koob.ru

Алексеев С.М.. Книги онлайн

Алексеев С.М.

Семён Михайлович Алексеев (24 декабря 1909 — 4 февраля 1993, Москва) — советский авиаконструктор самолётов-истребителей, систем спасения и жизнеобеспечения экипажей летательных аппаратов, Герой Социалистического Труда.

Родители Алексеева умерли, когда он был в раннем возрасте. Сначала он попал в детский дом, однако потом был усыновлён рабочей семьёй Алексеевых, дальних родственников. В Москве он окончил 7-летнюю школу и в 1926 году начал работать на фабрике «Пролетарский труд».

В начале 1930-х годов Алексеев окончил вечернее отделение Московского авиационного института (при ЦАГИ), параллельно обучаясь на конструкторских курсах и работая в ОКБ А. Н. Туполева и С. В. Ильюшина. В этот период он участвует в разработке герметичной кабины стратостата «СССР-1» и первого в Советском Союзе стратосферного самолёта БОК-1.

Работал в КБ В. А. Чижевского (с 1933 года), КБ А. А. Дубровина (с 1937 года), КБ-301 под руководством В. П. Горбунова (1939–1940), КБ-21 под руководством С. А. Лавочкина (с 1941), начальником ОКБ № 21 (1945–1948), начальником ОКБ № 1 опытного авиазавода № 1 (1948–1950).

В Великую Отечественную Алексеев был первым заместителем Лавочкина и фактически стал одним из создателей фронтового истребителя Ла-5.

В 1946 году, после возвращения ОКБ Лавочкина из эвакуации в Москву, Семён Михайлович с санкции Верховного главнокомандующего был назначен в Горький на должность Главного конструктора ОКБ серийного завода № 21, выпускавшего самолёты Лавочкина.

Здесь Алексеев, уже как главный конструктор, разрабатывает семейство реактивных самолётов-истребителей, начиная с И-211. Затем последовали его модификации: И-212, И-215 и И-217. В этих самолётах проверяются новые для отечественной авиации инженерные решения. Два реактивных двигателя, шасси велосипедного типа и другие.

Направление работ по исследованию переносимости перегрузок и поиск оптимальных поз лётчика и космонавта было одним из ведущих и успешных в физиологической лаборатории ускорений, по сути, созданной Алексеевым. Результаты этих исследований легли в основу обеспечения безопасности на кораблях «Восток», «Восход» и «Союз», особенно в случае возникновения наиболее тяжёлых по перегрузкам аварийных ситуаций — таких, как отказ в работе последней ступени и возвращение спускаемого аппарата по баллистической траектории.

С середины 1948 года Алексеев работал начальником ОКБ-1 государственного опытного авиазавода № 1 НКАП в пос. Иваньково Московской области (ныне ОАО «Дубненский машиностроительный завод им. Н. П. Фёдорова») по проектированию и доводке реактивных самолётов, созданных германскими конструкторами.

В 1950 году произошла репатриация немецких специалистов советских КБ, что привело и к расформированию ОКБ, в котором работал Алексеев. Его переводят в Лётно-исследовательский институт. Здесь он с 1950 по 1952 годы возглавлял опытное производство института, внёс вклад в создание летающих лабораторий, отработку систем заправки самолётов топливом в полёте и противоперегрузочных средств.

В 1952–1964 — главный конструктор завода «Звезда».

Книги (2)

Высотные и космические скафандры
Раздел библиотеки: Вселенная и космос

В книге обобщен отечественный и зарубежный опыт проектирования скафандров для высотных и космических полетов человека. Приведены свойства среды, в которой происходит полет, физические факторы полета, их действие на организм человека. Кратко изложены основы теории и методы расчета систем и агрегатов скафандра.

Книга предназначена для специалистов, работающих в области проектирования, производства и испытания снаряжения летчиков и космонавтов. Она будет также полезна инженерно-техническому персоналу, работающему над созданием систем жизнеобеспечения для экипажей современных летательных аппаратов, и студентам вузов.

Соавтор: Уманский С.П.

Средства спасения экипажа самолёта
Раздел библиотеки: Школа выживания

В книге приведены сведения об основных средствах спасения экипажа самолета при авариях на различных скоростях и высотах полета. Дано описание конструкции и отдельных агрегатов катапультируемого кресла, рассмотрен метод расчета его траектории и стабилизации. Приведены формулы для расчета нагрузок на катапультируемое кресло.

Специальная глава посвящена парашютным системам; в ней дано описание их конструкции, приведены методы расчета. Большое место отведено защитному и, в частности, высотному снаряжению летчиков.

Книга рассчитана на широкий круг инженеров авиационной промышленности, занимающихся проектированием, испытанием и эксплуатацией средств спасения. Она может быть также полезна студентам авиационных вузов.

Соавторы: Балкинд Я.В., Гершкович А.М., Ерёмин В.С., Повицкий А.С., Уманский Н.Л.

Добавить отзыв об авторе
Библиотека «Куб» Почта