 2) теоретические воззрения Э.Бернштейна, их формирование и развитие; 3) критика бернштейнианства его современниками-марксистами в конце XIX — начале XX в.; 4) развитие бернштейновского ревизионизма теоретиками социал-демократических партий середины и второй половины XX в.; 5) еврокоммунизм, или «западный марксизм», как частью латентная, частью открытая ревизия марксизма и главным образом так называемого марксизма-ленинизма. Поскольку ревизия любой научной теории, каким бы высоким статусом она ни обладала — нормальная, общепринятая исследовательская процедура, постольку квалификация ее как в принципе несовместимой с учением К.Маркса и Ф.Энгельса — свидетельство внутренне присущего марксизму догматизма и начало догматизации его марксистскими партиями. Таким образом, понятие «ревизионизм», несостоятельное в научном отношении, неприемлемое в научной среде за пределами марксизма, есть не что иное, как эвфемизм, прикрывающий идейный изоляционизм «научной социалистической идеологии». Для философов, преподавателей, студентов и аспирантов философских факультетов, всех интересующихся историей философии.
Избранные труды. В пяти томах. Том 4. Кант и Гегель: Опыт сравнительного исследованияАвтор монографии путем критического сопоставления философских учений Канта и Гегеля доказывает, что Кант, вопреки господствовавшей в марксизме точке зрения, не только является предшественником Гегеля, но и представляет собой самобытного гениального философа. Кант ставил проблемы, которые были непонятыми или искаженными в философии Гегеля, оказавшейся поэтому, несмотря на развитую им диалектику, в ряде отношений уступающей философскому учению Канта. Для философов, преподавателей, студентов и аспирантов философских факультетов, всех интересующихся историей философии.
Избранные труды. В пяти томах. Том 5. Метафилософия. Амбивалентность философииВ настоящий том включены две работы, посвященные теории философии. В них предпринята попытка ответить на вопросы, что такое философия, в чем ее отличие от естественнонаучного знания и в чем ее специфика, партийна ли философия и т.д. Ответы на эти и подобные вопросы давались разными философами и философскими школами и направлениями, начиная с ранних греческих философов и до наших дней, о чем достаточно подробно излагается в настоящей работе. Еще одна проблема теории философии — амбивалентность философии, которая на первый взгляд представляется ее недостатком, на деле же плодотворна, так как благодаря ей философские положения становятся все более содержательными. Для философов, преподавателей, студентов и аспирантов философских факультетов, всех интересующихся историей философии.
Историко-философское учение ГегеляВ книге анализируется историко-философское учение Гегеля о поступательном развитии философии, её диалектическом единстве. Автор показывает, что материалистическая переработка этого учения, всестороннее развитие диалектики классиками философии позволили создать научную теорию диалектического материализма. Издание рассчитано на преподавателей и слушателей народных университетов, всех, интересующихся проблемами философии.
История диалектики XIV-XVIII вв.Руководитель авторского коллектива — Т.И. Ойзерман. Редколлегия: З.А. Каменский, И.С. Нарский, Т.И. Ойзерман. Книга представляет собой одно из первых обобщений исследований диалектического аспекта философской мысли в период XIV-XVIII вв. В работе рассматриваются диалектические идеи таких выдающихся мыслителей, как Николай КузанскиЙ, Бёме, Декарт, Спиноза, ЛеЙбниц, Вольтер, Дидро и др. Книга снабжена именным и предметным указателями.
История диалектики. Немецкая классическая философияВ книге впервые в советской научной литературе представлено целостное рассмотрение диалектического метода классиков немецкой идеалистической философии. Продолжая марксистские традиции исследования диалектики Гегеля, эта коллективная монография освещает также недостаточно изученные с точки зрения истории диалектики учения Канта, Фихте и Шеллинга. Она дополняет опубликованные ранее работы по истории домарксистской диалектики.
Кант и Гегель. Опыт сравнительного исследованияАвтор монографии путем критического сопоставления философских учений Канта и Гегеля доказывает, что Кант, вопреки господствовавшей в марксизме точке зрения, является не только предшественником Гегеля, но представляет собой самобытного, гениального философа, который сплошь и рядом ставил проблемы, которые оказались непонятыми или искаженными в философии Гегеля, оказавшейся поэтому, несмотря на развитую им диалектику, в ряде отношений уступающей философскому учению Канта.
Краткий очерк истории философииСоавтор: Иовчук М.Т., Щипанов И.Я. Задачи, которые стремились решить авторы «Краткого очерка», — дать систематическое изложение основных этапов развития философии с древнейших времен до наших дней, анализ борьбы материализма и идеализма — главных направлений в философии, осветить возникновение и развитие диалектического и исторического материализма, подвергнуть критике современную буржуазную философию, отражающей кризис капиталистической системы. В этой книге, выпущенной первым изданием в 1960 г. и переведенной на ряд иностранных языков, сжато изложены важнейшие этапы и течения мировой философии с самых древних времен до наших дней. При подготовке третьего издания «Краткого очерка» авторы его — специалисты по различным разделам истории философии — дополнили книгу новыми данными, уточнили ряд формулировок. «Краткий очерк истории философии» предназначен в качестве учебного пособия для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, а также для самостоятельно изучающих историю философии.
Кризис современного идеализмаВ книге члена-корреспондента АН СССР Т.И. Ойзермана дан критический анализ новейших разновидностей идеалистической философии, который приводит к выводу, что современный идеализм терпит поражение в своей борьбе против философского материализма и материалистически мыслящего естествознания. Издание рассчитано как на философов специалистов, так и на широкий круг читателей.
Маркс и современная философияОтв. ред. Т.И. Ойзерман. Препринты докладов советских учёных к XVI Всемирному философскому конгрессу «Философия и культура» (Канада, Монреаль, 21 — 27 августа 1983 г.)
Марксизм и утопизмВ монографии анализируется феномен утопизма. Негативистское отношение к утопиям, по мнению автора, совершенно неоправданно, так как они представляют собой содержательные заблуждения, в которых неадекватным образом заключаются истинные представления. Основоположники марксизма полагали, что основательной, материалистической критикой своих предшественников они покончили со всяческим утопизмом. Однако они восприняли безусловно утопические представления о бестоварном, безденежном посткапиталистическом обществе, об упразднении разделения труда, специализации работников в производстве. Более того, они выдвинули и пытались научно обосновать новые, созданные ими утопические положения об исторической миссии пролетариата как разрушителя капиталистического строя и строителя бесклассового общества, о диктатуре пролетариата, которая в принципе невозможна, так как никакая диктатура не осуществляется массой людей. Эти и ряд других положений являются предметом критического анализа.
Метафилософия. Теория историко-философского процессаИсторико-философский процесс, нередко уподобляемый комедии ошибок, блужданию в лабиринте, анархии систем и системок, образует одно из важнейших измерений интеллектуального прогресса человечества. Поиски правильного мировоззрения и трагические заблуждения, дивергенция философских учений и их поляризация на взаимоисключающие направления, борьба направлений, которая иной раз воспринимается как перманентный философский скандал, — всё это не только искания, муки и заблуждения отдельных философствующих индивидов. Это — духовная драма всего человечества, и те, кому она представляется фарсом, по-видимому, истолковывают трагическое лишь как idola theatric.
Немецкая философия после 1945 годаПредлагаемая вниманию советских читателей коллективная работа группы философов-марксистов ГДР представляет собой краткую, научно обоснованную характеристику борьбы основных философских направлений в современной Германии, борьбы между диалектическим материализмом и буржуазной идеалистической философией и социологией. Авторы книги не ставят своей целью обстоятельный, систематический анализ таких идеалистических учений, как экзистенциализм, неотомизм, неопозитивизм, «новая онтология», имеющих значительное влияние в Западной Германии. Они преследуют более скромную, но вместе с тем и более трудную задачу: показать эволюцию этих учений в условиях ФРГ, в органической связи с основной политической линией развития этого государства, вскрыть то новое, что характеризует эти философские течения в послевоенный период.
Оправдание ревизионизмаПредметом данного исследования является: 1) предыстория бернштейновского ревизионизма, немецкие (и не только немецкие) «катедер-социалисты», английское «Фабианское общество»; российское народничество, «легальный марксизм»; 2) теоретические воззрения Э. Бернштейна, их формирование и развитие; 3) критика бернштейнианства его современниками-марксистами в конце XIX — начале XX в.; 4) развитие бернштейновского ревизионизма теоретиками социал-демократических партий середины и второй половины XX в.; 5) еврокоммунизм, или «западный марксизм», как частью латентная, частью открытая ревизия марксизма и главным образом так называемого марксизма-ленинизма. Поскольку ревизия любой научной теории, каким бы высоким статусом она ни обладала, — нормальная, общепринятая исследовательская процедура, постольку квалификация ее как, в принципе, несовместимой с учением К. Маркса и Ф. Энгельса — свидетельство внутренне присущего марксизму догматизма и начало догматизации его марксистскими партиями. Таким образом, понятие «ревизионизм», несостоятельное в научном отношении, неприемлемое в научной среде за пределами марксизма, есть не что иное, как эвфемизм, прикрывающий идейный изоляционизм «научной социалистической идеологии».
Основные ступени процесса познанияВ брошюре раскрываются основные положения теории познания диалектического материализма. Показываются роль практики как основы познания, чувственное отражение действительности и рациональное познание.
Проблема отчуждения и буржуазная легенда о марксизмеФилософская проблема отчуждения все более и более привлекает внимание не только специалистов, но и широкой читательской публики. Об отчуждении ныне пишут не только философы и социологи, но также писатели, художники, журналисты и т.д. Этому понятию придается самое различное значение. Некоторые буржуазные философы и социологи пытаются превратить его в принцип истолкования всего существующего.
Проблемы историко-философской наукиНа основе сравнительного анализа философских учений прошлого и настоящего автор исследует специфику философской формы познания, структуру философского знания, исторически преходящий характер дивергенции философских учений, изменение места философии в системе научных знаний, развитие предмета философии, превращение философии в научное мировоззрение, взаимоотношение философии и частных наук, природу философского спора, идеологические функции философии. Книга рассчитана на преподавателей, научных работников, аспирантов, студентов, изучающих философию и методологические проблемы наук о природе и обществе.
Проблемы марксистско-ленинской методологии истории философииСоавтор: Ченрны И. Книга представляет собой итог исследовательской работы советских и чехословацких ученых по теоретическим и методологическим проблемам историко-философской науки. Рассмотрены вопросы генезиса марксистской историко-философской концепции, соотношения всемирной и национальной истории философии, специфики последней и методов ее исследования. Большое внимание уделено критическому анализу наиболее влиятельных современных буржуазных концепций истории философии (постпозитивистской, экзистенциалистской, структуралистской, герменевтической и др .) Авторы исходил и из того, что основой понимания историко-философского процесса и научной методологии его исследовании может быть только марксистсколенинская философия. Вместе с тем, изучение и переосмысление достижений философской мысли прошлого, как и разработка методов ее освоения, является органической составной частью марксистской философской теории, необходимым способом ее существования и формой дальнейшего развития.
Против философствующих оруженосцев американо-английского империализмаОтв. ред.: Т.И. Ойзерман, П.С. Трофимов. Американский империализм при поддержке своего младшего партнёра по разбою — английского империализма — вот уже год как ведёт кровавую войну против свободолюбивого корейского народа (конфликт между КНДР и Республикой Корея, длившийся с 25 июня 1950 по 27 июля 1953 года). Правительство США бешеными темпами осуществляет колоссальную программу вооружения, разжигает военную истерию, лихорадочно готовится к осуществлению своих бредовых планов установления господства монополистов США над всем миром.
Развитие марксистской теории на опыте революции 1848 годаИсторический опыт революций 1848 г. позволил Марксу и Энгельсу развить и конкретизировать те общие положения, которые были выдвинуты ими в предреволюционный период и подытожены в «Манифесте Коммунистической партии». Теоретическое обобщение опыта революций привело основоположников марксизма к дальнейшей разработке вопроса о соотношении между борьбой за социализм и борьбой за демократию. При этом основоположники марксизма всесторонне вскрыли принципиальное качественное отличие, имеющееся между пролетарской и буржуазной борьбой за демократию. Освещая с позиций диалектического и исторического материализма фактический ход революции, Маркс и Энгельс пришли к идее непрерывной революции, которая впоследствии получила своё дальнейшее развитие в ленинской теории пролетарской революции в условиях империализма. Идея непрерывной революции была непосредственно связана с вопросом об отношении между пролетариатом и непролетарскими слоями трудящегося населения, и, следовательно, с идеей гегемонии пролетариата, основные наброски которой также были даны основоположниками марксизма.
Современный экзистенциализм. Критические очеркиПредлагаемая читателю книга является первой попыткой создания научного труда, в котором экзистенциализм рассматривается во всех его существенных проявлениях. Естественно, главное внимание было уделено концепциям немецкого и французского экзистенциализма. Кроме того, сделана попытка проследить ту форму, которую экзистенциализм принимает в других странах. Настоящий труд подготовлен сектором современной буржуазной философии и социологии стран Запада Института философии АН СССР. В создании книги участвовали многие специалисты по современной буржуазной философии, представляющие различные научно-исследовательские учреждения и учебные заведения Москвы.
Теория познания КантаСоавтор: Нарский И.С. Авторы книги рассматривают учение Канта о явлениях и «вещах в себе», априористическое истолкование пространства и времени, категориальной структуры мышления и опыта. Критический анализ априоризма Канта, его философских и естественнонаучных предпосылок и выводов позволяет вскрыть не только заблуждения великого философа, но и его глубокие догадки, прозрения относительно природы научного знания, взаимообусловленности эмпирического и теоретического, способности теории выходить за границы наличного опыта. Для философов, историков философии.
Философия ГегеляВ ряду выдающихся предшественников философии марксизма- диалектического и исторического материализма — одно из наиболее видных мест заслуженно принадлежит великому немецкому философу Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю.
Философия как история философииФилософия, в отличие от любой науки, каков бы ни был исторический уровень ее развития, существует как неопределенное множество философских учений, которые противостоят друг другу, но вместе с тем и дополняют друг друга. Таков modus essendi философии. Такой она была уже в первое столетие своего исторического бытия, такой осталась и в наше время, и нет оснований полагать, что когда-нибудь в будущем философия утратит свою многоликость, являющуюся специфической формой познания. С точки зрения современности негативное отношение к плюрализму философских учений следует считать уже устаревшим, преодоленным воззрением. Было бы поэтому заблуждением полагать, что философский плюрализм существует лишь постольку, поскольку развитие философии еще не увенчалось последней системой, абсолютной истиной в последней инстанции. Эти тезисы, обосновываемые в первой части монографии, конкретизируются во второй ее части путем анализа учений Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха.
Философия Канта и современностьКнига представляет собой своеобразный итог исследований философии Канта, проведенных группой известных советских историков философии и специалистов в области диалектического материализма, этики, логики, эстетики, права. В книге выясняется отношение Канта к предшествующему развитию философской мысли, его роль в качестве основоположника немецкой классической философии, использование идей Канта в современной буржуазной философии, отношение диалектического материализма к гносеологии и другим разделам учения Канта.
Философия марксизма и неопозитивизмВ феврале 1961 г. по инициативе философского факультета МГУ была проведена Всероссийская научная конференция по теме «Диалектический материализм и современный позитивизм». В работе конференции участвовало свыше 300 преподавателей и научных работников высших учебных заведений Российской Федерации. Наряду с преподавателями и научными работниками, философами с докладами и сообщениями выступали также представители математики, физики, языкознания и ряда других наук. Настоящий сборник — продукт коллективной работы участников конференции. В нем помещена значительная часть докладов и выступлений, дающих в совокупности всестороннюю критику неопозитивизма и противопоставляющих ему диалектико-материалистическое понимание тех проблем, на которых паразитирует это субъективно идеалистическое учение.
Философия эпохи ранних буржуазных революцийРабота представляет собой первое в марксистской историко-философской литературе систематическое исследование философии XVI—XVII столетий, рассмотренной в тесной связи с эпохой ранних буржуазных революций. Книга состоит из двух больших разделов. Первый посвящен анализу коренных перемен в общественном сознании XVI—XVII вв. и связанной с ними перестройки социально-философских и политико-юридических воззрений. Во втором исследуется научная революция XVI—XVII вв. в связи с революционными изменениями в категориальном языке, установках и методах философского мышления.
Французское Просвещение и революцияСоавтор: Киссель М.А., Соловьев Э.Ю. и др. В монографии философия французского Просвещения рассмотрена в ее воздействии на социально-политический кризис общества накануне буржуазной революции 1789–1794 гг. и на ход самой революции, а также в связи с последующей идейной борьбой вокруг революции.
|
|
Необходимо осознавать, что ученые для того и существуют чтобы формулировать теории или их систематизировать! Потому иной раз они искусно скрывают свое личное отношение к чему-либо, ибо не желают быть отлученными от "свиного корыта с кормом"!
Мыслителям не счесть числа, а систематизировать их экзерсисы берутся единицы, потому эти подвижники достойны всяческого уважения.
Вместо того чтобы "брызгать слюной" пусть каждый попробует систематизировать уже вброшенное в инфосферу или внятно изложить свои собственные воззрения.
Здесь и наступит прозрение собственной немочи или могучества!
Конечно, человек и в старости, подчас , может разбираться в профессиональных вопросах (Субличность специалиста поддерживает психику), но всё-таки многого ожидать не приходится.
Моё мнение не специалиста - в Мире давно властвует один индивидум, но не он сотворил всб Вселенную, разве, что часть её - и его проблема, что одному невозможно пройти один из пределов, дальнейшего сохранения Вселенной, ибо она бесконечна во всех направлениях (она , а не подсистемы). Одолеть всё одному даже Сверхквази мегатрону - не подсилу, поэтому ему нужны новые цивилизации, которые возможно превзойдут очередной неподъёмный предел, а иначе нашей подсистеме, как бы это по проще - каюк! Поэтому я как философ Хома, см. Гоголя, прошу не смотри - Вий может увидеть (шютка)!