koob.ru

Альбрехт Дюрер. Книги онлайн

Альбрехт Дюрер

Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer; 21.05.1471, Нюрнберг — 6.04.1528, Нюрнберг) — немецкий живописец, гравёр и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса.

Признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства.

Первый теоретик искусства среди североевропейских художников, автор практического руководства по изобразительному и декоративно-прикладному искусству на немецком языке, пропагандировавший необходимость разностороннего развития художников.

Основоположник сравнительной антропометрии. Помимо перечисленного оставил заметный след в военно-инженерном деле разработкой теории
фортификации. Первый из европейских художников, написавший автобиографию.

Сначала юношу ювелирному делу обучал его отец, а в 1486 г. он поступил в живописную мастерскую М. Вольгемута, где воспринял принципы поздней готики.

Работы, выполненные Дюрером в годы учебных странствий по верхнему Рейну (1490 — 1494 гг.), типичны для немецкого искусства XV в., сочетавшего черты готики и Возрождения.

Посещение Италии (1494 — 1495 и 1505 — 1507 гг.) и Нидерландов (1520 — 1521 гг.) повысило интерес Дюрера к науке.

Он углублённо изучал натуру и разрабатывал учение о пропорциях. Помимо огромного количества изобразительных работ Дюрер оставил большое теоретическое наследие («Руководство к измерению», 1525 г.; «Наставление к укреплению городов», 1527 г.; «Четыре книги о пропорциях человека», 1528 г.).

Художник много работает над пейзажем («Вид Триента», акварель, 1495 г.; «Домик у пруда», акварель, около 1495 — 1497 гг.).

Его композиции ясны, логичны и точно проработаны («Дрезденский алтарь», около 1496 г.; алтарь Паумгартнеров, 1502 — 1504 гг.; «Поклонение Троице», 1511 г.).

В «Поклонении волхвов» (1504 г.) он использует колористические достижения венецианской школы. Но в отличие от эмоциональных итальянцев Дюрер по готически жёсток и подробен.

В серии гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498 г.) он обратился к теме конца мира, предчувствуя время перемен.

В последующих циклах — «Большие страсти» (около 1497 — 1511 гг.), «Жизнь Марии» (около 1502 — 1511 гг.), «Малые страсти» (1509 — 1511 гг.)., «Святой Евстафий» и «Немезида» (1500 — 1503 гг.) — мастерство Дюрера достигает совершенства.

Но вершиной его творчества по праву считаются так называемые мастерские гравюры 1513 — 1514 гг. («Всадник, смерть и дьявол», 1513 г.; «Меланхолии», «Святой Иероним», обе 1514 г.).

Дюрер много времени посвятил изучению обнажённой фигуры, его интерес к анатомии носил научный характер и воплотился  гравюрах на меди («Адам» и «Ева», 1504 г.).

Использует он в гравюрах и традиционные мотивы народного быта («Три крестьянина», около 1497 г.; «Пляшущие крестьяне», 1514 г.).

Так же внимательно Дюрер подходит и к портрету («Портрет отца», 1490 г.; «Женский портрет», 1506 г.; «Портрет матери», 1514 г.; «Портрет молодого человека», 1521 г.; «Портрет Эразма Роттердамского», 1526 г.).

В 1526 г. художник создаёт последнюю работу — живописную композицию-диптих «Четыре апостола».

Дюрер завоевал почётное положение в родном городе, известность в Германии и за рубежом. Он дружил с виднейшими учёными, получал заказы от императора, князей и богатых бюргеров.

Альбрехт Дюрер на видео

Книги (1)

Великие художники. Том 48. Альбрехт Дюрер
Раздел: Искусство

Автор текста: М. Гордеева.

Альбрехт Дюрер — живописец, гравер, рисовальщик, гуманист и учёный — был первым художником в Германии, который стал изучать строительное и фортификационное дело, механику и математику.

Он воплотил в себе характерный для эпохи итальянского Возрождения тип художника-учёного, до этого времени неизвестный в Германии.

Необычайная одарённость, широта интересов и разносторонние знания позволяют поставить Дюрера в один ряд с такими прославленными мастерами, как Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти.

Творческое развитие и деятельность живописца протекали в особых условиях Северного Возрождения.

В конце XV — первой трети XVI века Германию сотрясали бурные социальные и политические события. Они были проявлением различных форм антифеодальной борьбы, движения за обновление церкви и религии и создание единого немецкого государства.

Этот процесс получил название Реформации. Одновременно страна переживала небывалый культурный подъём, стремительно развивались города, утверждались новые системы ценностей, пробуждался интерес к индивидуальности человека.

Событием, давшим мощный толчок к распространению в стране гуманизма и светских знаний, стало изобретение в 1450 типографского станка.

Благодаря этому достижению Иоганна Гуттенберга рукописные книги были заменены печатными, выходившими большими тиражами, что сделало их доступными широкому кругу людей.

Перемены затронули не только социальные, но и художественные сферы жизни.

В первую очередь это можно отнести к таким видам искусства, как станковая живопись и печатная графика, которые в отличие от скульптуры и архитектуры не были подвержены довлеющему влиянию традиций.

В Германии того времени достигла вершины своего развития гравюра, не занимавшая столь исключительного, как здесь, места ни в одной художественной школе мира. Этот вид графики был поднят на небывалую высоту в творчестве Альбрехта Дюрера.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Георгий Ефимов & Владимир Никонов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться