koob.ru

Объясняя религию. Природа религиозного мышления

Автор книги: Буайе Паскаль | Раздел библиотеки: Религии мира

Откуда берется стремление верить в высшие силы? Как возникают религиозные представления, и отчего вера продолжает играть столь важную роль в жизни человека XXI века?

Книга французского антрополога Паскаля Буайе описывает феномен религии с позиций эволюционной психологии. Подоплеку верований и религиозных обрядов ученый находит в принципах работы человеческого сознания. Одну за другой он опровергает распространенные «теории» происхождения религии — она возникла, чтобы объяснять непонятные природные явления и личные переживания, она утешает, она обеспечивает общественный порядок — и раскрывает перед читателем удивительные особенности устройства нашего разума.

Источник книги: https://vsenauka.ru

Комментарии читателей

Димулька / 23.02.2022"Объясняя религию: природа религиозного мышления"

Шедевр не лишенный нареканий

На днях закончил данную книгу «первого классика антропологии 21 века». И она мне понравилась. Не могу сказать, что с художественной точки зрения эта книга оказалась лучше «Многообразия религиозного опыт», но с точки зрения развития научной мысли о религии - это концентрат научного опыта от Канта и Гегеля до Элиаде и Юнга. Блестящее обобщение! Я считаю, что именно к этому почти 250 лет шли ученые мужи в своих религиоведческих и философских штудиях. Одним словом, мистер Пинкер может быть спокоен за свою задницу.

Обычно на этом моменте я перехожу к недостаткам книги, однако, я заметил, что из-за этого позитивные особенности книги остаются в тени. Поэтому сейчас я перечислю достоинства книги и только потом недостатки.

I. Разрушение стандартных мифов о природе религии.
Как часто мне приходится слышать: «Религию создали, чтобы управлять народами!» - или: «Религию придумали от незнания естественных процессов!» - или: «Религия помогает объединиться против врагов» - и прочие мифы, которые люди усвоили от апологетов диамата и научного атеизма и до сих пор повторяет, хотя даже беглое знакомство со священными текстами и историей религиозных течений не подтверждает ни один из них. Спасибо Паскалю Буайе за то, что написал книгу, в которой детально показал, что пусть религия и связан с обществом, незнанием и властью, все же родилась она не от них и дело обстоит намного тоньше.

II. Эволюционный подход.
К сожалению, мне приходилось встречать религиоведов, которые при вопросах о применение эволюционного подхода к предмету их исследования выдавали снисходительную улыбку. В данной книги такого не найти. Автор исходит из того, что в мире мемов идет естественный отбор и «выживание» мемов влияет и на биологический естественный отбор у homo sapiens.

III. Религиозная децентрализация.
Если Джеймс и Отто были в значительной степени христианоцентричны, то Буайе концентрируется на когнитивных механизмах, показывая, что одни и те же мыслительные процессы создают и культ предков и шаманские путешествия духа и сложную доктрину о Троице и даже уголовное право и, вопреки бытующему представлению, общую теорию относительности.

IV. Последовательность изложения.
Часто при чтении одной главы, я задавался вопросами вроде: «Хорошо, очень хорошо, но как с этой точки зрения объяснить то-то и то-то». И в следующей главе получал ответ. По таким вещам сразу чувствуешь, насколько глубоко продумана книга.

Теперь же расскажу про недостатки.

I. Много формы, мало содержания.
Часто Буайе подходит формально к вопросу о происхождении тех или иных моментов религиозной жизни. Например, в четвертой главе он рассказывает о связи хищников и духов, но так сухо, что приходится вспоминать отрывки из «Священного» про места, с которыми что-то неладно и дальнейшие размышления Отто, чтобы картина выстроилась полностью. В общем, хоть автор и говорит о важности связи эмоций и религиозных представлений, он мало погружается в материю эмоций и мне приходилось часто обращаться к личному религиозному опыту, чтобы оценить, насколько эти связи достоверны.

II. Многое остается за кадром.
Жажда сакрального, личная духовная эволюция и «наследственная изменчивость» религиозных идей, фанатичный аскетизм и религиозные идеи, которые уже никого не волнуют – все это и даже немного больше, к сожалению, не входит в содержание книги Буайе из-за чего анализ выглядит однобоким.

III. Религиозная жизнь нерелигиозных людей даже не предполагается.
Еще в начале 20 века было замечено, что некоторые неверующие люди относятся к своим идеям с религиозным пиететом. Это лишь вершина айсберга. Я считаю, что у атеистов, агностиков и просто вольных философов есть своя, внедоктринальная, духовная жизнь. Также она есть и у людей, которые переходят из одного учения в другое. Опыт их всех важен, если мы хотим понять те когнитивные механизмы, которые создают религиозную веру. К сожалению, в «Объясняя религию» об этих моментах даже не упоминается.

В итоге.

Мы имеем прекрасную книгу, которая дает очень важный инструментарий и багаж фактов для понимания того, как современные когнитивные ученые понимают основные элементы религии и причины их возникновения. И хотя ее можно читать сразу, все же я бы посоветовал перед прочтением ознакомиться с трудами Джеймса, Фрезера и Элиаде, чтобы получить от ее прочтения максимум.
Добавить отзыв о книге
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться