koob.ru

Антонов Д.И.. Книги онлайн

Антонов Д.И.

Дмитрий Игоревич Антонов — кандидат исторических наук.

Доцент кафедры истории и теории культуры РГГУ (Москва). Старший научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС.

Учебные курсы: История культуры России до конца XVIII в.; Визуальная культура; Междисциплинарный научно-исследовательский и проектный семинар по направлению подготовки; Источниковедение истории культуры; Семиотика русской иконографии; Фольклор России; История России до XVIII в;. История Московского государства; Древнерусская демонология.

Автор более 60 публикаций о древнерусской культуре, семиотике иконографии, средневековой демонологии и славянском фольклоре, в том числе монографий: «Смута в культуре средневековой Руси: эволюция древнерусских мифологем в книжности начала XVII в.» (2009); «Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа» (в соавторстве с М.Р. Майзульсом).

Ответственный редактор альманаха «In Umbra: демонология как семиотическая система» (2012, совместно с О.Б. Христофоровой) и сборника «Сила взгляда: глаза в мифологии и иконографии» (2013).

Антонов Д.И. на видео

Книги (10)

In Umbra: Демонология как семиотическая система. Выпуск 1
Раздел: Семиотика

Соавтор: Христофорова О.Б. (отв. ред. и сост.)

Альманах «In Umbra: Демонология как семиотическая система» объединяет работы, посвященные демоническим и демонизированным врагам, а также амбивалентным духам в культуре разных народов.

Представления об инфернальных созданиях — искусителях, вредителях, агентах болезней — играют важную роль в социуме. С их помощью объясняются многие бедствия и катаклизмы — от личностных до глобальных. Демонология развивается на всех «этажах» культуры — от ученого богословия и книжности до фольклора, от средневековой миниатюры до современной рекламы и компьютерных игр. Какие представления о вредоносных и опасных духах существуют в разных сообществах? Какую роль играют демонологические верования в ту или иную историческую эпоху? Ответить на эти вопросы пытаются многие известные специалисты — историки, филологи и фольклористы, чьи статьи вошли в первый выпуск альманаха. Большинство авторов работают в рамках семиотического подхода, что позволяет изучать явление с точки зрения носителей культуры и преодолевать границы между разными гуманитарными дисциплинами.

Для студентов, аспирантов и специалистов в области истории, искусствоведения, религиоведения, культурологии, фольклористики, социальной и культурной антропологии, а также всех интересующихся данной проблематикой.

In Umbra: Демонология как семиотическая система. Выпуск 2
Раздел: Семиотика

Соавтор: Христофорова О.Б. (отв. ред. и сост.)

Альманах «In Umbra: Демонология как семиотическая система» объединяет работы, посвященные мифологическим персонажам — амбивалентным и вредоносным духам, «низшим» божествам, демонам.

Представления о незримых врагах — искусителях, вредителях, агентах болезней — играют важную роль в культуре разных народов. С их помощью объясняют многие бедствия и катаклизмы, от личностных до глобальных. В традиционных обществах духи воспринимаются как естественные соседи человека: с ними выстраивают особые отношения, основанные на различных ритуальных и магических практиках. Демонология развивается на всех «этажах» культуры — от книжности до фольклора, от средневековой миниатюры до компьютерных игр. Образам и сюжетам, связанным с низшими духами в мировых религиях, фольклоре, искусстве и литературе посвящен альманах «In Umbra».

Для студентов и специалистов в области истории, искусствоведения, религиоведения, фольклористики, социальной и культурной антропологии.

In Umbra: Демонология как семиотическая система. Выпуск 3
Раздел: Семиотика

Соавтор: Христофорова О.Б. (отв. ред. и сост.)

Альманах «In Umbra: Демонология как семиотическая система» объединяет работы, посвященные мифологическим персонажам — амбивалентным и вредоносным духам, «низшим» божествам, демонам.

Представления о незримых врагах — искусителях, вредителях, агентах болезней — играют важную роль в культуре разных народов. С их помощью объясняют многие бедствия и катаклизмы, от личностных до глобальных. В традиционных обществах духи воспринимаются как естественные соседи человека: с ними выстраивают особые отношения, основанные на различных ритуальных и магических практиках. Демонология развивается на всех «этажах» культуры — от книжности до фольклора, от средневековой миниатюры до компьютерных игр. Образам и сюжетам, связанным с низшими духами в мировых религиях, фольклоре, искусстве и литературе посвящен альманах «In Umbra».

Для студентов и специалистов в области истории, искусствоведения, религиоведения, фольклористики, социальной и культурной антропологии.

In Umbra: Демонология как семиотическая система. Выпуск 4
Раздел: Семиотика

Соавтор: Христофорова О.Б. (отв. ред. и сост.)

Альманах «In Umbra: Демонология как семиотическая система» объединяет работы, посвященные мифологическим персонажам — амбивалентным и вредоносным духам, «низшим» божествам, демонам.

Представления о незримых врагах — искусителях, вредителях, агентах болезней — играют важную роль в культуре разных народов. С их помощью объясняют многие бедствия и катаклизмы, от личностных до глобальных. В традиционных обществах духи воспринимаются как естественные соседи человека: с ними выстраивают особые отношения, основанные на различных ритуальных и магических практиках. Демонология развивается на всех «этажах» культуры — от книжности до фольклора, от средневековой миниатюры до компьютерных игр. Образам и сюжетам, связанным с низшими духами в мировых религиях, фольклоре, искусстве и литературе посвящен альманах «In Umbra».

Для студентов и специалистов в области истории, искусствоведения, религиоведения, фольклористики, социальной и культурной антропологии.

In Umbra: Демонология как семиотическая система. Выпуск 5
Раздел: Семиотика

Соавтор: Христофорова О.Б. (отв. ред. и сост.)

Альманах «In Umbra: Демонология как семиотическая система» объединяет работы, посвященные мифологическим персонажам — амбивалентным и вредоносным духам, «низшим» божествам, демонам.

Представления о незримых врагах — искусителях, вредителях, агентах болезней — играют важную роль в культуре разных народов. С их помощью объясняют многие бедствия и катаклизмы, от личностных до глобальных. В традиционных обществах духи воспринимаются как естественные соседи человека: с ними выстраивают особые отношения, основанные на различных ритуальных и магических практиках. Демонология развивается на всех «этажах» культуры — от книжности до фольклора, от средневековой миниатюры до компьютерных игр. Образам и сюжетам, связанным с низшими духами в мировых религиях, фольклоре, искусстве и литературе посвящен альманах «In Umbra».

Для студентов и специалистов в области истории, искусствоведения, религиоведения, фольклористики, социальной и культурной антропологии.

In Umbra: Демонология как семиотическая система. Выпуск 6
Раздел: Семиотика

Соавтор: Христофорова О.Б. (отв. ред. и сост.)

Альманах «In Umbra: Демонология как семиотическая система» объединяет работы, посвященные мифологическим персонажам — амбивалентным и вредоносным духам, «низшим» божествам, демонам.

Представления о незримых врагах — искусителях, вредителях, агентах болезней — играют важную роль в культуре разных народов. С их помощью объясняют многие бедствия и катаклизмы, от личностных до глобальных. В традиционных обществах духи воспринимаются как естественные соседи человека: с ними выстраивают особые отношения, основанные на различных ритуальных и магических практиках. Демонология развивается на всех «этажах» культуры — от книжности до фольклора, от средневековой миниатюры до компьютерных игр. Образам и сюжетам, связанным с низшими духами в мировых религиях, фольклоре, искусстве и литературе посвящен альманах «In Umbra».

Для студентов и специалистов в области истории, искусствоведения, религиоведения, фольклористики, социальной и культурной антропологии.

Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа
Раздел: Семиотика

Соавтор: Майзульс М.Р.

Эта книга посвящена древнерусской иконографии врага.

Многочисленные образы бесов, грешников и демонических монстров пронизывают и православное, и католическое средневековое искусство.

Несмотря на огромное разнообразие, они подчиняются особым правилам «визуальной грамматики» и опознаются благодаря специальным маркерам демонического.

Авторы прослеживают, как c XII по XVIII вв. древнерусские мастера представляли ангелов сатаны. С помощью каких знаков дьявольские иллюзии отличались на изображении от реальных людей, а грешники — от нейтральных персонажей.

Как из словесных метафор в разное время рождались новые демонические фигуры (Смерть или Ад) и начинали своё шествие по иконам, фрескам и лицевым рукописям.

Исследование затрагивает не только визуальную традицию, но и её возможное восприятие средневековыми зрителями.

Почему на множестве миниатюр читатели затирали или выскабливали изображения негативных, а иногда и положительных героев? Казались ли им смешными образы, которые сегодня нередко относят к разряду гротеска?

Как пересекались и влияли друг на друга иконография, книжность и народная культура? Эти вопросы окружают до сих пор малоизвестную область — древнерусскую визуальную демонологию.

Книга ориентирована на историков, филологов, искусствоведов, религиоведов, фольклористов и всех интересующихся средневековой культурой.

Сила взгляда. Глаза в мифологии и иконографии
Раздел: Разное

Богатый комплекс идей и верований, связанных с глазами и зрением, определяет множество мифологических сюжетов и мотивов, ритуальных обрядов и ритуализированных практик, изобразительных канонов и стратегий обращения с сакральными образами.

Сборник посвящен глазам в мифологии и иконографии, представлениям о взгляде и зрении, а также категориям видимости и невидимости. Работы, вошедшие в сборник, демонстрируют, как функционируют эти представления в разных традициях и в разных языках культуры (фольклор, литература, визуальные образы).

Для специалистов и студентов в области фольклористики, истории, социальной и культурной антропологии, религиоведения, а также широкого круга читателей.

Смута в культуре Средневековой Руси
Раздел: История

Эволюция древнерусских мифологем в книжности начала XVII века.

Смута 1598-1613 гг. стала для древнерусской культуры сложным и глубинным кризисом, положившим начало «переходному» столетию. Идеи и представления, характерные для Московского государства, подверглись резкой трансформации в период «междуцарствия». Влияние Смуты прослеживается на всем протяжении XVII в.

Тем не менее семиотические аспекты кризиса, необычные культурные коллизии, возникшие после смерти Федора Ивановича и прекращения династии Рюриковичей-Калитичей, редко оказывались в центре внимания историков. Какие объяснительные модели распространялись в обществе в «смутные» годы? Какие мифологемы были актуализированы книжниками для осмысления уникальных событий «междуцарствия»? Какие изменения пришли в культуру в результате Смуты?

Книга представляет собой опыт комплексного исследования этих вопросов на основе герменевтического анализа ряда известных сочинений первой четверти XVII века.

Для историков, филологов и всех, интересующихся историей и культурой России.

Цари и самозванцы: борьба идей в России Смутного времени
Раздел: История

Книга посвящена борьбе идей, развернувшейся в России Смутного времени. В период «междуцарствия» (1598-1613 гг.) представления, распространенные в древнерусской культуре, подверглись резкой трансформации.

В ситуации кризиса власти рождались новые идеи, практики и институты. Влияние Смуты прослеживается на всем протяжении XVII в. В книге рассматриваются создание и эволюция избирательного канона, который привел к власти Бориса Годунова, а затем Михаила Романова; представления о самозванце как царе-антихристе, колдуне, грешнике и создателе «ада» на Москве-реке; рассуждения современников о гордыне, природе власти и «домостроительстве» государства; демонизация иностранцев и критика католической церкви; конкурировавшие идеи о клятве, присяге и мирском крестоцеловании. Четыре экскурса затрагивают еще более широкий круг вопросов, связанных с культурой средневековой Руси: феномен зрительской агрессии и атаки на изображения, древнерусские тексты и визуальные образы Антихриста, иконографический мотив «адской троицы», а также представления о судебной присяге.

Книга ориентирована как на специалистов — историков, культурных антропологов, фольклористов, — так и на широкий круг читателей, интересующихся Средневековьем и древнерусской культурой.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Георгий Ефимов & Владимир Никонов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться