koob.ru

Бобровский В.П.. Книги онлайн

Бобровский В.П.

Виктор Петрович Бобровский (24 июля (6 августа) 1906 года, Симферополь — 24 мая 1979, Москва) — советский музыковед, музыкальный педагог. Доктор искусствоведения, доцент, старший научный сотрудник. Один из основателей функциональной школы в современном музыкознании, создатель функциональной теории музыкальной формы, переменности её функций (композиционное отклонение, модуляция, эллипсис), позволившей объяснить многие нетиповые формы в музыке эпохи романтизма и XX века.
Первоначальное музыкальное образование получил в Симферопольском музыкальном училище. Во время обучения в училище в течение года также учился на математическом факультете Симферопольского университета. В 1925–1930 годах обучался в Московской консерватории по классу фортепиано у Фёдора Кёнемана. В это же время посещал занятия Музыкально-научно-исследовательского отделения Московской консерватории (МУНАИС), где преподавали Георгий Конюс, Михаил Гнесин, Александр Кастальский, Николай Гарбузов, Константин Кузнецов, Надежда Брюсова и другие.
В 1931–1942 годах преподавал игру на фортепиано и теоретические предметы в Воронежском музыкальном училище. В 1935–1936 годах был председателем правления Воронежского отделения Союза композиторов СССР. В 1936–1941 годах учился на теоретическом отделении Центрального заочного музыкально-педагогического института в классе Виктора Цуккермана в Москве. С началом Великой Отечественной войны в 1941 году прервал обучение. С августа 1942 года по январь 1943 года находился в оккупации. В 1943–1945 годах служил рядовым на 3-м Украинском фронте — работал организатором красноармейской самодеятельности, не принимал участия в военных действиях. По окончании войны в 1946–1949 годах продолжил работу в Воронежском музыкальном училище.
В 1949 вернулся в Москву и до 1952 года преподавал в детской музыкальной школе. В 1953 году защитил кандидатскую диссертацию «Сонатная форма в русской классической программной музыке» в Московской консерватории.
В 1949 году по рекомендации Виктора Цуккермана начал работать в Московской консерватории. Здесь он вёл музыкально-теоретические предметы и спецкурс анализа музыкальных произведений, руководил дипломным и диссертационными исследованиями, писал критические статьи и научные труды. В 1954–1963 и в 1972–1978 годах также преподавал в ГМПИ им. Гнесиных, где вёл совместно с другими педагогами спецкурс анализа музыкальных произведений и индивидуальный класс, читал факультативный курс лекций по функциональному анализу.
В 1970 году параллельно с преподавательской работой начал работать во ВНИИ искусствознания, где до 1979 года был старшим научным сотрудником сектора истории музыки народов СССР. В 1970 же году в связи с вышедшим запретом на работу по совместительству был отстранен от преподавательской деятельности в Московской консерватории в середине семестра. По просьбе студентов, аспирантов и других преподавателей дочитывал свой экспериментальный курс в музее-квартире Гольденвейзера.

Книги (1)

Функциональные основы музыкальной формы
Раздел библиотеки: Музыка

Автор настоящей книги ставит перед собой цель: осветить как уже известное, так и мало изученное в теории форм на основе единого функционально-процессуального ее понимания. Вместе с тем представлялось необходимым ограничить материал исследования. В нем рассматриваются процессы формообразования инструментальной музыки, типичные для развитого гомофонно-гармонического стиля в условиях централизованного тонального и тематического мышления.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться