
Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer; 21.05.1471, Нюрнберг — 6.04.1528, Нюрнберг) — немецкий живописец, гравёр и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса.
Признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства.
Первый теоретик искусства среди североевропейских художников, автор практического руководства по изобразительному и декоративно-прикладному искусству на немецком языке, пропагандировавший необходимость разностороннего развития художников.
Основоположник сравнительной антропометрии. Помимо перечисленного оставил заметный след в военно-инженерном деле разработкой теории
фортификации. Первый из европейских художников, написавший автобиографию.
Сначала юношу ювелирному делу обучал его отец, а в 1486 г. он поступил в живописную мастерскую М. Вольгемута, где воспринял принципы поздней готики.
Работы, выполненные Дюрером в годы учебных странствий по верхнему Рейну (1490 — 1494 гг.), типичны для немецкого искусства XV в., сочетавшего черты готики и Возрождения.
Посещение Италии (1494 — 1495 и 1505 — 1507 гг.) и Нидерландов (1520 — 1521 гг.) повысило интерес Дюрера к науке.
Он углублённо изучал натуру и разрабатывал учение о пропорциях. Помимо огромного количества изобразительных работ Дюрер оставил большое теоретическое наследие («Руководство к измерению», 1525 г.; «Наставление к укреплению городов», 1527 г.; «Четыре книги о пропорциях человека», 1528 г.).
Художник много работает над пейзажем («Вид Триента», акварель, 1495 г.; «Домик у пруда», акварель, около 1495 — 1497 гг.).
Его композиции ясны, логичны и точно проработаны («Дрезденский алтарь», около 1496 г.; алтарь Паумгартнеров, 1502 — 1504 гг.; «Поклонение Троице», 1511 г.).
В «Поклонении волхвов» (1504 г.) он использует колористические достижения венецианской школы. Но в отличие от эмоциональных итальянцев Дюрер по готически жёсток и подробен.
В серии гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498 г.) он обратился к теме конца мира, предчувствуя время перемен.
В последующих циклах — «Большие страсти» (около 1497 — 1511 гг.), «Жизнь Марии» (около 1502 — 1511 гг.), «Малые страсти» (1509 — 1511 гг.)., «Святой Евстафий» и «Немезида» (1500 — 1503 гг.) — мастерство Дюрера достигает совершенства.
Но вершиной его творчества по праву считаются так называемые мастерские гравюры 1513 — 1514 гг. («Всадник, смерть и дьявол», 1513 г.; «Меланхолии», «Святой Иероним», обе 1514 г.).
Дюрер много времени посвятил изучению обнажённой фигуры, его интерес к анатомии носил научный характер и воплотился гравюрах на меди («Адам» и «Ева», 1504 г.).
Использует он в гравюрах и традиционные мотивы народного быта («Три крестьянина», около 1497 г.; «Пляшущие крестьяне», 1514 г.).
Так же внимательно Дюрер подходит и к портрету («Портрет отца», 1490 г.; «Женский портрет», 1506 г.; «Портрет матери», 1514 г.; «Портрет молодого человека», 1521 г.; «Портрет Эразма Роттердамского», 1526 г.).
В 1526 г. художник создаёт последнюю работу — живописную композицию-диптих «Четыре апостола».
Дюрер завоевал почётное положение в родном городе, известность в Германии и за рубежом. Он дружил с виднейшими учёными, получал заказы от императора, князей и богатых бюргеров.
Альбрехт Дюрер на видео