koob.ru

Данилова И.Е.. Книги онлайн

Данилова И.Е.

Ирина Евгеньевна Данилова (17 февраля 1922 — 28 декабря 2012) — советский и российский искусствовед, историк и теоретик искусства, автор многих книг по искусству Средних веков, Возрождения и Древней Руси, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР (1982), музейный работник и педагог. В течение многих лет работала заместителем генерального директора Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина по научной работе.

. Училась в Московском государственном университете, в 1945 году окончила отделение искусствоведения исторического факультета МГУ.

После этого Ирина Данилова была принята в аспирантуру при Институте истории искусств АН СССР. В 1951 году она защитила кандидатскую диссертацию по теме «Дионисий и его творчество. К вопросу об искусстве Москвы периода образования Русского государства».

С 1947 по 1967 год Ирина Данилова преподавала в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшем Строгановском) — сначала в должности преподавателя, а затем доцента и исполняющей обязанности профессора кафедры истории искусств.

С 1967 года Ирина Данилова работала в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГМИИ). Более 30 лет, с 1967 по 1998 год, она была заместителем директора ГМИИ по научной работе, а в 1998–2010 годах работала главным научным сотрудником-консультантом директора ГМИИ. Кроме этого, с 1992 по 2011 год она работала главным научным сотрудником Института высших гуманитарных исследований при Российском государственном гуманитарном университете, а также была членом бюро Комиссии по проблемам культуры Возрождения при Научном совете по истории мировой культуры Российской академии наук.

По книге «Итальянская монументальная живопись. Раннее Возрождение», выпущенной в 1970 году, Ирина Данилова защитила докторскую диссертацию и получила учёную степень доктора искусствоведения.

Многие научные труды Ирины Даниловой связаны с искусством Средних веков и Возрождения. Отдельные монографии посвящены творчеству художников Джотто, Боттичелли, архитекторов Брунеллески, Альберти и других.

В 1982 году Ирине Даниловой было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Книги (4)

Искусство средних веков и Возрождения
Раздел: Искусство

Сборник представляет собой зеркало научных интересов, стремлений и достижений отечественного искусствоведа Ирины Евгеньевны Даниловой.

Все статьи (кроме одной) посвящены искусству византийскому, древнерусскому и итальянскому эпохи раннего Возрождения. Особенность работы в том, что автор сопоставляет искусство европейского Востока и Запада, средних веков и Возрождения и одновременно противопоставляет их друг другу. При этом, пафос исследований Ирины Евгеньевны направлен на то, чтобы четко отграничить средневековую культуру от культуры ренессансной.

Особое внимание уделено иконографии.

В сборник вошли такие статьи, как: «О соотношении слова и изображения в византийской живописи», «О Ферапонтовских росписях Дионисия. К проблеме синтеза искусств», «О категории времени в живописи Кватроченто», «Портрет в итальянской живописи Кватроченто» и многие другие.

Итальянский город XV века: реальность, миф, образ
Раздел: Искусство

Итальянский город XV в. рассматривается как культурный и эстетический феномен (как культурная модель в аспекте её самоосознания и самоописания).

В книге три раздела. В первом речь идёт о Флоренции — самом характерном городе Возрождения, увиденном глазами современников; о её исторической реальности и желаемом, идеальном образе. Второй раздел — город во флорентийском изобразительном искусстве XV в., город глазами художников. В третьем разделе речь идёт о воображаемых, идеальных городах в архитектурных трактатах XV в.: Альберти, Филарете, Франческо ди Джорджио Миртини.

Оппозиции, лежащие в основе концепции книги, рассматриваются как отражение противоречивости мировидения эпохи раннего Возрождения, отнюдь не гармонического, но драматичного.

Для специалистов и широкого круга читателей.

Образ-смысл в античной культуре
Раздел: Искусство

Сборник посвящен различным культурным аспектам античной эпохи.

Слово и зримый образ в европейской живописи от Средних веков до XX века
Раздел: Искусство

Наиболее адекватной способностью озвучивать изображение, переводить его на словесный язык, обладает жест. Жест таит в себе две различных и, в сущности, противоположных возможности: он может служить непосредственной заменой слов, безмолвным способом передачи словесной информации; в то же время каждый жест неизменно воплощается в движении, и в этом своем качестве он приобретает самостоятельный пластический смысл, переходя в позу; поза может и не заключать в себе непосредственного словесного эквивалента.

Оба эти аспекта — грамматика жеста и его пластика — сосуществуют в сложном соотношении и по-разному проявляются как в жизни, так и в искусстве. Жест может обладать большей словесно-информационной нагрузкой или, напротив, содержать в себе меньшее или нулевое словесное сообщение, становясь жестом в себе — то есть чистой позой, чистым движением.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться