koob.ru

Амедео Модильяни. Книги онлайн

Амедео Модильяни

Амедео (Иедидия) Клементе Модильяни (Amedeo Clemente Modigliani; 12.07.1884, Ливорно, Королевство Италия — 24.01.1920, Париж, Третья французская республика) — итальянский художник и скульптор, один из самых известных художников конца XIX — начала XX века, представитель экспрессионизма.

После обучения в школе живописи в Ливорно у Г. Микели, в 1902 Модильяни поступил в Академию художеств во Флоренции, а немного позже — в Академию в Венеции.

В начале 1906 он приехал в Париж, где занялся поисками современного художественного языка. Испытал влияние П. Сезанна, Тулуз-Лотрека, П. Пикассо, фовизма и кубизма, но в итоге выработал собственный стиль, для которого характерен богатый и плотный цвет.

В ноябре 1907 Модильяни познакомился с доктором Полем Александром, который снял для него студию и стал первым коллекционером его работ. Художник стал членом группы Независимых и в 1908 и 1910 выставлял свои работы в их салоне.

Знакомство со скульптором Константином Бранкузи в 1909 сыграло основополагающую роль в развитии скульптурного творчества Модильяни. У Бранкузи Модильяни получил поддержку и ценные советы.

В эти годы Модильяни в основном занимался ваянием и изучением произведений классической древности, индийской и африканской пластики. В 1912 он выставил семь скульптурных произведений на Осеннем Салоне.

С началом Первой мировой войны многие друзья Модильяни покинули Париж. Художника угнетали перемены в жизни, безработица, нищета. В это время он встретил английскую поэтессу Беатрис Гастингс, с которой прожил два года.

Модильяни был дружен с такими разными художниками, как Пикассо, Хаим Сутин и Морис Утрилло, а также с коллекционерами и деловыми людьми — Полем Гийомом и Леопольдом Зборовским. Последний стал покровителем художника и поддерживал его творчество.

В эти годы Модильяни вернулся к живописи и создал, возможно, свои самые значительные произведения. Присущая его произведениям отвлечённость явилась следствием изучения искусства древних цивилизаций и итальянского примитива, а также влияния его друзей кубистов; в тоже время его работы отличаются поразительной тонкостью психологической характеристики.

Позже формальная сторона его творчества становится всё более простой и классичной, сводится к сочетанию графического и цветового ритмов. В 1917 Модильяни, в то время уже очень больной и склонный к алкоголизму, познакомился с Жанной Эбютерн, ставшей его спутницей в последние годы жизни.

В следующем году Зборовский организовал персональную выставку художника в галерее Берты Вейль. Она не имела успеха, но вызвала скандал несколькими изображениями обнажённой натуры: их сочли неприличными, и потребованию полиции полотна были сняты.

Тем не менее некоторые французские ииностранные коллекционеры проявили интерес к работам Модильяни.

В 1918 художник поехал на Лазурный берег для отдыха и лечения и пробыл там некоторое время, продолжая упорно работать.

В работах Модильяни сочетаются чистота и утончённость стиля, символизм и гуманизм, языческое чувство полноты и безудержной радости жизни и патетическое переживание мук всегда неспокойной совести.

Амедео Модильяни на видео

Книги (1)

Великие художники. Том 36. Амадео Модильяни
Раздел: Искусство

Автор текста: В. Баева.

Амедео Модильяни (Amedeo Modigliani) — выдающийся итальянский живописец-портретист, график и скульптор, яркий представитель экспрессионизма, один из самых известных художников начала XX века.

Эффектный, авантажный, харизматичный — он ещё при жизни стал легендой. В нём сочетались необузданный взрывной темперамент и аристократическая элегантность.

Высокий интеллект, эрудиция и разносторонние интересы делали его незаурядным собеседником, а фантастическое трудолюбие заставляло неустанно учиться, творить, искать новые формы, экспериментировать с цветом.

Он называл себя «Моди», что в переводе с французского означает «проклятый». Вспыльчивый характер, бесконечные драки, нищета — всё это поддерживало легенду об отверженном художнике и притягивало к нему людей.

Даже ступив на путь саморазрушения, злоупотребляя алкоголем и наркотиками, он не утратил стимула к творчеству, продолжал поиски своего стиля и непрерывно работал.

Молодой врач Поль Александр считал своего друга эксцентричным и восхитительным. Даже в его рукопожатии ощущалась верность.

Модильяни хотел жить искусством, но все интересовались только им самим, а не его творчеством. При своей щедрости и неумении думать о завтрашнем дне он был просто обречён на нищенское существование.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться