koob.ru

Волконский С.М.. Книги онлайн

Волконский С.М.

Волконский Сергеи Михайлович (04.05.1860, Фалль, близ Таллинна, Эстония — 25.10.1937, Ричмонд, США) — русский театральный деятель, режиссёр, критик, мемуарист, литератор; камергер, статский советник.

Его отец — Михаил Сергеевич Волконский, записанный при рождении в заводские крестьяне и ставший впоследствии товарищем министра народного просвещения — сын декабриста Сергея Григорьевича Волконского и его жены, Марии Николаевны, урожденной Раевской. По материнской линии Мария Николаевна была правнучкой Михаила Ломоносова.

Мать Сергея Михайловича — Елизавета Григорьевна Волконская, рожденная светлейшая княжна Волконская. Ее дед с отцовской стороны — Петр Михайлович Волконский, герой Отечественной войны 1812 года, начальник главного штаба при Александре I, а с материнской — шеф жандармов граф Бенкендорф.

Детство провел в аристократической атмосфере имения бабушки графини Бенкендорф. С 1887 по 1880 годы Сергей Волконский учился в IV Ларинской гимназии на Васильевском острове, затем окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1984).

В июле 1889 года князь Сергей Михайлович Волконский был назначен Директором Императорских театров. С начала 1900-х целиком посвятил себя театральной критике, изучению теории и практики современной режиссуры, актерского мастерства и декламации. Изучал системы К. Станиславского, Г. Крэга, М. Рейнхардта, экспериментальную сценографию А. Аппиа. Издавал книги, оказавшие влияние на эстетику русского театра начала века, которые высоко ценил Станиславский.

В 1918–1921 годы преподавал в литературных и театральных студиях Москвы, куда переехал в октябре 1918 года, был членом дирекции Большого театра. Сблизился с философом И. Ильиным, вместе с которым пытался привить на читаемых ими лекциях «свободное мышление и свободное его выражение», за что оба они были отстранены от преподавательской работы.

Зимой 1921 эмигрировал в Италию, позднее жил в Австрии. С февраля 1926 года постоянно жил в Париже.

Современники и эмигранты высоко отзывались о князе Сергее Михайловиче. Лучшей характеристикой могут быть слова М. Цветаевой: «Это моя лучшая дружба за жизнь, умнейший, обаятельнейший и гениальнейший человек на свете... Познакомилась я с ним в Москве в январе 1920 года и люблю его, как в первый день». Это была одна из ее немногих чистых дружб, так как, к сожалению многих, князь Волконский не интересовался женщинами. Хотя в конце жизни он и женился, но это больше походило на неумную авантюру. Не удивительно, что после свадьбы, когда «молодые» поехали в Америку, навестить дочь жены от первого брака, там, в городке Хот-Спрингс, С.М. Волконский и умер. Но это было позже, а в молодые годы М. Цветаева, верная своим сердечным привязанностям, посвятила странному другу цикл из семи стихотворений «Ученик» (1921) и статью «Кедр. Апология» (1924), написанную в связи с изданием его книги «Мои воспоминания».

Князь С.М. Волконский считается последним носителем чистого русского языка в его литературной форме.

Книги (6)

Быт и бытие: Из прошлого, настоящего, вечного
Раздел: Разное

Книга князя С.М. Волконского (1860 — 1937) «Быт и бытие. Из прошлого, настоящего, вечного» (1924) — сборник философских эссе, автор которых предпринял попытку осмысления своего жизненного опыта.

Выразительное слово
Раздел: Разное

Предлагаемая читателю книга выдающегося российского театрального деятеля, режиссера, искусствоведа, критика С.М. Волконского представляет собой подробное руководство по воспитанию сценической речи. Автор исследует механику, психологию, философию и эстетику речи, переходя от самых простых к наиболее сложным элементам.

Книга включает в себя указания по технике речи, тренировке голоса, удержанию логической и психологической паузы, а также по работе над жестом и мимикой, сопровождающими речь. Наиболее важное место в постановке правильной речи отводится тренировке дыхания; представлены специальные дыхательные упражнения, помогающие формированию четкой и выразительной речи. В конце книги приводится несколько полезных практических советов и указаний начинающим актерам.

Выразительный человек
Раздел: Разное

Сергей Волконский — один из видных театральных критиков и теоретиков театра начала XX века.

Эта книга — последовательный учебник технике актера, основанный на семиотической системе, разработанной на основе учений Дельсарта — французского педагога и незаурядного певца начала XIX в.

В своей системе Дельсарт пошел много дальше своего времени, предупредив своей методологией биомеханику Мейерхольда и систему Станиславского. Метод воспитания Дельсарта остался незамеченным в первую очередь по той причине, что при жизни артист не успел методично составить и опубликовать свои, пользовавшиеся огромной популярностью, методы и уроки.

Исследование, проведенное Волконским, достойно пристального научного внимания современного искусствоведа.

Мои воспоминания. Том 1
Раздел: Разное

С.М. Волконский, внук декабриста, наследник богатейшей культурной традиции, один из выдающихся деятелей русской культуры, живший с 1921 г. в эмиграции, оставил огромное литературное наследие, практически неизвестное советскому читателю.

«Мои воспоминания» принадлежат к вершинам русской мемуаристики.

В первом томе автор описывает свои театральные впечатления и свою деятельность на посту директора императорских театров. А также воссоздает панораму культурной жизни Европы рубежа веков и впечатления от его путешествий в Америку. Африку, Японию, юго-восточную Азию. Рассказывает о своих встречах с известными деятелями культуры России.

Мои воспоминания. Том 2
Раздел: Разное

Во втором томе автор рисует картину русской жизни 1860-1920-х годов. Меняющаяся десятилетие за десятилетием жизнь помещичьих усадеб, российских столиц и уездных углов встает перед читателем в столкновениях сложнейших проблем и трагических конфликтов.

В своей книге автор рассказывает о людях с которыми он встречался: Николай II, царица-мать Мария Федоровна, барон Фредерикс и многие другие.

Родина. Воспоминания
Раздел: Разное

Князь Сергей Михайлович Волконский (1860–1937) — внук декабриста С.Г.Волконского и начальника III Отделения А.Х. Бенкендорфа, камергер и директор Императорских театров, историк культуры, критик, создатель актерской школы, эмигрант с 1921 года, директор русской консерватории в Париже, прозаик, друг Цветаевой — она переписывала его «Воспоминания» и считала: «Это моя лучшая дружба за жизнь, умнейший, обаятельнейший, стариннейший, страннейший и гениальнейший человек на свете».

Добавить отзыв
Авторы сайта
Георгий Ефимов & Владимир Никонов
Библиотека «Куб»
Подписаться