koob.ru

Васнецов А.М.. Книги онлайн

Васнецов А.М.

Аполлинарий Михайлович Васнецов (25.07 [6.08] 1856, Рябово, Вятская губерния — 23.01.1933, Москва) — русский художник, мастер исторической живописи, искусствовед, младший брат Виктора Васнецова. Член литературно-художественного кружка «Молодая среда». Он вошёл в историю русской живописи и как мастер монументально-эпического пейзажа, воспевшего природу Урала и Сибири, и как создатель историко-бытового жанра, показавшего древнюю Москву.

Родился в многодетной семье священника. В 1866 — 1872 А.М. Васнецов учился в Вятском духовном училище, т.к. дети священников обучались там бесплатно и это был единственный способ небогатой семьи дать детям образование.

В 13 лет А.М. Васнецов остался сиротой, но страсть к рисованию, проявившаяся очень рано, и пример старшего брата В.М. Васнецова позволили ему безошибочно определить своё призвание.

Первым его учителем был Э.Ф. Андриолли, живописец, сосланный в Вятку за участие в польском восстании 1863. Васнецов вспоминал его всю жизнь с благодарностью «не только за его уроки рисования, но и за то стремление к честности, свободе и справедливости», которые заложил в нём этот человек.

В 1872 А.М. Васнецов переехал в Петербург, где под руководством брата готовился к поступлению в Академию художеств и познакомился с И.Н. Крамским, И.Е. Репиным, В.В. Стасовым и др. передвижниками.

В 1875 вернулся в Вятку для сдачи экзаменов за курс реального училища, чтобы иметь право на поступление в академию, но подружился с сосланным Ф.Ф. Павленковым, для которого иллюстрировал книжки, увлёкся народническими идеями.

Сдав экзамен на звание учителя, уехал в с. Быстрину Орловской губ., рассчитывая посвятить жизнь просвещению народа.

Убедившись на собственном опыте в несостоятельности теорий народничества, в 1878 Васнецов уехал в Москву, к брату, с тем чтобы заниматься только искусством.

Много работая, Васнецов выставлял свои произведения на выставках передвижников. В 1883 пейзаж Васнецова «Серый денёк» приобрел для своей галереи М. Третьяков.

В 1880 — 1890 Васнецов много путешествовал по Северу и Уралу. Художник М.В. Нестеров писал о созданных Васнецовым в это время работах: «Аполлинарий был поэт-романтик. Никто, кроме него, так ярко не изобразил ландшафт моей родины, быстрых уральских рек, сибирской тайги».

В 1898 он отправился во Францию, Италию и Германию знакомиться с искусством этих стран и продолжал много работать.

В 1903 А.М. Васнецов был избран действительным членом Академии художеств. Его полотна «Кама», «Тайга», «Северный край», «Озеро» свидетельствуют о ярком таланте пейзажиста.

В конце XIX — нач. XX в. Васнецов создал полотна и рисунки, посвящённые истории Москвы. К этим работам его подтолкнуло не только любование «башнями, стенами и соборами», но и получение заказов на создание эскизов декораций для Большого театра в Москве и Мариинского театра в Петербурге.

А.Н. Бенуа писал о его исторических картинах: «Его виды старой Москвы, являющиеся в научном отношении очень верными иллюстрациями, драгоценны и в чисто художественном отношении».

Васнецов приобрёл известность как учёный-археолог и искусствовед: в 1900 стал членом Комиссии по сохранению древних памятников при Московском археологическом обществе, которое под разными названиями существовало до 1930; в 1918 — 1929 Васнецов был председателем Комиссии по изучению старой Москвы.

В последние годы жизни писал пейзажи. Последняя картина «Шум старого парка» (1926) — романтически грустный пейзаж, как бы подводящий итог непростой судьбы художника.

Васнецов А.М. на видео

Книги (2)

Великие художники. Том 61. Аполлинарий Михайлович Васнецов
Раздел библиотеки: Искусство

Автор текста: М. Гордеева.

Аполлинарий Васнецов, родной брат прославленного живописца Виктора Васнецова, в историю русского искусства вошёл как превосходный мастер лирического пейзажа и талантливый исследователь, воспевший облик старой Москвы.

В своих полотнах он запечатлевал не только архитектуру старого города, но и показывал уклад жизни, нравы и традиции его жителей.

Художник увлекался археологией, архитектурой, геологией, астрономией и большое внимание уделял научному исследованию истории своей страны.

Древняя Москва на полотнах Васнецова предстаёт перед зрителем реальным городом с его торговыми рядами, лавочниками, скоморохами, купцами.

Показы своих картин на выставках художник часто сопровождал специально подготовленными докладами, в которых подробно обосновывал изображённый на полотнах реконструированный облик столицы.

А научные статьи, подготовленные мастером для заседаний общества по изучению старой Москвы, и в наше время не утратили своей актуальности.

Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи
Раздел библиотеки: Рисование, живопись

В данном издании автор устанавливает и анализирует понятия, определяющие искусство живописи и одинаково применимые к оценке художественных произведений любой исторической эпохи.

В первой части книги рассмотрены общие тезисы живописи. Во второй части освещены тезисы живописи в современных автору проявлениях.

Предназначено художникам, искусствоведам, а также широкому кругу людей, интересующихся изобразительным искусством.

Добавить отзыв об авторе
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться