koob.ru

Кантор В.К.. Книги онлайн

Кантор В.К.

Владимир Карлович Кантор (22 декабря 1945, Москва) - русский писатель, литературовед, доктор философских наук (1988), ординарный профессор философского факультета Высшей школы экономики в Москве (НИУ-ВШЭ).

Сын К. М. Кантора и брат М. К. Кантора. Окончил филологический факультет Московского государственного университета (1969), затем аспирантуру Института истории искусств (1973). С 1974 года работает в журнале «Вопросы философии», в настоящее время входит в редколлегию. С 2003 г. — профессор философского факультета Научного Исследовательского Университета - Высшая Школа Экономики (НИУ-ВШЭ).

Литературная стипендия фонда Генриха Бёлля (1992). По версии известного французского журнала Le Nouvel Observateur (2005) В.Кантор входит в список двадцати пяти крупнейших мыслителей современного мира („25 grands penseurs du monde entier“). Лауреат премии «Золотая Вышка» (2009) НИУ-ВШЭ за достижения в науке.

Кантор В.К.. Аудио книги Кантор В.К. на видео

Книги (5)

Крушение кумиров, или Одоление соблазнов
Раздел библиотеки: Философия

Становление философского пространства в России.

В книге В.К.Кантора ««Крушение кумиров», или Одоление соблазнов» исследуются проблемы, поднимавшиеся в русской мысли в середине XIX века, когда в сущности шло опробование и анализ собственного культурного материала (история и литература), который и послужил фундаментом русского философствования.

Рассмотренная в деятельности своих лучших представителей на протяжении почти столетия (1860-1930-е годы), русская философия изображена в работе как явление высшего порядка, относящаяся к вершинным достижениям человеческого духа.

Любовь к двойнику. Миф и реальность русской культуры
Раздел библиотеки: Философия

Книга Владимира Кантора, писателя и философа, доктора философских наук, ординарного профессора НИУ-ВШЭ, члена редколлегии журнала «Вопросы философии», известного историка русской мысли, составлена из статей, публиковавшихся в течение последних десяти лет в разных сборниках и журналах.

Вместе с тем все они подчинены решению одной проблемы — выяснению взаимоотношения мифа и реальности в русской культуре.

В.Кантор рассматривает такие мифы, как «Москва — третий Рим», миф двойничества, миф «народная правда», миф «Серебряный век», миф «безымянная Русь» и пытается показать реальность, стоящую за этими мифами.

На взгляд автора, главная задача исследователя, да и просто мыслящего человека — пробиться сквозь пелену иллюзий, составляющих интеллектуальное пространство, в котором всегда живет общество. Поэтому задача эта остается актуальной во все времена.

Русская классика, или Бытие России
Раздел библиотеки: Философия

Второе издание книги Владимира Кантора — известного писателя, доктора философских наук, ординарного профессора НИУ ВШЭ, историка русской культуры — «Русская классика, или Бытие России».

Первое издание вышло девять лет назад, разошлось в течение недели, так что второе издание необходимо.

Автор исходит из давно проводимой им идеи, что только имеющая высокую классику культура бытийствует в высшем смысле этого слова. Есть культуры этнографические — не более чем материал для полевого исследования археолога или культуролога, и есть культуры, созидающие духовную жизнь человечества.

Сам факт наличия высокой классики, которая творит свою страну для мира, позволяет преодолеть не только пространственные, но и историко-временные границы и сохранить такую культуру как событие мирового значения. Уточняя и развивая свою мысль, автор значительно переработал свою книгу.

Русский европеец как явление культуры
Раздел библиотеки: Философия

Философско-исторический анализ.

Книга является продолжением напечатанного издательством и вызвавшего большой интерес исследования известного писателя и историка русской культуры, доктора философских наук, профессора Владимира Кантора " «...Есть европейскаядержава». Россия: трудный путь к цивилизации. Историософские очерки" .

Вместе они составляют своего рода дилогию. На взгляд автора, европеизация не константа, а процесс, и сегодня любая из европейских стран без постоянных усилий, направленных на собственное самосовершенствование, может отказаться от базовых ценностей европейско-христианской культуры.

Взгляды крайних западников и славянофилов, отрицающих возможность европейского «самостоянья» России, по сути дела совпадают со взглядами ее ненавистников на Западе, утверждающих, что русские являются «варварами» и «гуннами». Против этого утверждения направлена данная книга автора. В ней показано, как складывался тип русского европейца, подлинного строителя великой России.

В книге также рассмотрены как иллюзии и катастрофы антиевропеизма, так и глобальный европейский кризис XX века в контексте размышлений русских европейцев.

Санкт-Петербург. Российская империя против российского хаоса
Раздел библиотеки: Философия

Автор рассказывает о поисках русской культурой возможности построить имперскую идеологию, то есть идеологию, опирающуюся на идею общего блага для всех народов, населяющих Империю. На большом философско-литературном материале автор предлагает свое понимание развития России и русской культуры в течение последних двух столетий. Особое внимание уделяется пушкинскому представлению о роли Петербурга в русской истории.

В этом контексте заново прочитываются петербургский текст и творчество Пушкина, концепции Радищева и Тютчева, Вл.Соловьева и Достоевского, Л.Толстого и Каткова, спор о судьбе двух столиц, роль православия в решении Россией имперских задач, тема национализма как причины, повлекшей за собой гибель имперских структур сначала в сознании, а затем и в реальности.

Комментарии читателей

ивин / 9.05.2020 51. УРОКИ САМОПОЗНАНИЯ
Владимир Кантор пошел по проторенному, надежному пути: свою первую книгу («Два дома», М., «Советский писатель». 1985) основал на опыте и впечатлениях, полученных в детстве и в отрочестве. «Два дома» – книга о духовном становлении личности. Но и «проторенный» путь у каждого писателя свой.

Трудно даже спервоначалу разобраться, кто есть кто и кто с кем в каких отношениях, - настолько сразу, без предисловий автор окружает нас антагонистами, окунает в атмосферу семейных разногласий (повесть «Два дома») между «мещанским» домом, который представляет мать, бабушка Настя и дед Антон, и «профессорским», где заправляет бабушка Лида (Лидия Андреевна Обручева), отец и его «интеллигентные» друзья. Борис – дитя мезальянсного брака, ранимая душа, очевидец скандалов и ссор, ранний книжник, «двух станов не боец», - доведен этими распрями до того, что хочет уйти из дома. Он не уходит, нет, но и заболеть – это ведь тоже выход из кризисной ситуации. Попробуйте-ка устоять, когда мать на ваших глазах в ярости разбивает портрет свекрови, а в это время входит отец.

Умно, тонко и обстоятельно повествует автор и об отношениях Бориса со сверстниками в повести «Я другой», о его честолюбивых мечтах, высоких порывах и мальчишеских комплексах, о первой дружбе и первой любви.

Установки автора ясны, хотя и вызывают подчас острое раздражение, - предельно точно, конкретно, в полном объеме изобразить душевные движения героя, детали его быта, словом – в с е о нем. Задача непосильная и заранее неплодотворная. Потому что при этом подходе частности способны оттеснить, затушевать главное. Я приведу лишь фразу, и вы поймете, каким щедрым навалом высыпает он свои пояснения, уточнения, подробности. «Когда я жил у нее (у бабушки Насти. – А.И.), мы раз в две недели ходили в районную библиотеку менять книги, чтобы потом, дома, в жарко натопленной комнате, за плотно притворенной дверью, под большим красным абажуром, в домашней одежде, поставивши перед собой книжку, зачерпывать ложкой мясной суп или пробивать чайной ложечкой твердую коричневатую корочку тянучки и, слизывая с ложки сладкую, расплывающуюся во рту массу, запивая ее чаем, переворачивать страницу за страницей, часами». При почти полном отсутствии сюжетных движений (все они прерываются рефлексиями героя или подменяются прямыми характеристиками автора) такой стиль производит впечатление долгоиграющей, но заезженной пластинки, когда так и хочется подтолкнуть иглу, чтобы узнать, о чем же нам споют дальше. Думается, что этот недостаток – от неотобранности и обилия жизненного материала, который автор попытался полностью втиснуть в свои повести. Они, безусловно, не для любителей детективов, где герои много действуют и мало размышляют. Мысль, психоанализ, духовное начало, высшие устремления поставлены в них во главу угла, повествование пестрит литературными цитатами, да и сам герой пишет роман под названием «Я».

Что они, эти писатели, - кроме как о себе, больше ни о чем и писать не могут?! – с негодованием воскликнет читатель. Могут. Но девиз «Познай самого себя» имеет первостепенное значение в начале творческого пути. Пожелаем же Владимиру Кантору успеха в этом самопознании и выразим надежду, что оно приведет его к расширению его творческого диапазона.

Долгий путь нравственных и духовных, донкихотских испытаний проходит главный герой дилогии Борис Кузьмин, прежде чем заявить в конце книги: «Главное – всегда и во всем быть честным с самим собой. Понять самого себя. А тогда уж все остальное приложится». Ясно, что это заявление одновременно и творческое кредо молодого писателя.
Алексей ИВИН

(рецензия не публиковалась)

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться