koob.ru

Ассман Алейда. Книги онлайн

Ассман Алейда

Алейда Ассман (нем. Aleida Assmann, 22 марта 1947, Гаддербаум, ныне Билефельд) — немецкий историк и культуролог.

Дочь евангелического священника и теолога Гюнтера Борнкамма. Изучала англистику и египтологию в университетах Гейдельберга и Тюбингена (1966–1972). В 1977 году защитила в Гейдельберге диссертацию по теории литературы. С 1993 года — профессор Констанцского университета. Приглашённый профессор в университетах Принстона, Хьюстона, Чикаго, Вены.

Ранние работы посвящены английской литературе и теории литературной коммуникации. В 1990-х годах перешла к проблематике культурантропологии и прежде всего — к теме культурной памяти.

Вместе с мужем, египтологом Яном Ассманом выступила редактором-составителем ряда сборников по истории культуры и культурной антропологии.

Член Берлинской академии наук (1998), член-корреспондент Академии наук в Гёттингене (1999), Австрийской академии наук (2001), член секции наук о культуре Леопольдины (2004). Почётный доктор университета Осло (2008).

Ассман Алейда на видео

Книги (4)

Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика
Раздел: Разное

В книге известного немецкого исследователя исторической памяти Алейды Ассман предпринята впечатляющая попытка обобщения теоретических дебатов о том, как складываются социальные представления о прошлом, что стоит за человеческой способностью помнить и предавать забвению, благодаря чему индивидуальное воспоминание есть не только непосредственное свидетельство о прошлом, но и симптом, отражающий культурный контекст самого вспоминающего.

Материалом, который позволяет прочертить постоянно меняющиеся траектории этих теоретических дебатов, является трагическая история XX века.

Забвение истории — одержимость историей
Раздел: Разное

Немецкий историк и культуролог Алейда Ассман — ведущая исследователь­ница политики памяти Европы второй половины XX века.

Её книга представляет собой своеобразную три­логию, посвященную мемориальной культуре позднего модерна.

В «Формах забвения» Ассман описывает взаимосвязь между памятью и амнезией в со­циальных, политических и культурных контекстах.

Во второй части трилогии («1998 — между историей и памятью») автор прослеживает, как Германия от забвения национальной истории переходит к одержимости историей, сконцентрированной вокруг национал-социализма.

Наконец, в «Истории в памяти» Ассман показывает, как на смену единому национальному нарративу XIX века приходят плюралистические и противоречивые подходы к прошлому в рам­ках «нового историзма XXI века».

Индивидуальные биографии, семейные истории, романы, музейные экспозиции, а также мемориальная архитектура и исторические реконструкции событий приобретают особую роль в обострении конфликтов (меж)поколенческой памяти.

Работы Алейды Ассман позволяют по-новому взглянуть на необратимые изменения, которые переживает западноевропейская культура после Второй мировой войны.

Новое недовольство мемориальной культурой
Раздел: Разное

Книга немецкого историка и теоретика культурной памяти Алейды Ассман полемизирует с все более усиливающейся в последние годы тенденцией, ставящей под сомнение ценность той мемориальной культуры, которая начиная с 1970–1980-х годов стала доминирующим способом работы с прошлым.

Поводом для этого усиливающегося «недовольства» стало превращение травматического прошлого в предмет политического и экономического торга. «Индустрия Холокоста», ожесточенная конкуренция за статус жертвы, болезненная привязанность к чувству вины — наиболее заметные проявления того, как работают современные формы культурной памяти.

Частично признавая обоснованность позиции своих оппонентов, Алейда Ассман пытается выстроить такую мемориальную перспективу, в которой ответственность за совершенные преступления, этическая готовность разделить чувство вины и правовые рамки, позволяющие услышать голоса жертв, превращали бы работу с прошлым в один из важных факторов сознательного движения к будущему.

Распалась связь времен? Взлет и падение темпорального режима Модерна
Раздел: Философия

В своей книге известный немецкий историк, исследователь исторической памяти и мемориальной культуры Алейда Ассман ставит вопрос о распаде прошлого, настоящего и будущего и необходимости построения новой взаимосвязи между ними.

Автор показывает, каким образом прошлое стало ключевым феноменом, характеризующим западное общество, и почему сегодня оказалось подорванным доверие к будущему.

Собранные автором свидетельства из различных исторических эпох и областей культуры позволяют реконструировать время как сложный культурный феномен, требующий глубокого и всестороннего осмысления, выявить симптоматику кризиса модерна и спрогнозировать необходимые изменения в нашем отношении к будущему.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться