koob.ru

Савчук В.В.. Книги онлайн

Савчук В.В.

Валерий Владимирович Савчук (1 мая 1954, Краматорск, Донецкая область) — российский философ, аналитик изобразительного искусства, куратор, художник.

Доктор философских наук, профессор кафедры онтологии и теории познания философского факультета СПбГУ. Член Международного союза историков искусств и художественных критиков (АИС), Член Союза художников товарищества «Свободная культура», «Пушкинская — 10».

В 1979 году окончил философский факультет Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова. С 1981 по 1984 продолжил обучение в нём на аспирантских курсах, по результатам которых защитил кандидатскую диссертацию «Теоретический анализ формирования убеждений». В 1986 году стал ассистентом кафедры онтологии. Руководил работой совета молодых учёных философского факультета.

В 1989 году организовал общество «Новая архаика» (В.Драпкин, Е.Козлов, А. Демичев, М. С. Уваров), идея которого заключалась в преодолении постмодернизма. В 1991 году стал доцентом.

С 1994 по 1996 обучался в докторантуре на кафедре онтологии и теории познания философского факультета СПбГУ. В 1995 году общество «Новая архаика» трансформировалось в Ассоциацию танатологов, президентом которой стал А.В. Демичев.

К этому времени Савчук публикует свою первую книгу «Кровь и культура», которая выражает основные его идеи «новоархаического периода». В 1996 году он защитил докторскую диссертацию по теме: «Пространство архаического: границы рефлексии». В 1997 году стал профессором.

В 1997 году в Германии прочёл цикл лекций «Искусство в постинформационную эпоху» в Грейфсвальдском университете, а затем на следующий год там же «Искусство в эпоху постмодернизма». В 2008 году Савчук продолжил сотрудничество с немецкими коллегами, получив стипендию DAAD на участие в конференции «Философия ориентирования».

В 2000 году сделал доклад на пленарном заседании международного конгресса «Образ и насилие» в Сан-Пауло (Бразилия). В 2001 году стажировался в Свободном университете Берлина (стипендия DAAD)

В 2003 году обращается в своём творчестве к анализу визуального образа и фотографии, что к 2005 году выражается в книге «Философия фотографии».

В 2007 году стал визит-профессором Южного федерального университета (Ростов-на-Дону). Тогда же он впервые обозначил свой интерес к медиафилософии (авторство этого термина Савчук возводит к Рудольфу Фитцу), организовав в Санкт-Петербурге конференцию «Медиа как предмет философии». С 22 июня 2010 года является основателем и директором Центра медиафилософии.

Савчук В.В. на видео

Книги (4)

Медиафилософия. Приступ реальности
Раздел: Философия

Лавинообразно нарастающая скорость распространения «медиапроизводных» (медиареальность, медиасфера, медиаэпистемология, медиакультура, меди-аиндустрия, медиаэтика, медиасубъект, медиа sapiens, медиазависимость, меди-аобразование, медиаигры, медиаэкология и т.д.) — знак времени, суть которого в том, что социальные, культурные и экологические последствия, производимые новыми медиа, а также переход границ, очерченных старыми медиа (а значит и смыслами), превысили критическую массу новаций и подвели как к осознанию новой стадии существования человека, так и к необходимости нового философского подхода к ее осмыслению.

В книге выдвигается и обосновывается введение адекватной вызовам современности новой дисциплины — медиафилософии. Автор, опираясь на ряд важнейших поворотов в философии и культуре XX века (онтологический, лингвистический, иконический), обосновывает появление медиального поворота, который вместе с медиафилософией, медиареальностью, коммуникантом, позой логоса претендует на статус terminus novus. Итак, медиа-философия — это философия эпохи новых медиа, новая парадигма гуманитарного знания и рефлексия актуальной ситуации.

Символы в культуре
Раздел: Философия

Сборник представляет собой результат работы теоретико-практического семинара (1989–1990), объединившего творческие искания молодых философов, историков, филологов, психологов, искусствоведов в области исследования традиционного и нетрадиционного понимания природы и смысла символов в культуре.

Топологическая рефлексия
Раздел: Философия

Рефлексия предельных метафизических оснований сущею, сознания, культуры — традиционная задача философии. Однако во второй половине XX века она была купирована проектом постсовременности. Диагноз конца метафизики, рациональности, дискурсивности и рефлексивности ставился столь часто, что возникает сомнение в его справедливости. Привычный контекст использования термина свидетельствует не об утрате объяснительного потенциала и исчерпанности схватывать и удерживать в понятии актуальные явления и события рефлексии как таковой, а лишь определенного ее вида.

В книге предлагается следующая классификация: эмпирическая, логическая, трансцендентальная, абсолютная рефлексия, отказ от рефлексии как способа удостоверения истины в постструктуралистской парадигме и, наконец, возрождение и становление рефлексии нового типа — топологической.

Даны ее характеристики. Приведен ряд конкретных исследований, методологической основой которых выступила топологическая рефлексия: особенность архаического сознания, явление нигилизма и терроризма, искусство перформанса и фотографии, коммуникантов как порождение массовой коммуникации.

Философия фотографии
Раздел: Фотография

Книга посвящена онтологии фотографического образа, концептуальной фотографии и феномену насилия фотографии. Исходя из концепта «фотография — поза логоса», автор проводит границу между жанром ню и порнографией, исследует роль фотографии в современном искусстве, эстетику провинциальной фотографии, а также выделяет существенные черты кураторского фотопроекта.

В книге впервые представлены взгляды на фотографию Ф. Ницше и Э. Юнгера.

Во второй части рассматриваются произведения и проекты современных фотографов Петербурга, в которых исследователь обнаруживает актуальное звучание и философское содержание.

Книга адресована тем, кто интересуется философией искусства и художественной фотографией.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Подписаться