koob.ru

Щербатский Ф.И.. Книги онлайн

Щербатский Ф.И.

Фёдор Ипполитович Щербатской (Щербатский) (19 сентября 1866, Кельце, Царство Польское — 18 марта 1942, Боровое, Акмолинская область, Казахская ССР) — русский и советский востоковед (буддолог, индолог и тибетолог), академик Российской академии наук (1918). Один из основателей русской школы буддологии. Перевёл и издал ряд памятников санскритской и тибетской литературы. Почётный член научных обществ Великобритании, Германии, Франции.

Родился в Польше, где в то время служил его отец, Ипполит Фёдорович Щербатский (Щербацкий). Учился в Царскосельской гимназии, которую закончил в 1884 году. Усадьба Щербатских находилась в деревне Лютка Лужского района Ленинградской области.

В 1889 году окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета — ученик И. П. Минаева. После защиты диссертации на тему «О двух рядах гортанных в индоевропейских языках» Щербатский был оставлен при университете для подготовки к профессуре по индологии.

Был командирован за границу, где занимался индийской поэтикой (в Вене у Г. Бюлера) и философией (в Бонне у Г. Якоби).

В 1893 году возвратился в Россию и на некоторое время оставил научную деятельность — был земским гласным и уездным предводителем дворянства.

В октябре 1899 года участвовал в работе 12-го международного конгресса ориенталистов в Риме, на котором было объявлено о нахождении древних буддийских рукописей в Синьцзяне.

С 1900 года преподавал в должности приват-доцента, в 1909-1930 гг. — в должности профессора, в Петербургском (Петроградском/Ленинградском) университете. В 1905 году был командирован в Ургу для переговоров с Далай-ламой XIII Тхубтэном Гьяцо.

В 1910–1911 совершил поездку в Индию; посетил Бомбей, Пуну, Бенарес и Дарджилинг.

С 1918 года — действительный член Российской Академии наук. При открытии Первой буддийской выставки в Петербурге 24 августа 1919 года он выступил с лекцией «Философское учение буддизма».

В начале 1920-х годов, по заданию советской дипломатической миссии, работал в Англии с лордом Керзоном. В 1923 году в Лондоне была издана первая книга его большой «трилогии» по буддийской философии: «Центральная концепция буддизма и значение термина „Дхарма“».

В 1928–1930 был директором Института буддийской культуры (ИНБУК).

В 1930—1942— заведующий Индо-тибетским кабинетом Института востоковедения АН СССР. В 1937 году Щербатской подвергся резкой критике, а многие его ученики были репрессированы во время борьбы с идеализмом в востоковедении.

В 1941 году после начала войны он в числе группы учёных был эвакуирован в посёлок Боровое в Северном Казахстане, где умер 18 марта 1942 года.

Книги (5)

Избранные труды по буддизму
Раздел: Буддизм

В книгу «Избранные труды по буддизму» вошли три произведения выдающегося советского буддолога академика Ф.И. Щербатского – «Буддийская логика. Введение», «Центральная концепция буддизма и значение термина „дхарма"» и «Концепция буддийской нирваны».

Концепция буддийской нирваны
Раздел: Буддизм

Оригинальность позиции Будды состояла в отрицании субстанциональности вообще и в обращении мирового процесса в согласованное появление Раздельных мимолетных элементов. Отказавшись от монизма упанишад и дуализма санкхьи, он создал собственную систему наиболее радикального плюрализма.

То, что сущность и отправная точка буддизма были спекулятивны, кажется очень ясным, если мы отнесемся с доверием к сведениям о других странствующих учителях, бывших современниками Будды и часто вступавших с ним в споры, которые носили умозрительный характер.

Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Часть 1
Раздел: Логика

Настоящая работа имеет целью разъяснение теоретических основ буддийской религии в том их виде, как они понимались и разрабатывались в школе йогачаров.

Для этого во введении указано на значение философской стороны буддизма и на отношение буддийского учения о познании к учению прочих индийских философских систем; вслед за тем в первой части помещен перевод памятника, в котором, хотя и сжато, но с большею определенностью изложен буддийский взгляд на познание по учению упомянутой школы.

Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Часть 2
Раздел: Логика
Двухтомный труд «Теория познания и логика по учению позднейших буддистов» (СПб., 1903-1909), переиздаваемый ныне спустя без малого столетие после его выхода в свет, явился для его автора, академика Федора Ипполитовича Щербатского (1866-1942), первым этапом главного дела его жизни – исследования философской школы буддийских логиков Дигнаги и Дхармакирти, а для мировой философской индианистики – очень крупным событием.
Центральная концепция буддизма и значение термина дхарма
Раздел: Буддизм

Формула буддийского символа веры, которая явно содержит кратчайшее изложение сути и духа буддизма, гласит, что Будда открыл элементы бытия, их причинную связь и методы подавления навсегда их действенности. Васубандху дает подобную же формулировку сущности доктрины: это метод превращения элементов бытия в состояние покоя6, из которого они никогда не возникнут снова.

С первых дней существования буддийской церкви послушники перед получением доступа в орден проходили курс обучения тому, что может быть названо буддийским катехизисом, т.е. изложение учения об элементах бытия и их различную классификацию.

Комментарии читателей

oleg postnow / 2.01.2014Ориентализм действительно прекрасен. Но не только он. Спасибо за Щербатского и Гастона Башляра. Да, еще и за "Археологию знания" Фуко.
Нина / 8.11.2012Спасибо за книги!
jesualdo correia / 11.08.2011 One the most important orientalits of all times. Glory of Russian Vostokovidenie!!!!
Гость / 11.02.2010Огромное спасибо за книги Ф.И. Щербатского.
Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Подписаться