|
Симонов П.В.. Книги онлайн Павел Васильевич Симонов ( 20 апреля 1926, Ленинград - 6 июня 2002, Москва) - советский, российский психофизиолог, биофизик и психолог. Академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987), доктор медицинских наук , профессор. Лауреат Государственной премии СССР за создание и разработку методов диагностики и прогнозирования состояния мозга человека. Отца П. В. Симонова - бывшего офицера Станислава Станкевича - репрессировали в 1937 году. Как члены семьи «врага народа», Павел с матерью были высланы из Ленинграда. Их соседом в доме по лестничной площадке был известный скульптор Василий Львович Симонов, который в дальнейшем принял деятельное участие в устройстве судьбы мальчика, усыновил его и дал свою фамилию. В 1944 году поступил в лётное училище. В 1945 году перевелся по состоянию здоровья в Военно-медицинскую академию, которую окончил в 1951 году. Практически с первых лет врачебной практики начал заниматься научно-исследовательской работой. В 1951 - 1960 гг - научный сотрудник, руководитель лаборатории Главного военного госпиталя им. Н. Н. Бурденко. С 1961 по 1962 год — старший научный сотрудник Физиологической лаборатории АН СССР. В 1962 году П. В. Симонов начал работать под руководством Э. А. Асратяна в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН в должности заведующего лабораторией, затем заместителя директора, а с 1982 года стал директором этого института. Профессор кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ с 1996 года. Состоял академиком-секретарем Отделения физиологии АН СССР, главным редактором «Журнала высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова» (с 1982), членом редколлегии научно-популярного журнала «Наука и жизнь». Дети: актриса Евгения Симонова и профессор Юрий Симонов-Вяземский.
Симонов П.В. на видео
Книги (12)
Болезнь неведения (Введение в психофизиологию неврозов)Есть книги для врачей — учебники, руководства и монографии. Есть книги для больных. В них рассказывается, что надо есть при язвенной болезни желудка, как нести себя сердечникам, какие меры предосторожности необходимо соблюдать при расстройстве нормальной деятельности внутренних органов и систем. Книги учат правильному использованию разнообразных лечебных средств. Эта книга сама является лечебным средством. Она адресована людям с временным нарушением деятельности центральной нервной системы — с так называемым неврозом. Для невроза характерно полное сохранение самых высших психических функций: логического мышления, речи, критического отношения к своему состоянию. Больной неврозом сознаёт, что болен, и стремится к выздоровлению. Он понимает, что его быстрая утомляемость, раздражительность, бессонница, нелепые навязчивые мысли и действия, неприятные ощущения, тревога, нарушения половой жизни — результат болезненного состояния нервной системы. Пусть он откроет книгу и прочитает её до конца. Разумеется, одна книга не обеспечит полного выздоровления: прочитав её, каждый поймёт, почему этого недостаточно. Но книга сыграет свою целебную роль.
Диагностика и прогнозирование функционального состояния мозга человекаСоавтор: Ливанов М.Н., Русинов В.С. Книга посвящена разработке, теоретическому обоснованию и применению на практике в области психофизиологии и клинической медицины комплекса методов диагностики и прогнозирования функционального состояния головного мозга человека. В основу положены теоретические концепции: функциональное значение пространственной синхронизации биоэлектрической активности головного мозга; концепция стационарных очагов возбуждения в центральной нервной системе и их электрофизиологических проявлений; потребностно-информационный подход к генезу эмоционального напряжения; принцип функционирования трехконтурных эргатических систем, учитывающих функциональное состояние человеческого звена.
Лекции о работе головного мозгаАвтор экспериментально обосновывает представление об эмоции как функции какой-либо актуальной потребности (витальной, социальной, идеальной) и оценки мозгом вероятности (возможности) ее удовлетворения. Рассматривая сознание как знание, которое с помощью слов, математических символов, образов художественных произведений может быть передано другому человеку, стать именно со-знанием, т. е. совместным, разделенным знанием, автор выделяет две разновидности неосознаваемого психического: подсознание и сверхсознание - творческую интуицию, деятельность которой ведет к порождению гипотез и решений, ранее не существовавших ни в личном опыте субъекта, ни в опыте предшествующих поколений.
Метод К.С. Станиславского и физиология эмоцийЭмоциональная реакция человека — это сложный рефлекторный акт, все компоненты которого, двигательные и вегетативные, тесно связаны между собой. Вместе с тем принципы и степень влияния коры больших полушарий мозга на отдельные компоненты эмоции, несомненно, различны. Эти различия выступают особенно отчетливо в случае произвольного воздействия на эмоциональную сферу, когда мы имеем дело с регуляторными механизмами второй (речевой) сигнальной системы. Связь речевых сигналов с двигательными компонентами пряма и непосредственна: я скажу «поднимите руку», и человек без труда ее поднимет. Но кто из наблюдаемых лиц сможет выполнить такие речевые команды, как «сожмите кровеносные сосуды», «замедлите сердцебиения», «выделите в кровь адреналин» и т.п.
МозгСборник статей по нейрофизиологии, переведенных под редакцией П.В.Симонова. В 1979 году американский междисциплинарный журнал «Scientific American» почти целиком посвятил свой сентябрьский номер описанию наиболее значительных достижений в области изучения строения и деятельности мозга. В качестве авторов выступили ученые, непосредственно причастные к этим достижениям, внесшие в развитие науки о мозге свой ощутимый вклад. Такие имена, как Д. Хьюбел, Т. Визель, Э. Кэндел, Э. Эвартс, У. Наута и другие, хорошо известны специалистам всего мира.
Мозг и творчествоРабота посвящена анализу творческого состояния человека, формированию творческой доминанты и другим вопросам творческой деятельности.
Мотивированный мозгМонография содержит естественнонаучный анализ ключевых понятий общей психологии: потребностей, эмоций, воли, поведения, индивидуальных (типологических) различий, сознания и неосознаваемых проявлений высшей нервной деятельности человека. Этот анализ осуществлен с позиций предложенного автором потребностно-информационного подхода и опирается на данные этологии, физиологии высшей нервной деятельности и психофизиологии человека. В заключительных главах рассматриваются вопросы художественного творчества, теории и практики воспитания.
Нейробиология индивидуальностиПавел Васильевич Симонов, нейрофизиолог, академик РАН, директор Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии, академик-секретарь Отделения физиологии. Область научных интересов - нейрофизиология и психофизиология мотиваций и эмоций.
Темперамент. Характер. ЛичностьСоавтор: Ершов П.М. Книга члена-корроспондепта АН СССР, доктора медицинских наук П.В.Симонова и кандидата искусствоведения П.М.Ершова посвящена популярному изложению естественнонаучных основ индивидуальных особенностей человека в свете учения И.П.Павлова о высшей нервной деятельности и достижений современной психофизиологии. В ряде глав использовано творческое наследие К.С.Станиславского, касающееся воссоздания характеров действующих лиц и принципов актерского перевоплощения в индивидуальность изображаемого персонажа.
Что такое эмоция?Книга доктора медицинских наук П. В. Симонова посвящена анализу роли эмоций в приспособительном поведении высших животных и человека; в ней рассматривается связь эмоциональных состояний с потребностями и действиями, предпринимаемыми для их удовлетворения. Автор излагает данные современной науки о физиологических механизмах эмоциональных состояний и развивает оригинальную концепцию о компенсаторном значении эмоций в условиях, когда организм не располагает достаточными сведениями для достижения цели (т. е. удовлетворения потребности). Последние две главы посвящены значению теории эмоций в искусствоведении, педагогике и медицине.
Эмоциональный мозгВ монографии обобщены с единых теоретических позиций нейрофизиологические, нейроанатомические и психологические аспекты изучения эмоций. Основой для такого анализа явились результаты двадцатилетних экспериментальных исследований автора и его сотрудников, завершившиеся созданием потребностно-информационного подхода к проблеме генеза эмоций человека и высших животных, к роли эмоций в организации поведения.
|
|