koob.ru

Аничков Е.В.. Книги онлайн

Аничков Е.В.

Аничков Евгений Васильевич (2 января 1866, Боровичи, Новгородская губерния — 22 октября 1937, Белград) — русский историк литературы, критик, фольклорист, прозаик.

Родился 2 (14) января 1866 года (или 17 января года) в Боровичах в семье дворян Новгородской губернии Аничковых — сын штабс-капитана лейб-гвардии Стрелкового батальона, военного юриста (впоследствии — полковника, члена Кавказского, а затем Виленского военно-окружного судов) Василия Ивановича Аничкова; мать Ольга Петровна (урождённая Дирина). Детство провел в Тифлисе и Вильне, в 1878 году переехал в Санкт-Петербург, где учился в 6-й гимназии, гимназии при историко-филологическом институте и 2-й гимназии.

В 1886 году поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. В декабре 1887 года был исключен (вместе с братом) за участие в студенческих беспорядках, отбывал воинскую повинность на Украине (1887–1889); в 1889 году восстановлен в университете и в 1892 году, наконец, окончил его романо-германское отделение, написав сочинение «Микола Угодник и св. Николай» («Записки Нео-филологического общества». — 1892. — № 2).

С 1895 года, после сдачи магистерского экзамена, состоял приват-доцентом по истории западных литератур и лектором английского языка в Киевском университете.

Несколько раз с учёной целью ездил за границу (Лондон, Париж). Выступал последователем и отчасти продолжателем идей А. Н. Веселовского (см. этюд «Историческая поэтика Веселовского» в сборнике Лезина, а также «Вопросы теории и психологии творчества»). В 1899 году был вынужден покинуть Россию; изучает провансальский язык и литературу, творчество Шекспира. В 1901 году вместе с М. М. Ковалевским он принял деятельное участие в устройстве Русской высшей школы в Париже; состоял её секретарём. В Оксфордском университете читал лекции по славянскому фольклору и сравнительной мифологии.

В 1902 году, по возвращении из-за границы, преподавал в должности приват-доцента по кафедре западных литератур в Санкт-Петербургском университете, а также на Высших женских курсах. В конце 1902 года был арестован по обвинению в политическом преступлении и в течение 13 месяцев находился в одиночном заключении — освобождён по Высочайшему манифесту. Вскоре защитил двухтомную диссертацию «Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян», удостоенную Уваровской премией.

С 1908 года — профессор Петербургского психоневрологического института. Также преподавал на общеобразовательных курсах А. С. Черняева.

С начала Первой мировой войны он добровольно вступил в ополчение, затем служил военным цензором. В 1917 году был откомандирован с русским отрядом во Францию; служил во французской армии в чине лейтенанта. С 1918 года проживал в Югославии. С 1920 года — профессор Белградского университета, В 1923–1924 гг. читал курс русского народного творчества в Русском педагогическом институте в Праге, с 1926 года — профессор философского факультета университета в Скопье. С 1924 член Союза русских писателей и журналистов в Чехословакии; с октября 1925 почетный член и заместитель председателя аналогичного Союза в Югославии. Выпустил книгу статей о символистах, акмеистах и футуристах («Новая русская поэзия». Берлин, 1923). С 1936 в отставке, вернулся в Белград, член Пушкинского комитета. Похоронен на Новом кладбище в Белграде.

Был масоном. Посвящён в масонство в парижской ложе «Космос» по рекомендации Ю. С. Гамбарова в 1905 году. Один из основателей ложи «Возрождение» под эгидой ВВФ в 1906 году. Второй страж ложи при получении патента. В январе 1918 года присоединён к парижской ложе «Братство народов». Член-основатель белградской ложи «Максим Ковалевский», которая в самом начале работала как масонский кружок. Присоединен 23 декабря 1924 года к ложе «Слога, рад и постоянство», находившейся в Белграде.

Книги (1)

Язычество и Древняя Русь
Раздел: История

Книга содержит трезвый анализ древнерусских источников, повествующих о верованиях, которые средневековые книжники считали языческими: исследуются поучения против язычников, известия Начальной летописи и «Слова о полку Игореве».

В книге характеризуется народная культура русского средневековья.

Издание ориентировано как на специалистов по истории и культуре Древней Руси, так и на широкий круг читателей.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Георгий Ефимов & Владимир Никонов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться