koob.ru

Анри Матисс. Книги онлайн

Анри Матисс

Матисс Анри Эмиль Бенуа (31.12.1869, в Ле-Като (Пикардия) — 3.11.1954, в Симьезе близ Ниццы), французский живописец, график и скульптор.

Учился в Париже, в академии Жюлиана (с 1891 г.) у А.В. Бугро, в Школе декоративных искусств (с 1893 г.) и в Школе изящных искусств (1895 — 1899 гг.) у Г. Моро.

Как и большинство учеников живописца того времени, копировал произведения старых французских и голландских мастеров.

Испытал влияние неоимпрессионизма (главным образом П. Синьяка), П. Гогена, искусства Арабского Востока, в известной мере — древнерусской иконописи (одним из первых на Западе оценил её художественные достоинства; в 1911 г. посетил Москву).

В 1905 — 1907 гг. Матисс становится лидером нового художественного направления — фовизма. Начиная со второй половины 1900-х гг. он находит свой стиль, который характеризуется лаконичным рисунком, контрастным сочетанием немногих цветовых зон (панно «Танец» и «Музыка» для особняка С.И. Щукина в Москве, оба 1910 г.) или богат оттенками одного основного тона, полупрозрачными и не скрывающими фактуру холста («Мастерская художника», 1911 г.).

В работах Матисса второй половины 10-х гг. заметно воздействие кубизма («Урок музыки», 1916 — 1917 гг.); произведения 20-х гг., напротив, отличаются непосредственностью, колористическим многообразием, мягкостью письма (серия «Одалиски»).

В 30 — 40-х гг. художник сочетает открытия предыдущих периодов, декоративность фовизма с аналитически чётким построением композиции (фриз «Танец» в Музее Барнеса, 1931 — 1932 гг.) и с тонко нюансированным цветовым строем («Ветка сливового дерева», 1948 г.).

Постоянные мотивы в его творчестве — танец, идиллические сцены, узоры ковров и тканей, плоды, вазы и статуэтки («Красные рыбы», 1911 г.; «Натюрморт с раковиной», 1940 г., и др.).

Матисс предпочитает оперировать линией — тонкой, иногда прерывистой, иногда долгой и круглящейся, прорезающей белый или чёрный фон (серия «Темы и вариации», 1941 г.; иллюстрации к «Стихам» С. Малларме, к «Пасифае» де Монтерлана, к «Стихам о любви» П. де Ронсара).

В 40-х гг. художник часто прибегает к технике аппликаций из цветной бумаги (серия «Джаз», 1944 — 1947 гг.).

К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х гг., но особенно часто в 20 — 30-х гг. (рельеф «Обнажённая женская фигура со спины», 1930 г.).

Его последняя работа — оформление интерьера (в том числе витражи) «Капеллы чёток» в городке Ване близ Ниццы (1953 г.).

Анри Матисс на видео

Книги (1)

Великие художники. Том 45. Анри Матисс
Раздел: Искусство

Автор текста: Д. Перова.

Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в семье Эмиля Матисса и Анны Жерар в городке Ле Като-Камбрези на севере Франции. Отец Анри держал лавку, где продавал зерно и краски, а мать помогала ему в торговле.

Это было не единственное её занятие: Анна увлекалась росписью по фарфору и изготовлением шляп.

В 1882 — 1887 Анри посещал занятия в лицее, после окончания которого по желанию родителей переехал в Париж для изучения права.

В 1888 он получил диплом юриста и, не найдя работы в столице, уехал в город Сен-Кантен, где поступил на службу помощником адвоката.

Юноша совмещал работу с учебой: в свободное время ходил на курсы рисунка.

Юриспруденция не заинтересовала Анри: отработав два года в конторе, он решил оставить это поприще и снова начать обучение в Париже — на этот раз живописи.

Отец будущего художника был против того, чтобы сын оставил деятельность юриста ради занятий искусством, но в конце концов смирился с его выбором.

И молодой Матисс в 1891 поступил в частную Академию художеств в Париже, основанную Родольфом Жюлианом.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться