koob.ru

Александр Андреевич Иванов. Книги онлайн

Александр Андреевич Иванов

Александр Андреевич Иванов (16 [28].07.1806, Санкт-Петербург, Российская империя — 3 [15].07.1858, там же) — русский художник, академик; создатель произведений на библейские и антично-мифологические сюжеты, представитель академизма, автор полотна «Явление Христа народу».

Александр Иванов в одиннадцать лет поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию художеств. Учился в академии при поддержке Общества поощрения художников, учился под руководством своего отца.

Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награждён в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора».

В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».

Ранние полотна Иванова — Приам, и спрашивающий у Ахиллеса тело Гектора (1824, Третьяковская галерея) и Иосиф, толкующий сны: (1827, Русский музей, Петербург) — демонстрируют принципы академического классицизма.

Выехав в 1830 за границу как «пенсионер» Общества поощрения художеств, Иванов почти на всю жизнь поселился в Риме.

Испытал влияние искусства итальянского Возрождения; среди художников-современников ему были особенно близки немецкие назарейцы (их лидер И. Овербек входил в круг близких друзей Иванова).

Мастер поддерживал также дружеские отношения с Н.В. Гоголем и А.И. Герценом, перенял идеи русского (С.П. Шевырев и др.) и немецкого (Ф. Шеллинг) философско-эстетического романтизма; сам он был настоящим художником-философом.

Полная тонкой композиционно-колористической гармонии картина Аполлон, Гиацинт и Кипарис (1831 − 1834, Третьяковская галерея), равно как и грациозно-величественное Явление Христа Марии Магдалине (1833 − 1835, Русский музей), явились для Иванова частными творческими эпизодами.

Он задумывает «всемирный сюжет», способный духовно преобразить не только искусство, но и всё современное общество.

Таким сюжетом явилось гигантское полотно Явление Мессии (Явление Христа народу, 1837 − 1857, Третьяковская галерея), — с толпой лиц разных сословий на берегу Иордана, которым вдохновенный Иоанн Креститель указывает на приближающегося Спасителя.

В картине поражает, в первую очередь, композиционное мастерство, с которым Иванов-режиссёр обращает множество чётко индивидуализованных персонажей к единой возвышенной цели.

Художник мечтал о том, чтобы поместить Мессию в храм Христа Спасителя, который строился тогда в Москве, и написал особый эскиз заалтарного образа для этого храма (Воскресение, гуашь, 1845, там же).

Однако в итоге романтическая эстетика берёт верх над религией (к то му же мастер испытывал и воздействие рационалистического критицизма Д.Ф. Штрауса с его Жизнью Иисуса); Иванов несколько охладел к своему честолюбивому замыслу, хотя и довёл его до конца.

Гораздо непосредственней его мистическая поэтика сказывается в большом цикле библейских акварелей и рисунков (1850-е годы, в основном в Третьяковской галерее и Русском музее); эпическая ритмика фигур, по-древневосточному архаичных, сочетается здесь с феерически-визионерскими цветосветовыми эффектами, предвосхищающими искусство символизма (например, живопись Г. Моро).

По-своему эпохальны многочисленные этюды к Мессии. Простые мотивы типа ветки на фоне неба (Ветка, конец 1840-х — начало 1850-х годов Третьяковская галерея) или обнажённых мальчиков на фоне Неаполитанского залива (этюды 1850-х годов), решённые с беспрецедентным для русского искусства мастерством пленэрной живописи, обретают необычайную значительность.

Идя вглубь натуры в её первозданной простоте, Иванов предваряет не какие-то отдельные направления, но первые рубежи современного искусства в целом (недаром полагают, что его этюды могли повлиять на творчество молодого Э. Дега).

Александр Андреевич Иванов на видео

Книги (1)

Великие художники. Том 39. Александр Андреевич Иванов
Раздел: Искусство

Автор текста: Д. Перова.

Выдающийся русский живописец Александр Андреевич Иванов известен, прежде всего, своим грандиозным полотном «Явление Христа народу», на создание которого у него ушло двадцать лет.

Иванова даже называют художником одной картины, несмотря на то что в его творчестве есть и другие интересные произведения.

Получив классическое художественное образование, он подавал надежды как талантливый живописец академического толка.

Но собственные духовные размышления и тесное общение с представителями романтической школы направили его творчество в русло романтизма, а поздние акварели из цикла «Библейские эскизы», в которых проявляется визионерство мастера, приближаются к символизму.

Искусство Александра Иванова стоит у истоков реализма XIX века.

Философско-религиозная проблематика его работ заложила основы русской религиозной живописи и нашла своё развитие в творчестве Николая Ге, Василия Поленова и Михаила Нестерова.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться