koob.ru

Щапов А.П.. Книги онлайн

Щапов А.П.

Афанасий Прокопьевич Щапов (5 (17) октября 1831, Анга — 27 февраля (10 марта) 1876, Иркутск) — русский историк, этнограф и антрополог, публицист. Специалист по расколу Русской церкви.

В 1841 году поступил казённокоштным в Иркутское уездное духовно-приходское училище. В 1846 году за успехи в учёбе был переведён в Иркутскую духовную семинарию. В 1852 году окончил семинарию и поступил казённокоштным в Казанскую духовную академию.

Принимал участие в описи собрания рукописей Соловецкого монастыря, переданных в академию из-за угрозы занятия монастыря английским десантом в ходе Крымской войны. В 1857 году защитил магистерскую диссертацию на тему «Русский раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII веке и в первой половине XVIII века.

Был оставлен при академии в качестве адъюнкт-профессора, в 1859 году стал читать курс лекций по церковной истории. В 1861 году по приглашению профессора Попова стал профессором кафедры русской истории Императорского Казанского университета, читал курсы лекций «Об истории колонизации великорусского племени», «О славяно-русских религиозных верованиях» и «О внутренней истории XVIII века». В это же время заражается сифилисом.

В 1862 году был арестован по делу «лондонских пропагандистов» (А.И. Герцена, Н.П. Огарёва, М.А. Бакунина и других). Он был признан невиновным, однако арест пошатнул его положение, и в 1864 году он вместе с женой был выслан в село Анга, откуда затем переехал в Иркутск.

В 1865 году был арестован и доставлен в Омскую тюрьму по делу «Общества независимости Сибири» за своё стихотворение 1861 года, в котором полиция увидела призыв к сепаратизму. Щапов прокомментировал это так: «Все мои стихи были писаны на эту тему. Был признан невиновным.

В Иркутске Щапов продолжил заниматься журналистикой, читал публичные лекции, стал членом правления Сибирского отдела Императорского русского географического общества. В 1866 году совместно с географом А. И. Лопатиным, топографом И.Е. Андреевым, метеорологом Ф.П. Мерло и фотографом П.А. Лопатиным принял участие в экспедиции в Туруханский край, где занимался описанием быта «бродячего населения берегов Енисея», состоящего из остяков, самоедов, тунгусов, долган и других, в 1874 году — в Верхоленский и Балаганский уезды Иркутской губернии. В то же время сифилис прогрессировал, Щапов много пил. В 1872 году в связи с болезнью его жена уволилась из женской гимназии, что серьёзно усугубило материальное положение семьи. В 1874 году жена Щапова умерла.

27 февраля 1876 года Щапов умер от чахотки и был похоронен рядом с женой на Знаменском кладбище в Иркутске. На его могиле был установлен памятник со словами: «Родина — писателю». В настоящее время могила Щапова является памятником истории федерального значения.

Книги (6)

Земство и раскол. Выпуск первый
Раздел библиотеки: Разное

Русская дореформенная орфография.

Афанасий Прокопьевич Щапов (1831–1876) — философ, историк, публицист, писатель, пионер исследований социальной антропологии и педагогического развития русского народа.

В работе «Земство и раскол» церковный раскол автором рассматривается, как могучая, страшная общинная оппозиция податного земства, массы народной против всего государственного строя. Демократические взгляды ученого противопоставляли его буржуазным историкам, которые видели в народных массах лишь консервативную силу, тормозившую историческое развитие России, направляемое деятельностью государства. Щапов идеализировал областное самоуправление и земские соборы допетровской Руси, в которых усматривал органы всенародного представительства, и пытался найти прообраз будущего государственного строя России.

Для всех интересующихся историей Церкви и России.

Русский раскол старообрядчества
Раздел библиотеки: Разное

Русская дореформенная орфография.

Раскол старообрядства составляет характеристическое явление в историческом развитии русского народа, особенно его низших классов. В нем сохранился, так сказать, окаменелый отколок древней России, выразилась русская народность XVII века, в ее отрешенности от иноземных элементов реформы Петра Великого и XVIII столетия, проявилась преимущественно своеобразная историческая жизнь массы народа, жизнь религиозная и гражданская, жизнь умственная и нравственная.

Собрание сочинений. Том 1
Раздел библиотеки: Разное

Русская дореформенная орфография.

Афанасий Прокопьевич Щапов (1830–1876) — историк, этнограф, исследователь раскола Русской Церкви. Его немногочисленные прижизненные публикации вошли в списки книжных редкостей и пользуются спросом у собирателей. Предлагаемое вниманию читателя издание является единственным и самым полным собранием сочинений А. Щапова.

Собрание сочинений. Том 2
Раздел библиотеки: Разное

Русская дореформенная орфография.

Афанасий Прокопьевич Щапов (1830–1876) — историк, этнограф, исследователь раскола Русской Церкви. Его немногочисленные прижизненные публикации вошли в списки книжных редкостей и пользуются спросом у собирателей. Предлагаемое вниманию читателя издание является единственным и самым полным собранием сочинений А. Щапова.

Собрание сочинений. Том 3
Раздел библиотеки: Разное

Русская дореформенная орфография.

Афанасий Прокопьевич Щапов (1830–1876) — историк, этнограф, исследователь раскола Русской Церкви. Его немногочисленные прижизненные публикации вошли в списки книжных редкостей и пользуются спросом у собирателей. Предлагаемое вниманию читателя издание является единственным и самым полным собранием сочинений А. Щапова.

Социально-педагогические условия умственного развития русского народа
Раздел библиотеки: Разное

Русская дореформенная орфография.

Афанасий Прокопьевич Щапов (1831-1876) — российский историк и этнограф, сторонник теории регионализации (развития самоуправления на местном уровне), один из первых представителей социо-естественного подхода в изучении истории России.

Среди научных идей Щапова наиболее самобытной и оказавшей влияние на развитие науки была концепция «областничества». Согласно этой теории, история России представляет собой процесс колонизации обширной территории. Этот процесс происходил спонтанным (естественным) образом и зависел от географии местности и от историко-этнографических особенностей местного населения. Географические особенности расселения повлияли на формирования типа хозяйствования, а этнографические особенности — на земскую самобытность областных общин.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться