koob.ru

Шохин В.К.. Книги онлайн

Шохин В.К.

Шохин Владимир Кириллович (1951) - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ, исполняющий обязанности заведующего сектором философии религии Института философии РАН.

Специалист в области истории индийской философии, истории и теории философии компаративистики, этики, аксиологии. Окончил философский факультет МГУ (1974).

В 1974-1986 - сотрудник Института востоковедения АН СССР, с 1986 - сотрудник Института философии РАН.

Шохин В.К. на видео

Книги (13)

Брахманистская философия. Начальный и раннеклассический периоды
Раздел: Восток

Монография представляет собой первый на русском языке обобщающий труд, посвященный брахманистской традиции историко-философского процесса в Индии. В работе, основанной на исследовании первоисточников (на санскрите и пали), анализируется древнеиндийская философия (VI в. до н.э. — IV в. н.э.).

Брахманистская философия представлена через полемический диалог с другими течениями мысли древней Индии и в контексте осмысления индийско-античных философских параллелей.

Введение в философию религии

Интенсивнейший рост популярности философии религии в последние годы в российском интеллектуальном пространстве не сопровождается сколько-нибудь пропорциональным интересом пишущих на философско-религиозные темы ни к методологическим проблемам ее теории и истории, ни к новейшей историографии по этим темам.

В настоящей работе впервые предлагается опыт систематизации и критического анализа позиций по обозначенным проблемам в начальной еще российской философско-религиозной литературе (в противоположность религиозно-философской) и практически уже необозримой англо-американской и европейско-континентальной.

В завершение приводятся авторские решения проблем идентификации предмета, задач и «заданий» философии религии и периодизации ее исторического становления.

Древняя Индия в культуре Руси (XI - середина XV в.). Источниковедческие проблемы
Раздел: Восток

В книге предпринята попытка систематизировать все известные автору-индологу отражения элементов древнеиндийской литературы и образа самой древней Индии в русской культуре эпохи, предшествующей времени Афанасия Никитина.

Основываясь на данных письменных памятников, автор прослеживает их рефлексии в фольклоре, искусстве и общественной мысли Руси.

Индийская философия. Шраманский период (середина I тысячелетия до н.э.)
Раздел: Восток

Основой издания послужил авторский курс лекций по истории индийской философии, который впервые был опубликован в 1997 году.

Первая публикация давно стала библиографической редкостью и, чтобы удовлетворить спрос, предпринято новое переработанное и существенно дополненное издание. В состав книги вошел лекционный материал, учитывающий новые данные древнеиндийских источников, прежде всего Палийского канона, более чем вдвое увеличен объем переводов древнеиндийских текстов, ранее никогда не переводившихся на русский язык.

Книга может быть рекомендована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей и для всех интересующихся восточной культурой и философией.

Лунный свет Санкхьи
Раздел: Разное

Философская система санкхьи — одно из древнейших и оригинальнейших направлений философской мысли Индии. Ее истоки восходят уже к периоду шраманского «брожения умов» (с рубежа VI–V вв. до н. э.), и один из ее проповедников, Арада Калама, был в числе первых наставников Будды. В древности (до раннегуптского периода включительно) философские школы санкхьи выдвигают целые группы теоретиков и одновременно обеспечивают мировоззренческие модели раджа-йоги и основных индуистских течений — в рамках вишнуизма, шиваизма и тантризма.

Начиная с V в. н. э., когда появляется «Санкхья-карика», в которой философское учение санкхьи унифицируется и которая становится исходным материалом для по меньшей мерс 10 комментаторских текстов, санкхья оформляется в одну из шести классических индийских систем — даршан, постоянно конкурирующую с ньяя-вайшешикой и ведантой. Живая традиция санкхьи продолжается в Индии и в настоящее время, а начиная с прошлого века, это мировоззрение находит отражение и в западной философии (достаточно ограничиться именами А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Дж. Сантаяны, не говоря о более поздних мыслителях).

В книге представлены впервые переведенные на русский язык три основополагающих текста: «Санкхья-карика» Ишваракришны и два канонических комментария к ней — «Санкхья-карика-бхашья» Гаудапады (VII в.) и «Таттва-каумуди» Вачаспати Мишры (IX в.).

Первые философы Индии
Раздел: Восток

В книге впервые предпринята попытка представить историю индийской философии как историю творческих философских индивидуальностей.

Опираясь преимущественно на памятники палийского канона буддистов и канонические тексты джайнов, автор конструирует философские биографии и учения более двадцати основных персонажей реальной истории индийской мысли шраманской эпохи — эпохи первой переоценки всех ценностей и первой интеллектуальной революции Индии, датируемой VI — V вв. до н. э.

Стратификации реальности в онтологии адвайта-веданты
Раздел: Философия

В монографии выясняется, что бывает два основных типа онтологии («учение о сущем») — онтология бытия (нетрансцендентальная), в которой сущее рассматривается безотносительно к субъекту опыта, и онтология реальности (трансцендентальная), в которой сущее рассматривается именно в его отношении к данному субъекту, — коим соответствуют иерархизации ярусов бытия и стратификации уровней реальности.

Стратификации реальности в адвайта-веданте изучаются на фоне европейских параллелей и предшествовавших им буддийских опытов. Стратификационные позиции основных адвайтистов от Гаудапады (6-7 вв.) до Дхармараджи (16-17 вв.) не только исследуются, но и документируются (наряду с буддийскими).

Сутры философии санкхьи
Раздел: Восток

Сутры санкхьи, представленные в книге, явили собой новую редакцию древнего наследия этой философской традиции. И предельно лаконичные «Таттва-самаса-сутры» (всего 23 кратких положения), и очень подробные «Санкхья-сутры» (всего 527 афоризмов) входят в индийскую философию одновременно — в XIV —XV вв. под именем знаменитого древнего риши Капилы. Второй из этих памятников содержит шесть глав.

Первая посвящена проблеме «закабаления» индивида и его «освобождения», учению о причинности, теории познания; вторая — космическим эволютам Первоматерии, пространству и времени, способностям восприятия, действия и мышления индивида; третья — учению о физическом и тонком теле, сопровождающих дух (пуруша) в его странствовании по мирам сансары, познанию йогинов, четырем состояниям сознания, достижению «освобождения» и существованию того, кто уже «освободился при жизни» (дживанмукти).

Глава четвертая содержит образы, опорные для медитации по методу санкхьяиков, пятая — контраргументы санкхьяиков, направленные в адрес их соперников (буддисты, ньяя-вайшешика, веданта и другие), шестая — заключительные тезисы о духе и его «освобождении».

Теология. Введение в богословские дисциплины

Настоящий курс рассчитан на ознакомление студентов-гуманитариев с начальными основами теологического знания, преподавание которого является новой реальностью в системе российского высшего образования.

Основное содержание курса составляют лекции, посвященные логическому и историческому значению «теологии», выяснению отличия теологии от религиеведения, философии религии и религиозной философии, сложению ее современной дисциплинарной структуры и ее составляющим в виде дисциплин пропедевтических (христианская апологетика, библейская и патрологическая текстология), системообразующих (догматическое, нравственное (теотетика), литургическое, каноническое богословие, герменевтика Св. Писания и Предания) и основных прикладных богословских дискурсов.

Учебно-методическое пособие включает также список текстов для семинарских занятий, экзаменационных вопросов и основную литературу.

Философия религии и ее исторические формы (античность - конец XVIII в.)

Впервые предлагается опыт систематизации и критического анализа по методологическим проблемам в начальной российской философско-религиозной литературе (которая отличается автором от религиозно-философской) и практически уже необозримой англо-американской и европейско-континентальной.

Предлагаются авторские решения проблем идентификации предмета, задач и «заданий» философии религии и периодизации ее исторического становления. Основная часть книги посвящена истории философского осмысления религии за 23 столетия — от Ксенофана и старших софистов до раннего Шлейермахера.

Наряду с классиками «первого эшелона» подробно исследуется наследие мыслителей, неизвестных отечественному историку философии (3. фон Шторхенау, Ф. Пара дю Фанжас, Ф. Клёйкер, К. Хайденрайх, К. Форберг и др.). Для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов, специализирующихся по философии религии, а также смежным регионам знания («науки о религии» и «науки о духе»).

Философия религии: альманах. 2006 - 2007
Раздел: Философия

Новое международное периодическое издание «Философия религии: альманах» представляет отечественному читателю малоизвестную для него область философии, поскольку философия религии не есть религиозная философия, но является метатеоретическим координатором наук о религии и «наук о духе».

Первый выпуск альманаха содержит разделы, посвященные философии религии как философской дисциплине, современному философскому теизму и истории естественной теологии, а также разделы публикаций, рецензий и размышлений над книгами. Альманах создается усилиями отечественных и зарубежных философов, богословов, историков христианской культуры и межрелигиозных отношений.

Философия религии: альманах. 2010 — 2011
Раздел: Философия

Третий выпуск международного периодического издания «Философия религии», созданный усилиями российских и англо-американских философов, теологов и религиоведов, содержит те же основные разделы, что и предыдущие выпуски.

В выпуск вошли материалы международной конференции «Философская теология и христианская традиция»; в разделе переводов классики (каждый из которых предваряется статьей о соответствующем авторе) впервые на русском языке представлено наследие Григория из Римини и Франца фон Баадера; в разделы рецензий и историографии впервые в настоящем издании вводится востоковедный материал, представленный обсуждением отечественной энциклопедии «Духовная культура Китая» и зарубежных исследований по вишишта-адвайте и средневековому японскому буддизму.

Школы индийской философии: Период формирования (IV в. до н.э. - II в.н.э.)
Раздел: Восток

Монография является первым в индологии исследованием раннего этапа истории всех школ индийской философии от эпохи первых философов (середина I тыс. до н.э.) до периода классической философии даршан (со II в. н.э.).

Будучи логическим продолжением учебника того же автора «Первые философы Индии» (М, 1997), она может быть рекомендована для всех учебных центров, в которых изучается история восточной мысли, в качестве учебного пособия, специально посвященного индийской философии.

В исследовательской части книги, которая может использоваться как лекционный материал, рассматриваются философские направления обозначенного периода — эристика локаяты, материализм ранней чарваки, джайнизм, все школы и «подшколы» традиционного буддизма («семейств» махишасаки, стхавиравады, махасангхики), санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта, философия грамматистов.

Вторая часть книги содержит тексты древних и средневековых индийских учебников философии, переведенные с санскрита автором книги, и предназначена для семинарских занятий. Книга рассчитана на всех, кто интересуется историей философии, философской компаративистикой и религиоведением.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться