koob.ru

Стернин Г.Ю.. Книги онлайн

Стернин Г.Ю.

Григорий Юрьевич Стернин (26.0.1.1927, Владивосток — 23.11.2013, Москва) — советский и российский искусствовед и художественный критик, специалист по истории русского изобразительного искусства Нового времени.

Член-корреспондент РАН с 30 мая 1997 года по Отделению литературы и языка (искусствоведение). Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1994).

Окончил искусствоведческое отделение филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (1950). С 1950 года — аспирант на кафедре истории русского искусства МГУ, под руководством А.А. Фёдорова-Давыдова защитил кандидатскую диссертацию «Русская книжная иллюстрация 1840-х гг.» (1954).

В 1953 — 1959 годах работал редактором, затем старшим редактором в издательстве «Искусство». Учёный секретарь НИИ АХ СССР (1959 — 1962).

Ведущий научный сотрудник, заведующий Сектором (затем Отделом) изобразительного искусства и архитектуры народов СССР Института истории искусств Минкультуры СССР (1962 — 1975).

В 1973 году защитил докторскую диссертацию «Художественная жизнь России на рубеже XIX — XX вв.» Профессор (1991).

Главный научный сотрудник ГИИ Минкультуры РФ, председатель диссертационного совета по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура»; член диссертационных советов исторического факультета МГУ и ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; член учёных советов ГИИ, ГТГ, музея «Абрамцево».

Заместитель председателя экспертного совета по филологии и искусствоведению ВАК РФ (1999 — 2006); заместитель председателя, координатор секции искусствоведения Экспертного совета по филологии и искусствоведению РГНФ.

Член СХ СССР (1957) и МСХ (1991), член комиссии по монументальному искусству Московской городской думы. Участник множества международных научных конференций и симпозиумов.

В разное время читал лекционные курсы по истории русской художественной культуры второй половины XIX — начала XX веков в МГУ, ЯГПУ, ВятГГУ и Нижегородской консерватории им. М.И. Глинки.

Был председателем государственных экзаменационных комиссий Отделения истории и теории искусства исторического факультета МГУ. Среди учеников Г.Ю. Стернина — 2 доктора и 15 кандидатов наук. Автор свыше 200 научных публикаций.

Предложил и разработал новую проблематику изучения русского искусства — феномен «художественной жизни». В работах учёного рассматриваются различные вопросы бытования искусства: художественные общества и выставки, отношения художников и зрителей, роль художественной критики, международные связи русского искусства. 

Публикациям свойствен повышенный исследовательский интерес к общим закономерностям развития культуры, к соотношению художественных и социологических аспектов творческой деятельности, к фактографической конкретности и достоверности изучаемого материала.

Г.Ю. Стернину также принадлежат многочисленные исследования по проблемам реализма в графике и живописи, истории русской усадьбы и художественного наследия русского зарубежья.

Член редколлегий X и XIII томов 1-го издания «Истории русского искусства» (1964, 1968, 1969), ответственный редактор XIV тома 2-го издания (2011).

В разное время входил в редколлегии коллективных трудов «История европейского искусствознания» (тт. 1 — 4, 1963 — 1969), «Русская художественная культура кон. XIX — нач. XX вв. (1895 — 1917)» (тт. 1 — 4, 1968 — 1980), «Очерки современного советского искусства» (1975), альманахов «Мир искусств» и «Советское искусствознание», журналов «Известия РАН. Серия литературы и языка», «Вопросы искусствознания» («Искусствознание») и «Обсерватория культуры».

Являлся членом редакционных советов журналов «Художественная культура / Art & Culture Studies» (РИК) и «Культура и искусство» (ГИИ).

Книги (3)

Илья Ефимович Репин
Раздел библиотеки: Автобиографии

«Никто из русских художников XIX века не пользовался при жизни такой славой, как Илья Ефимович Репин. Он занимал в художественном мире место, близкое тому, что в мире литературном — Лев Толстой.

В течение по меньшей мере четверти века каждая его картина ожидалась с напряжённым вниманием, его печатные выступления, особенно частые на рубеже XIX — XX веков, становились событием.

Одна из существенных задач нашей искусствоведческой науки заключается как раз в том, чтобы, используя современные методологические идеи и принципы и опираясь на значительно обогатившиеся в последние годы представления о ведущих особенностях русской художественной культуры второй половины XIX — начала ХХ века, о её роли в духовном развитии эпохи, создать хорошо документированный фундаментальный труд «Репин и его время».

Разумеется, задача предлагаемого очерка — неизмеримо скромнее. В нём хотелось бы лишь наметить некоторые, на взгляд автора, основополагающие общественно-художественные импульсы реалистических завоеваний Репина, очертить круг наиболее занимавших его творческих проблем».

Г.Ю. Стернин

Русский рисунок
Раздел библиотеки: Искусство

Мастера русского изобразительного искусства оставили нам богатое рисуночное наследие. Без всякого преувеличения можно утверждать, что все или почти все крупнейшие русские художники внесли свой вклад в эту область искусства.

Среди них мы находим мастеров, рисовальщиков по призванию, для которых рисунок был родной стихией и для которых карандаш или перо служили любимыми инструментами творчества.

Были и такие художники, чей талант значительно полнее раскрывался в живописи. Но и в их творческой биографии можно найти немало интересных и поучительных примеров высокого рисовального мастерства.

Как неотделимая часть русской художественной культуры русский рисунок в своем развитии опирался на те же принципы, что и изобразительное искусство в целом.

В общей эволюции рисунка можно отчётливо наблюдать смену тех же идейно-эстетических исканий и стилистических направлений, которые характеризуют историю живописи или скульптуры.

Художественная жизнь России 30-40-х годов XIX века
Раздел библиотеки: История

Предлагаемое издание — шестая книга, посвящённая художественной жизни России XIX — начала XX века. В центре внимания автора — проблемы развития русской художественной культуры «гоголевского» периода.

В книге подробно рассматривается взаимодействие различных видов искусства и место каждого из них в духовной истории России 30 — 40-х годов XIX века.

Издание предназначается для искусствоведов, художников, филологов и всех интересующихся отечественной культурой.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться