koob.ru

Джотто ди Бондоне. Книги онлайн

Джотто ди Бондоне

Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone; 1266 или 1267, Виккьо — 8.01.1337, Флоренция) — итальянский художник и архитектор, основоположник эпохи Проторенессанса.

Одна из ключевых фигур в истории западного искусства. Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства.

Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Джотто — фигура поистине знаковая для искусства всего мира.

С его «легкой руки» произошло изменение плоскостного восприятия, характерного для византийской иконописи, на объёмное видение.

Он стал основоположником итальянской школы живописи и по праву считается одним из первых художников, начавших использовать новые способы изображения пространства.

Этот мастер заложил основы Проторенессанса, а его произведения вдохновили таких известных и талантливых художников более позднего времени, как Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буонаротти.

До недавнего времени существовали споры о дате рождения художника и его происхождении. В трудах Вазари указано, что он родился в 1276 году в семье крестьянина по имени Бондоне.

В другой версии он родился во Флоренции и принадлежал к приходу церкви Санта Мария Новелла, на что указывают некоторые документы этого города той эпохи.

По этой истории, его отцом был кузнец. Недавно обнаруженные документы подтверждают дату рождения художника в 1266 году, в городке Веспигниано, сейчас носящем имя Виккьо, недалеко от Флоренции.

Существует много легенд о том, как он стал художником, но все они были сочинены после его смерти и мало походят на реальные истории. Также критике подвергается и рассказ Вазари о том, что Джотто был учеником Чимабуэ.

Так как он писал свои «Жизнеописания» через триста лет после смерти персонажа, сложно утверждать, что его слова на 100% являются правдой.

В 1301 году художник приобрёл дом во Флоренции и женился, чему имеются документальные подтверждения.

Одними из самых ранних известных произведений мастера считаются фрески церкви святого Франциска в Ассизи. Так как там имеется очень большой объём работ, выполненных примерно за два года, невозможно утверждать, что все они принадлежат кисти одного только Джотто.

Безусловно, здесь работало несколько мастеров, но целостность замысла и общий стиль исполнения наводят на мысль, что трудились они под руководством мастера и по его плану.

Одним из самых известных произведений художника считается Капелла дель Арена в Падуе, ему даже приписывается её создание как архитектору. Точно известно, что под его руководством расписывался неф, а живопись на стенах апсиды относится к его школе и выполнена примерно на 12 − 15 лет позже.

Утверждать о несомненном авторстве Джотто позволяет документальное свидетельство современника событий. Фрески капеллы дают нам понимание того, насколько художник опередил своих современников. Они размещены в точном соответствии с геометрией помещения и уровнем его освещения.

Особый талант мастера проявился в использовании композиции и начатков пространственного и перспективного видения. Считается, что с 1315 по 1318 годы художник находился при папском дворце в Авиньоне, где испытал серьёзное влияние местного стиля живописи.

После возвращения он расписал стены капеллы Перуцци и капеллы Барди в церкви Санта Кроче (Святого Креста) во Флоренции. Наряду с традиционной живописью аль фреско (по сырой штукатурке) использовалась техника секко (по сухой, предварительно увлажнённой штукатурке). Из-за этого часть красочного слоя плохо сохранилась.

В последние годы жизни художник был придворным художником в Неаполе, при дворе короля Роберта Анжуйского.

В 1334 году он получил звание главного архитектора Флоренции. Он и его ученики работали над фресками в капелле святой Магдалины, ездили в Милан для создания фресок Аццоне Висконти.

Умер Джотто сразу после возвращения из этого города, в 1337 году, похоронен в Санта-Мария-дель-Фьоре. Из его восьмерых детей двое пошли по стопам отца, но даже не приблизились к его уровню мастерства.

Джотто ди Бондоне на видео

Книги (1)

Великие художники. Том 74. Джотто ди Бондоне
Раздел библиотеки: Искусство

Автор текста: С. Королева.

В истории изобразительного искусства Западной Европы имя Джотто стало символом обновлённой живописи.

Этот художник первым отказался от большинства принципов византийской иконографической традиции (которая в то время господствовала в Центральной Италии), наделяя свои сюжеты элементами реалистичности и материальности.

Именно у него живописные произведения перестали являться вспомогательным материалом к пониманию Священного Писания, каждое из них оказалось полноценным рассказом о библейском событии, в котором действуют живые люди с настоящими эмоциями.

Яркая личность средневекового художника и архитектора, а также его склонность к новаторству предопределили грядущие достижения Ренессанса и оказали огромное влияние на последующие поколения великих мастеров кисти.

Добавить отзыв об авторе
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться