koob.ru

Эдгар Дега. Книги онлайн

Эдгар Дега

Илер-Жермен-Эдгар де Га или Эдгар Дега (Edgar Degas; 19.07.1834, Париж — 27.09.1917) — французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения.

В 1855 г. поступает в Школу изящных искусств в Париже в класс французского художника Ламота, сумевшего воспитать в своём ученике глубокое
уважение к творчеству великого французского живописца Ж.Д. Энгра.

Но в 1856 г. неожиданно для всех Э. Дега бросает учёбу и уезжает на два года в Италию, где с большим интересом изучает работы великих мастеров XVI в. и Раннего Возрождения.

Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856 − 1857, Лувр, Париж; рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жёсткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание).

Вернувшись в Париж, Э. Дега обращается к исторической теме, но в отличие от салонной живописи тех лет отказывается от идеализации античной жизни, изображая её такой, какой она могла бы быть на самом деле («Спартанские девушки вызывают на состязание юношей», 1860, Институт Варбурга и Курто, Лондон).

Движения человеческих фигур на полотне лишены изысканной грации, они резки и угловаты, действие разорачивается на фоне обычного повседневного пейзажа.

В 1860-е гг., копируя старых мастеров в Лувре, Эдгар Дега знакомится с Эдуардом Мане, с которым его сближает общее неприятие академического салонного искусства.

Э. Дега больше интересовался современной жизнью во всех её проявлениях, нежели вымученными сюжетами выставленных в Салоне картин. Не принимал он также и стремление импрессионистов работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана.

Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э. Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин, используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон).

Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет, изображая, например, лицо, разделённое прожектором на две части: освещённую и затенённую («Кафешантан в «Амбассадёр», 1876 − 1877, Музей изящных искусств, Лион; «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж).

Появление фотографии дало художнику опору в поисках новых композиционных решений своих картин, но в полной мере оценить это изобретение Эдгар Дега смог только в 1872 г. во время пребывания в Северной Америке.

Итогом этого путешествия стал «Портрет в хлопковой конторе» (1873, Музей изящных искусств, По), композиция которого производит впечатление случайного репортажного снимка.

Вернувшись во Францию, Э. Дега с головой уходит в работу, посещает танцевальные классы в Опере, где его беспристрастный и цепкий взгляд художника наблюдает за тяжелейшим трудом балерин.

Хрупкие и невесомые фигурки балерин предстают перед зрителем то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха.

Кажущаяся безыскусность композиции и не заинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни («Танцевальный класс», 1873 − 1875; «Танцовщица на сцене», 1878 — обе в Музее Орсэ, Париж; «Танцовщицы на репетиции», 1879, МГИИ, Москва; «Голубые танцовщицы», 1890, Музей Орсэ, Париж).

Та же отстранённость наблюдается у Э. Дега и в изображении обнажённой натуры. Женщины на его полотнах лишены тепла, но от этого они не становятся менее привлекательными и волнующими.

В середине 1880-х гг. Эдгар Дега начинает использовать пастель. Причиной этому явился прогрессирующий конъюнктивит, которым художник заболел, находясь на военной службе в качестве добровольца при осаде Парижа.

Именно в это время он создаёт свои знаменитые изображения обнажённой натуры. Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом («После ванны», 1885, частное собрание).

Эти восхитительные работы были показаны на восьмой, последней выставке импрессионистов в 1886 г. В своих поздних работах, напоминающих праздничный калейдоскоп огней, Э. Дега был одержим желанием передать ритм и движение сцены.

Одна из излюбленных тем Э. Дега — изображение лошадей перед стартом. Для того чтобы лучше передать нервное напряжение людей и животных в этот ответственный момент, он часто посещал скачки в Лоншане и впитывал в себя азартную атмосферу соревнований («Скаковые лошади перед трибуной», 1869 − 1872; «На скачках», 1877 − 1880 — обе в Музее Орсэ, Париж; «Жокеи перед скачками», 1881, Художественный музей Барбера, Бирмингем).

Художник никогда не был женат и не имел детей. Потеряв зрение в 1908 г., он вынужден был отказаться от занятий живописью и последние годы провёл в глубоком одиночестве.

Эдгар Дега на видео

Книги (1)

Великие художники. Том 25. Эдгар Дега
Раздел библиотеки: Искусство

Автор текста: М. Гордеева.

Эдгар был способным учеником и хотя не блестяще, но успешно окончил школу.

Из школьных предметов ему особенно нравились история и латынь, однако больше всего на свете он любил рисовать.

Увлечение юноши поддерживал отец, которого искусство интересовало гораздо больше, чем финансы.

Поэтому Эдгар, окончив лицей Людовика Великого (1845 – 1852) почти сразу же устроился в Лувр копировщиком.

Однако, будучи старшим сыном, Дега должен был пойти по стопам отца.

Поэтому на следующий год молодой человек, чтобы порадовать родителя, поступил на факультет права Парижского университета.

Достаточно скоро, одержимый искусством, он окончательно решил стать художником и благодаря своему упорству добился у отца разрешения обучаться живописи.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться