koob.ru

Пластов А.А.. Книги онлайн

Пластов А.А.

Аркадий Александрович Пластов (село Прислониха Симбирского уезда (ныне Ульяновская обл.), 1893 — село Прислониха, Ульяновская обл., 1972) — советский художник-живописец. Народный художник СССР (1962). Лауреат Ленинской премии (1966) и Сталинской премии первой степени (1946).

Родился в крестьянской семье, дед и прадед Пластова были иконописцами. Три года проучившись в сельской школе, в 1903 году Пластов поступил в Симбирское духовное училище. После училища он учился в Симбирской духовной семинарии, а в 1912 году решил получить художественное образование и уехал в Москву.

Сначала Пластов обучался в мастерской Ильи Машкова, а затем в Строгановском училище, где его учителями были Сергей Алёшин и Фёдор Федорковский.

В 1914 году Пластов поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, где занимался у скульптора Сергея Волнухина и живописцев Алексея Корина, Аполлинария Васнецова, Абрама Архипова, Алексея Степанова, Леонида Пастернака.

После Октябрьской революции в 1917 году Пластов уехал домой в деревню. Почти восемь лет он жил в Прислонихе, был секретарем сельсовета, трудился в поле вместе с односельчанами.

В 1920-х — начале 1930-х годов работал главным образом над политическими плакатами и иллюстрациями к произведениям русских писателей.

В 1931 году пожар уничтожил дом и всё имущество художника, в том числе все этюды и эскизы, что подтолкнуло Пластова сосредоточиться только на живописи, чтобы восполнить утраченные произведения.

В этот период художник выработал метод подробного и тщательного этюдирования всех частей и деталей картин, благодаря чему его эскизы быстро обрастали множеством рабочих этюдов, рисунков, набросков, в той или иной мере связанных с замыслами будущих полотен.

В 1935 году с успехом были впервые показаны в Москве картины Пластова «Стрижка овец», «На сенокосе», «Колхозная конюшня».

С тех пор он стал постоянным участником крупных художественных выставок. В 1937 году на выставке «Индустрия социализма» была показана картина Пластова «Колхозный праздник», принесшая автору славу.

Перед самым началом Великой Отечественной войны Пластовым был исполнен ряд больших композиционных акварелей, в том числе «Выборы комитета бедноты».

В годы Великой отечественной войны художник создал картину «Немец пролетел» (1942 год), потрясшую современников почти парадоксальным взглядом художника на сущность войны смерть мальчика посреди тихой красоты мирной природы.

В 1943 году это полотно висело в залах советского посольства в Тегеране во время проведения совещания лидеров СССР, США и Великобритании, на котором решался вопрос об открытии второго фронта.

В 1946 году картины Аркадия Пластова «Сенокос» и «Жатва» экспонировались на первой послевоенной Всесоюзной художественной выставке в Государственной Третьяковской галерее.

В 1946 году Пластов создаёт одно из самых лиричных своих полотен — «Первый снег». Ощущением радостной полноты жизни проникнута написанная в первые послевоенные годы картина «Едут на выборы» (1947 год).

Продолжают сельскую тему картины «Колхозный ток» (1949 год) и «Ужин трактористов» (1951 год). Последняя картина была экспонирована на выставке в Лондоне в 1958 году.

В 1953 — 1954 годах художник написал картины — «Юность» и «Весна». В это же время Пластов много работает над иллюстрациями к произведениям художественной литературы, в частности, к рассказам Льва Толстого «Холстомер» (1952 — 1954) и «Три смерти» (1953 — 1954), выполненные акварелью и гуашью.

Пластов трижды побывал в Италии, где посетил Рим, Венецию, Неаполь и Флоренцию. В 1956 и 1958 годах участвовал в Венецианской арт-биеннале.

Русской женщине, красоте материнства посвящает Пластов ряд своих произведений шестидесятых годов: «Солнышко» (1964 — 1966), «Из прошлого» (1969), «Мама» (1964).

В 1962 году Аркадию Пластову было присвоено звание народного художника СССР.  Живописец продолжал работать до самых последних дней жизни.

Сформировавшись как художник под влиянием передвижников и мастеров Союза русских художников, Пластов в своём творчестве продолжал и развивал традиции русской пленэрно жанровой живописи конца 19 — начала 20 века.

Его работам свойственна непринужденная простота композиции с расположением крупных фигур обычно на первом плане и мажорная яркость тёплых красок.

За свою творческую деятельность Пластов был награждён двумя орденами Ленина, Сталинской премией, Государственной премией РСФСР имени Ильи Репина, а также медалями.

Пластов А.А. на видео

Книги (1)

Великие художники. Том 78. Аркадий Александрович Пластов
Раздел библиотеки: Искусство

Автор текста: Т. Пластова.

Родители хотели видеть сына священником, и после трёх лет сельской школы он был отдан в Симбирское духовное училище. На испытательных экзаменах Аркадий получил отличные оценки по Закону Божьему и русскому языку и был зачислен в «приготовительный класс 1 разряда».

При училище имелся пансион, где и поселился десятилетний сельский мальчик на долгие пять лет. «Бурсой Помяловского» назовёт впоследствии Пластов это учебное заведение. Отрадой для него стало рисование.

Любовь ребёнка заметил надзиратель — художник-любитель, на просмотр к которому юный Аркадий носил свои первые акварельки — копии открыток и иконок.

На последнем курсе училища он отпускался раз в неделю в так называемый «Трудовой пункт» — рисовать гипсовые слепки. «Летом 1908, — вспоминал Пластов, — в село были приглашены иконописцы подновить и дополнить то, чем дед с отцом когда-то изукрасили нашу церквушку.

Общество поручило отцу руководство и надсмотр над работой богомазов. Вот тут-то и началось то пленение моё искусством, от которого я уже никогда не освободился...

Запах олифы, банки с красками, кургузые палитры с разноцветными кистями, саженные пророки и архангелы с радужными крыльями обступили меня кругом...

Как зачарованный, я во все глаза смотрел, как среди розовых облаков зарождался какой-нибудь красавец-гигант в хламиде цвета огня, и моё потрясённое сердце сжали спазмы неизъяснимого восторга, сладостного ужаса.

Тут же я тогда взял с отца слово, что он мне купит, как перейду в семинарию, вот таких же порошков, и я натру себе этих красных, синих, золотых, огненных красок и дальше буду живописцем и никем больше».

Добавить отзыв об авторе
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться