koob.ru

Ямпольский М.Б. Книги онлайн

Ямпольский М.Б

Михаил Бениаминович Ямпольский (6 декабря 1949, Москва) — российский и американский историк и теоретик искусства и культуры, философ, киновед и филолог. С 1991 года живёт и работает в США.

Родился в году в семье врачей. В 1971 году окончил романо-германский факультет Московского педагогического института. По причине своего еврейского происхождения долго не мог найти никакой работы. Три года преподавал французский язык в школе. Занимался репетиторством за пять рублей в час, потом сумел устроиться в НИИ киноискусства.

С юности мечтал о карьере драматурга, но (и отчасти — случайно) попал в научную среду. С 1974 года — сотрудник НИИ киноискусства. Кандидат педагогических наук (1977).

С начала 1980-х годов регулярно принимал участие в научных мероприятиях Московско-тартуской семиотической школы в Тарту и Кяэрику. Позже стал постоянным участником Тыняновских чтений в Резекне. На рубеже 1980-90-х в рижском литературном журнале «Родник» была опубликована пьеса Ямпольского «Гиньоль». Читал курс «Теоретический анализ фильма» во ВГИКе и на ВКСР. В 1991–1992 годах — сотрудник Института философии РАН (работал в лаборатории постклассических исследований под руководством Валерия Подороги).

Участниками лаборатории было задумано издательство гуманитарной литературы, для которого Ямпольский придумал название: «Ad Marginem», то есть «по краям». Идея была позаимствована из картины Пауля Клее, в которой пустой центр окружен расположенным по краям изображением.

В 1991 году был приглашён в США по гранту от лос-анджелесского Гетти-центра. Для самого учёного выбор его кандидатуры для стажировки в Гетти стал неожиданностью: заявку туда он не подавал, но показался достойным тайному международному жюри, распределявшему «путёвки» в этот научный центр.

Доктор искусствоведения (1991). С 1992 года — профессор Нью-Йоркского университета по отделениям сравнительного литературоведения и русских и славянских исследований. Член редколлегии журнала «Новое литературное обозрение», член Общественного консультативного совета «Эйзенштейн-центра» и журнала «Киноведческие записки», член редколлегии петербургского кинокритического журнала «Сеанс». Автор многочисленных работ по вопросам киноискусства, семиотики, истории репрезентации, феноменологии визуального.

В России за последние двадцать лет выпустил двенадцать книг и множество статей.

Ямпольский М.Б на видео

Книги (9)

Видимый мир. Очерки ранней кинофеноменологии
Раздел: Разное

Книга «Видимый мир. Очерки ранней кинофеноменологии» требует нескольких предварительных пояснений.

Она посвящена определенному направлению в ранней европейской кинотеории (Франция, Германия, Австрия), которое почти не известно в нашей стране и мало изучено в зарубежном киноведении. Вместе с тем данная книга не является сколько-нибудь полным и систематическим обзором ранней западно-европейской киномысли.

При работе над книгой автор не исходил из стремления коротко рассказать обо всем. Напротив, им сознательно игнорировались отдельные авторы, а те киноведческие исследования, которые нашли отражение в очерках, также зачастую представлены далеко не во всей полноте.

Демон и лабиринт
В книге собраны этюды, объединенные одной темой. Все они посвящены отражению телесности в культуре. Автора интересуют различные формы девормации тела, причем под деформацией он понимает некий динамический процесс или след динамики, вписанный в тело.
Из хаоса (Драгомощенко: поэзия, фотография, философия)
Раздел: Философия

В книге Михаила Ямпольского на примере подробного анализа поэтики Драгомощенко и ее взаимоотношений с философией и фотографией исследуются возможности взаимодействия литературы, поэзии, визуальных искусств и философии, которые открывают новые горизонты в понимании современной поэзии, ее связей с традицией модернизма и постструктуралистской теорией.

Наблюдатель. Очерки истории видения
Раздел: Разное

Книга Михаила Ямпольского «Наблюдатель. Очерки истории видения» представляет собой концептуальное исследование визуальной культуры от эпохи романтизма до начала прошлого века.

Впервые она была издана более 10 лет и с тех пор стала почти что классикой российской visual culture — дисциплины, совмещающей в себе искусствоведческий, культурологический и философский подходы.

О близком (Очерки немиметического зрения)
Раздел: Философия

В книге теоретика искусства и культуры Михаила Ямпольского изучаются деформации и трансформации визуальности в культуре XIX–XX веков.

Внимание этой эпохи постоянно обращено к аномальным зрительным ситуациям, когда нарушается дистанция между наблюдающим и объектом наблюдения и начинает действовать «близкое» зрение, вплотную «налипающее» на глаза зрителя. Так бывает при воспроизведении микроскопических процессов, при объемном восприятии плоских фигур, при отделении цвета от контура, при зеркальном удвоении субъекта, при словесном воссоздании телесных соприкосновений.

Все это не просто явления физиологии, но и факты культуры, и автор книги рассматривает их на широком философском и художественном материале — через теории Канта и Гуссерля, рисунки С.Эйзенштейна, кинофильмы А.Сокурова, книги Эдгара По, Пруста и Набокова, стихи А. Драгомощенко.

Память Тиресия
Раздел: Разное

Михаил Ямпольский — автор многочисленных работ по вопросам киноискусства, семиотики, культурологии.

Книга «Память Тиресия» на материале кино развивает теорию интертекстуальности, основные идеи которой связаны с работами французской постструктуралистской литературной критики 70-80-х годов (Р. Барт, Ю. Кристева и др.).

«Память Тиресия» позволяет приблизиться к пониманию многих сложных художественных текстов XX века, а также по-новому взглянуть на историю кино и эволюцию киноязыка.

Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся проблемами современной культуры.

Пространственная история. Три текста об истории
Раздел: Философия

Книга историка культуры и киноведа, профессора Нью-Йоркского университета Михаила Ямпольского посвящена тому, каким образом визуальная и материальная культура может рассматриваться в качестве осмысления истории.

Первая часть содержит примеры интерпретации явлений культуры в духе неоплатонического идеализма, различным образом соотнесенного с историческим процессом.

Во второй части прослеживается эволюция пейзажа как репрезентации времени и пространства в ее отношении к историзму и философскому типу субъекта. Основное рассуждение дополняет эссе о меморизации Холокоста, так же рассмотренной через призму смены доминирующих форм субъективности.

Физиология символического. Книга 1. Возвращение Левиафана
Раздел: Разное

Большая работа известного культуролога, профессора Нью-Йоркского университета Михаила Ямпольского посвящена метаморфозам власти во время перехода от абсолютной монархии к демократии.

В книге на материале западноевропейской истории от позднего средневековья до Французской революции исследуется процесс постепенного ослабления магии королевского тела и перенос власти с персоны монарха на безличную структуру отношений между субъектами.

Автор предлагает рассматривать власть с точки зрения ее репрезентации, форм ее представления. Метаморфозы власти исследуются в широком культурном контексте философии, театра и политики. Подробному теоретическому анализу подвергаются проблемы символа и аллегории, мимесиса, суверенитета и т.д. Специальное внимание уделено исключенности суверена из подвластного ему сообщества, создающей символическую связь между королем и палачом, королем и евреями, самодержцем и животными.

«Сквозь тусклое стекло»: 20 глав о неопределенности
Раздел: Философия

Критика и история культуры обычно нацелены на прояснение смыслов, на превращение непонятного в понятное.

Задача работ, составивших книгу М. Ямпольского, — не прояснять, но выявлять механизмы порождения неопределенного в культуре. В широкой междисциплинарной перспективе, охватывающей философию, эстетику, теорию и историю литературы и искусства, автор показывает, как в творческом процессе культуры работают категории неопределенности: «бесформенность», «хаос», «ничто», «случайность».

Среди конкретных фактов культуры, иллюстрирующих этот процесс, — средневековая мистика, русская литература XIX–XX веков, эволюция филологии, кинематограф Сергея Эйзенштейна, Дзиги Вертова, Вуди Аллена, Александра Сокурова, Чжан Имоу.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Георгий Ефимов & Владимир Никонов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться