koob.ru

Плотин. Книги онлайн

Плотин

Плотин (др.-греч. Πλωτῖνος; 204/205, Ликополь, Египет, Римская империя — 270, Минтурны, Кампания) — античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма.

Систематизировал учение Платона о воплощении триады в природе и космосе. Определил Божество как неизъяснимую первосущность, стоящую выше всякого постижения и порождающую собой все многообразие вещей путем эманации («излияния»). Пытался синтезировать античный политеизм с идеями Единого. Признавал доктрину метемпсихоза, на которой основывал нравственное учение жизни. Разработал сотериологию неоплатонизма.

Родился в Ликополе, в Нижнем Египте. Молодые годы провел в Александрии, в свое время одном из крупнейших центров культуры и науки. В 231/232—242 учился у философа Аммония Саккаса (учеником которого также был Ориген, один из учителей христианской церкви). В 242, чтобы познакомиться с философией персов и индийцев, сопровождал императора Гордиана III в персидском походе. В 243/244 вернулся в Рим, где основал собственную школу и начал преподавание. Здесь сложился круг его последователей, объединяющий представителей различных слоев общества и национальностей.

В 265 под покровительством императора Галлиена предпринял неудачную попытку осуществить идею платоновского государства — основать город философов, Платонополь, который явился бы центром религиозного созерцания. В 259/260, уже в преклонном возрасте, стал фиксировать собственное учение письменно.

Фрагментарные записи Плотина были посмертно отредактированы, сгруппированы и изданы его учеником Порфирием. Порфирий разделил их на шесть отделов, каждый отдел — на девять частей (отсюда название всех 54 трактатов Плотина — «Эннеады», αἱ Ἐννεάδες, «Девятки»).

Плотин на видео

Книги (9)

Сочинения
Раздел: Философия

…Итак, да не обратится читатель к этой книге как к «источнику»: ее цель вполне отражена в названии этого собрания текстов, дающих представление о рецепции Плотина в России и об опытах его перевода на русский язык. Собрав эти тексты, мы выполняем наш долг по отношению к нашим предшественниками; мы хотим, чтобы их достижения были доступны, а на их ошибках мы могли учиться. Мы в то же время демонстрируем наше понимание того, что современность может создать традицию только в том случае, если всерьез учтет все уже существующие для этого предпосылки.

Том 1. Первая эннеада
Раздел: Философия

Плотин (ок.204–270) — один из самых выдающихся мыслителей, единственный наследник великого Платона — этого «бога философов». Создатель собственной оригинальной системы философии, жизни и миросозерцания, Плотин широко известен русскому думающему читателю, но и практически не знаком ему. Данная книга призвана заново открыть саму тему Плотина.

Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии Т.Г. Сидаша, Р.В. Светлова.

Первое издание полного корпуса сочинений Плотина на русском языке открывает первая эннеада — девять трактатов, объединенных антропологической тематикой, впервые переведенных и откомментированных, с приложением оригинального греческого текста.

Том 2. Вторая эннеада
Раздел: Философия

Во вторую эннеаду вошли девять трактатов, объединенных натурфилософской тематикой (в широком смысле этого слова — в связи человека с чувственным космосом и умопостигаемой Вселенной), впервые переведенных и откомментированных, с приложением оригинального греческого текста.

Том 3. Третья эннеада
Раздел: Философия

По замыслу ученика и первого издателя Плотина — Порфирия, три первые эннеады составляли первый, этико-космологический том собрания сочинений философа. В последней его части, бесспорно, собраны наиболее важные трактаты, относящиеся к учению о Вселенной.

Том 4. Четвертая эннеада
Раздел: Философия

Четвертая эннеада Плотина — это первый по значимости и объему после Аристотеля свод психологических трактатов, дошедший из античности до наших дней. С исключительной для древних обстоятельностью философ рассматривает здесь вопросы, связанные и с Душой-Ипостасью, и с иерархией внутрикосмических душ.

В этой Эннеаде также ставятся и разрешаются многие вопросы, рассматриваемые ныне главным образом эмпирической психологией. Без знания этих текстов сегодня невозможно составить понятие не только о психологии неоплатонической школы, но и европейской рациональной психологии как таковой.

Том 5. Пятая эннеада
Раздел: Философия

Пятая эннеада Плотина посвящена, главным образом, учению о второй Ипостаси — Уме и связанных с ним проблем тринитарного богословия. Мыслитель излагает здесь свою оригинальную трактовку платоновской теологии, открываясь как смелый экзегет и великий диалектик. Рациональные аргументы трактатов этой эннеады готовят читателя к пониманию наиболее сложных мыслей философа, содержащихся в следующей, шестой эннеаде.

Том 6. Шестая эннеада. Трактаты I-V
Раздел: Философия

Первые пять трактатов шестой эннеады великого Плотина, вошедшие в этот том, представляют собой изложение логики и онтологии в системе основателя неоплатонизма. Это второе по объему после аристотелевского «Органона» античное сочинение древности, исследующее априорные содержания рассудка в связи с онтологическими структурами. Особенно ценно в данных трактатах то, что это учение содержит в себе полемику с уже сложившимися ко времени Плотина стоической и перипатетической методологиями.

В «Послесловии» к тому проводится сравнительный анализ тринитарного богословия Плотина и христианского учения о Св. Троице.

Том 7. Шестая эннеада. Трактаты VI-IX
Раздел: Философия

Заключительные трактаты шестой эннеады представляют собой богословие Единого — наиболее известную и востребованную часть учения великого философа. Даже если бы Плотин был автором только этих сочинений, его вклад в философию невозможно было бы переоценить.

Эннеады
Раздел: Философия

«Не считая I.4, II.3 и IV.3, 4, все Эннеады взяты их двухтомника, составленного С.И. Еремеевым (К.: «УЦИММ-ПРЕСС»,1995–1996).

На мой взгляд, переводы в редакции Еремеева более удобочитаемы, чем представленные в Интернете другие переводы тех же Эннеад. Вместе с тем, в текст электронной версии двухтомника внесен ряд принципиальных изменений.

Еремеев христианизирует Плотина, трактуя «Единое» как «Единого», «Первоединое» как «Первоединого», «Ум» (нус) как «Дух», а «гениев» (даймониев) как «духов». Я вернул этим терминам их первоначальные значения, существенные для понимания античной культуры». Владимир Данченко

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Подписаться