|
Ананьев Б.Г.. Книги онлайн Ананьев Борис Герасимович - выдающийся психолог ХХ столетия, создатель теории антропологической психологии, основатель Ленинградской (Петербургской) научной психологической школы. Б.Г. Ананьев - видный деятель психологической и педагогической науки России, академик Академии педагогических наук СССР, один из главных организаторов Всесоюзного общества психологов, журнала «Вопросы психологии». По его инициативе и при активном участии в Ленинграде были открыты Научно-исследовательский институт педагогики АПН РСФСР, Научно-исследовательский институт комплексных социальных исследований, отделение и факультет Психологии Ленинградского государственного университета (ЛГУ, ныне СПбГУ). Родился 14 (1) августа 1907 г. во Владикавказе в семье учителя. После окончания средней школы поступил на общественно-экономический факультет Горского педагогического института (Владикавказ). После окончания педагогического института поступил в аспирантуру Института мозга. 1930 г. - старший научный сотрудник, 1934 г. - заведующий лабораторией воспитания, 1937 г. - заведующий сектором (отделом) психологии. Организовал два цикла коллективных экспериментальных исследований - по проблеме развития личности (характера) и проблеме чувственного познания. В 1939 г. защитил докторскую диссертацию «Формирование психологической науки в СССР». В 1944 году возглавил вновь созданную кафедру психологии и отделение психологии Ленинградского государственного университета. Развернул исследования по психологии чувственного познания, пространственной ориентации, психологии развития. Вместе с тем в 1951-1960 гг. работал директором НИИ педагогики АПН РСФСР и руководил большим циклом исследований по проблемам целостности развития учащихся и системы учебно-воспитательной работы в средней школе. На завершающем этапе жизни декан факультета психологии ЛГУ (с 1967 г.), заведующий лабораторией дифференциальной психологии и антропологии НИИКСИ ЛГУ (c 1963 г.), заведующий кафедрой общей психологии (с 1944 г. с перерывом). Б.Г. Ананьев скончался от инфаркта 18 мая 1972 г. Похоронен в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище. Книги (18)Личность, субъект деятельности, индивидуальностьСоциальное формирование человека не ограничивается формированием личности, утверждал Ананьев, становление человека как субъекта познания и деятельности происходит в жизненных условиях. Сложнейшие образования — личность и индивидуальность — формируются на основе природных свойств человека как индивида, в котором структура органических потребностей и темперамент составляют природные свойства высокого уровня, а возрастно-половые особенности индивидуального развития — специфический класс первичных природных свойств.
Избранные психологические труды. В двух томах. Том 1В книгу включены труды выдающегося советского психолога, действительного члена Академии педагогических наук СССР, посвященные исследованию проблем человекознания, рассмотренных в системе современной науки. В ней теоретически и экспериментально обосновываются пути целостного изучения человека как феномена природы и общества, методы исследования личности и формы возможного воздействия на процессы становления всесторонне и гармонично развитой личности общества.
Избранные психологические труды. В двух томах. Том 2В книгу включены труды выдающегося советского психолога, действительного члена Академии педагогических наук СССР, посвященные исследованию проблем человекознания, рассмотренных в системе современной науки. В ней теоретически и экспериментально обосновываются пути целостного изучения человека как феномена природы и общества, методы исследования личности и формы возможного воздействия на процессы становления всесторонне и гармонично развитой личности общества.
Известия АПН РСФСР. Вып. 17: Вопросы детской психологии. Часть IВ настоящий выпуск «Известим Академии педагогических наук РСФСР» вошли отдельные экспериментальные исследования отделения психологии ленинградского филиала АПН. Организованное в 1946 году отделение психологии разрабатывает две основные проблемы: проблему формирования детского ума в процессе обучения и воспитания и проблему формирования характера у детей на основе коммунистического воспитания. Публикуемые в настоящем выпуске психологические исследования относятся к первой проблеме — к проблеме умственного развития ребенка. Эти исследования (А.А. Люблинской, Ф.С. Розенфельд, М.Н. Шардакова, Ю.А. Самарина) составляют первый цикл в разработке этой капитальной проблемы советской психологии и педагогики.
Известия АПН РСФСР. Вып. 18: Вопросы детской психологии. Часть IIВ настоящий выпуск «Известим Академии педагогических наук РСФСР» вошли отдельные экспериментальные исследования отделения психологии ленинградского филиала АПН. Организованное в 1946 году отделение психологии разрабатывает две основные проблемы: проблему формирования детского ума в процессе обучения и воспитания и проблему формирования характера у детей на основе коммунистического воспитания.
Индивидуальное развитие человека и константность восприятияСоавтор: Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. В книге рассматривается одно из направлений развития сенсорных функций человека — развитие константности восприятия. Авторы выясняют, как формируется эта особенность перцепции, какие изменения она претерпевает в течение жизни человека. На основе экспериментальных данных авторы высказывают ряд теоретических положений, касающихся факторов развития, возрастной периодизации и т. д.
О проблемах современного человекознанияКнига выдающегося отечественного психолога, основателя ленинградской школы психологии Бориса Герасимовича Ананьева посвящена психологическим проблемам, имеющим принципиальное значение для развития всей системы наук о человеке. Автор показывает взаимосвязь труда, познания и общения, раскрывает особенности психологической структуры личности, ее становления, затрагивает вопрос о перспективах психологической науки, которой, в связи с возрастающими потребностями общественной практики, принадлежит историческая миссия интегратора всех сфер человекознания и построения его общей теории.
Особенности восприятия пространства у детейСоавтор: Рыбалко Е.Ф. В книге систематизируются и обобщаются большое количество научных исследований по вопросам развития восприятия пространства у детей. Первая часть содержит краткое изложение общей теории механизмов восприятия пространства. Во второй части излагаются итоги экспериментального исследования возрастных особенностей развития функций зрительно-пространственного различения. В третьей части рассматриваются педагогические условия, благоприятствующие пространственной ориентации детей и подростков.
Очерки истории русской психологии XVIII-XIX вековКнига профессора Б.Г. Ананьева является первой попыткой научной разработки некоторых вопросов истории русской психологии. Она даёт общий, краткий и неизбежно ещё очень беглый очерк важнейших направлений психологии в России XVIII и XIX вв. Автор выдвинул и обосновал ряд положений, верных и существенных для понимания путей развития психологии в России. Ему удалось показать оригинальность русской научно-психологической мысли и тот крупней шин вклад, которым она внесла в сокровищницу мировой психологической пауки. С достаточным основанием автор указывает на наличие связи передовой психологии в России с русской материалистической философией.
Очерки психологии«Очерки по психологии» выросли из цикла публичных лекций по психологии, прочитанных автором. В «Очерки» вошли лишь некоторые вопросы психологии, относящиеся к психологической теории умственной деятельности и характера человека. «Очерки» могут послужить началом психологического самообразования читателя.
Проблема формирования характераИзвестный психолог в своей публичной лекции осветил такие вопросы, как «реакционная» сущность буржуазных теорий характера, формирование новых черт характера советского человека, строение, некоторые вопросы воспитания характера и др.
Пространственное различениеКнига является обобщением ряда современных данных о пространственном различении. В ней изложены результаты научного изучения пространственно-различительной деятельности основных анализаторов человека; освещаются основы пространственного различения, большое внимание уделяется зрительному, слуховому, кожно-осязательному и кинестетическому пространственному различению, роли ощущений равновесия, обоняния и функциональной асимметрии в пространственном ощущении.
Психология и проблемы человекознанияВ книгу «Психология и проблемы человекознания» избранных трудов выдающегося психолога вошли его работы, которые отражают основные направления современного человекознания. Здесь показана взаимосвязь труда, познания и общения, раскрыты особенности структуры личности, ее становления.
Психология чувственного познанияКнига «Психология чувственного познания» представляет собой фундаментальный труд, посвященный центральной общепсихологической проблеме — психологии чувственного познания. На разнообразном фактологическом материале автор раскрывает особенности сенсорной организации человека, дает характеристику основных форм и этапов процесса формирования чувственного знания человека об объективной действительности. Рассмотрены проблемы психологии и патопсихологии речи, прослежено преобразующее влияние речи и мышления на сенсорное развитие.
Теория ощущенийКнига представляет собою обобщение научных данных об основных видах ощущений: зрительных, слуховых, вибрационных, тактильных, температурных, болевых, мышечно-суставных, статико-динамических (равновесия и ускорения), обонятельных, вкусовых и внутриорганических. В работе излагается общее учение об ощущениях и их механизмах, дается классификация ощущений и приложение теории ощущений к разным областям практики.
Успехи советской психологииСреди крупнейших достижений советской науки особое место занимают успехи советской психологии. Советский строй не только обеспечил благоприятные условия для дальнейшего развития научной психологии в нашей стране, но и по существу заново создал психологию как науку, обеспечив ее превращение в подлинную научную систему знаний.
Человек как предмет познанияАвтор уделяет внимание изучению основных характеристик человека как индивида, личности и индивидуальности в связи с филогенезом и историей человечества. В особый раздел выделены вопросы психофизиологии, эволюции человека и генетических методов познания человека. Книга рассчитана на студентов, аспирантов и преподавателей психологических факультетов и вузов, на всех, интересующихся проблемами философии и психологии.
Добавить отзыв
|
|
Насчет характера Ананьева Сергей неправ. Не надо строить свои суждения о людях на слухах и мнениях недругов.