koob.ru

Алпатов М.В.. Книги онлайн

Алпатов М.В.

Михаил Владимирович Алпатов (10 декабря 1902, Москва — 9 мая 1986, там же) — советский искусствовед, педагог и мемуарист.

Доктор искусствоведения. Действительный член Академии художеств СССР (1954), заслуженный деятель искусств РСФСР (1958). Лауреат Государственной премии СССР (1974). Член-корреспондент Австрийской академии наук.

М.В. Алпатов — выходец из московской буржуазной семьи. Племянник В.А. Капустина — историка подмосковного села Леоново и внук О.А. Найдёновой, сестры московского предпринимателя и краеведа Николая Найдёнова. Двоюродный племянник писателя Алексея Ремизова.

Учился на отделении теории и истории искусства историко-филологического факультета МГУ (1919–1921); в числе его педагогов — Б.Р. Виппер и А.Г. Габричевский. В 1921–1923 гг. Алпатов работал в Музее изобразительных искусств; в 1923–1930 годах — в Институте археологии и искусствоведения РАНИОН. В 1925 году защитил кандидатскую диссертацию по истории древнерусской живописи; докторской диссертацией (1940) стала монография «Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто» (1939).

В 1943 году Алпатов возглавил кафедру истории русского искусства, которая была тогда создана при филологическом факультете МГУ. Однако критические отзывы о работах Алпатова (во многом инспирированные А.А. Фёдоровым-Давыдовым) не могли не привести к оргвыводам. В результате Михаил Владимирович — как и позднее его брат, биолог Владимир Владимирович Алпатов — был вынужден покинуть Московский государственный университет.

С 1943 года и до конца жизни Алпатов работал в Московском художественном институте имени И.В. Сурикова. Среди его учеников: известные современные художники Илья Кабаков и Эрик Булатов.

Наиболее известным трудом Алпатова является трёхтомная «Всеобщая история искусств», до сих пор пользующаяся популярностью у студентов и всех интересующихся историей изобразительного искусства. Круг научных интересов Алпатова был чрезвычайно широк. Он одинаково квалифицированно писал о творчестве Андрея Рублёва, проблемах итальянского Возрождения и искусстве Древней Греции.

Книги (10)

Всеобщая история искусств. Том 1. Искусство древнего мира и средних веков.
Раздел: Искусство

При составлении всеобщей истории искусств автор должен был охватить обширный историко-художественный материал, начинал с древнейших времен и кончая современностью. Он приложил все усилия к тому, чтобы не опустить чего-либо существенно важного. При всем том он не желал превращать своей книги в перечень фактов, памятников, имен и ради полноты этого перечня сокращать характеристику самого искусства отдельных периодов. Перед ним стояла задача создания такой истории искусств, которая могла бы служить и введением в изучение искусства.

Всеобщая история искусств. Том 2. Искусство эпохи Возрождения и Нового времени
Раздел: Искусство

Педагогический опыт автора убедил его, что изучение истории искусств плодотворно лишь тогда, когда знакомство с памятниками и мастерами, запоминание имен и дат сопровождается успехами в деле понимания искусства, развитием художественного вкуса.

Эта уверенность автора определила построение его книги. Она обращается не только к умственным способностям читателя и к его памяти, но и к его эстетическому чувству, к его критическому чутью. Ее следует читать не только для того, чтобы усвоить высказанные в ней общие положения и заучить сообщаемые ею сведения, но в первую очередь для того, чтобы уяснить себе основные пути исторического развития художественной культуры человечества и научиться понимать и ценить старое и современное искусство.

Это заставило автора несколько отступить от общепринятого типа истории искусств с его изобилием всевозможных сведений, которые нередко лишь перегружают память, но не развивают глаза и критических способностей.

Всеобщая история искусств. Том 3. Русское искусство с древнейших времен до начала XVIII века
Раздел: Искусство

Книга эта может быть использована начинающими изучать искусство.

Возможно, что в некоторых случаях она будет первой книгой по искусству в руках читателя. В интересах такого читателя, автор стремился к наибольшей ясности изложения. Он избегал малоизвестных терминов и не пользовался многими искусствоведческими понятиями, содержание которых и до сих пор не вполне уяснили себе специалисты. Вместе с тем в книге упоминаются имена художников и писателей, исторические события, географические названия и научные термины, которые могут быть незнакомы читателю.

Автор не давал им объяснений, рассчитывая на то, что сам читатель найдет их в любом энциклопедическом словаре, и что привычка пользоваться справочником будет первым шагом на его пути самостоятельной работы над научной книгой.

Всеобщая история искусств. В 3 томах
Раздел: Искусство

Перед автором стояла задача создания такой истории искусств, которая могла бы служить и введением в изучение искусства. Педагогический опыт автора убедил его, что изучение истории искусств плодотворно лишь тогда, когда знакомство с памятниками и мастерами, запоминание имен и дат сопровождается успехами в деле понимания искусства, развитием художественного вкуса. Эта уверенность автора определила построение его книги. Она обращается не только к умственным способностям читателя и к его памяти, но и к его эстетическому чувству, к его критическому чутью. Ее следует читать не только для того, чтобы усвоить высказанные в ней общие положения и заучить сообщаемые ею сведения, но в первую очередь для того, чтобы уяснить себе основные пути исторического развития художественной культуры человечества и научиться понимать и ценить старое и современное искусство.

Настоящий трехтомный труд задуман как обзор основных разделов всеобщей истории искусств (русскому искусству посвящен третий том). В своей работе автор не считал возможным ограничиться пересказом общепризнанных мнений и общеизвестных фактов. Во многих разделах книги он предлагает вниманию читателя новые историко-художественные взгляды и оценки.

В томе 1 рассмотрено зарубежное искусство Древнего мира и Средних веков.

В том 2 вошел материал по зарубежному искусству Возрождения и Нового времени.

Том 3 посвящен русскому искусству с древнейших времен до начала XVIII века.

Античность в европейской живописи XV- начала XX веков
Раздел: Искусство

Соавтор: Егорова К.С., Кузнецова И.А. и др.

Античное наследие было живо в Средние века, но лишь начиная с эпохи Возрождения оно было осознано как образец, мерило, своего рода точка отсчёта европейского искусства. В альбоме представлены произведения Лукаса Кранаха, Жана Огюста Доминика Энгра, Валентина Александровича Серова и других великих мастеров живописи. Содержит чёрно-белые и красочные цветные иллюстрации.

Дневник Делакруа. Том 1
Раздел: Искусство

Личный дневник Эжена Делакруа представляет собой уникальное литературное произведение французского живописца и графика.

В нем органично сочетаются философские высказывания об искусстве и заметки о повседневной жизни. Дневник Делакруа, не только раскрывает новые грани его личности, но и становится подлинным зеркалом эпохи. Издание снабжено примечаниями и репродукциями его картин.

Дневник Делакруа. Том 2
Раздел: Искусство

Личный дневник Эжена Делакруа представляет собой уникальное литературное произведение французского живописца и графика.

В нем органично сочетаются философские высказывания об искусстве и заметки о повседневной жизни. Дневник Делакруа, не только раскрывает новые грани его личности, но и становится подлинным зеркалом эпохи. Издание снабжено примечаниями и репродукциями его картин.

Искусство: Живопись: Скульптура: Архитектура: Графика: Книга для учителя. В 3-х частях. Часть 1. Древний мир. Средние века. Эпоха Возрождения
Раздел: Искусство

Первая часть энциклопедической хрестоматии «Искусство» включает материалы по истории искусства Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения.

Знакомство со статьями и отрывками из книг крупнейших отечественных и зарубежных деятелей культуры, искусствоведов, писателей, историков, рассказывающих о наиболее ярких и характерных явлениях искусства этих эпох, окажет учителю помощь при подготовке к урокам изобразительного искусства, истории, литературы, факультативным занятиям по этим предметам и особенно по курсу «Мировая художественная культура».

Этюды по истории русского искусства. Том 1
Раздел: Искусство

Статьи по русскому вкладу в мировое искусство начиная с глубокой древности и до наших дней.

Книга в основном посвящена русскому изобразительному искусству, но в нее включены также статьи о русской архитектуре и о художественной литературе. Автор не искал в смежных искусствах объяснения искусству изобразительному. Но он стремился уяснить себе общие корни всей русской художественной культуры.

В первый том включено несколько статей по истории византийского искусства. Искусство Древней Руси невозможно изучать в отрыве от Византии. Византийские темы важны для понимания не только зависимости древнерусского искусства от византийского, но и глубокого своеобразия русской школы.

Этюды по истории русского искусства. Том 2
Раздел: Искусство

Статьи по русскому вкладу в мировое искусство начиная с глубокой древности и до наших дней.

Книга в основном посвящена русскому изобразительному искусству, но в нее включены также статьи о русской архитектуре и о художественной литературе. Автор не искал в смежных искусствах объяснения искусству изобразительному. Но он стремился уяснить себе общие корни всей русской художественной культуры.

Во втором томе даются экскурсы в историю западноевропейского искусства, но и на этот раз не столько для раскрытия прямых связей русского искусства с Западом, сколько для того, чтобы определить особенности русской школы.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться