koob.ru

Эдуард Мане. Книги онлайн

Эдуард Мане

Эдуард (Эдуар) Мане (Edouard Manet; 23.01.1832, Париж — 30.04.1883, Париж) — французский живописец, гравёр, один из родоначальников импрессионизма.

В 1850 — 1856 гг. учился в Школе изящных искусств у Т. Кутюра, где копировал произведения мастеров итальянского Возрождения и XVII в. (Тициан, Д. Веласкес, Ф. Хале и др.), а также Ф. Гойи и Э. Делакруа.

В ранних работах Мане (конец 50-х — начало 60-х гг. XIX в.), составляющих галерею человеческих типов и характеров,

Мане старается сочетать правдоподобие с романтизацией внешнего облика модели («Любительница абсента», 1859 г.; «Лола из Валенсии», 1862 г.).

Используя традиционные мотивы, художник наполняет их новыми приёмами и техниками.  Такова композиция «Завтрак на траве» (1863 г.) — тема, навеянная «Сельским концертом» Джорджоне.

«Олимпия» (также 1863 г.) служит примером изображения под видом мифологической героини парижанки середины XIX в.

Живопись Мане на протяжении 60-х гг. постепенно становится более светлой, однако в ней сохраняются, и даже усиливаются контуром, контрасты между тёмными и светлыми зонами.

В эти годы Мане часто обращается к эпизодам современной истории. Таковы «Казнь императора Максимилиана» (1867 г.), «Расстрел коммунаров» (1871 г.).

Но в первую очередь внимание Мане к современной жизни проявляется в сценах, словно выхваченных из её будничного течения («Завтрак в мастерской», «Балкон», обе 1868 г.), а также в портретах (например, Э. Золя, 1868 г.). В заурядных жизненных ситуациях живописец ищет красоту и гармонию.

Предвосхитив своим искусством возникновение импрессионизма, Мане сконца 60-х гг. сближается с его мастерами (Э. Дега, К. Моне, О. Ренуар) и с начала 70-х гг. переходит к пленэрной живописи.

Ряд произведений, такие, как «Аржантей», «Моне и госпожа Моне в лодке» (оба 1874 г.), несут в себе черты этого метода.

В суете городской жизни Мане выбирает наиболее характерные моменты («Бал-маскарад в Опере», 1873 г.; «Нана», 1877 г.).

Но самым значительным произведением Мане по праву считается «Бар „Фоли-Бержер“» (1881 — 1882 гг.), где, подобно Веласкесу, Мане затевает в композиции игру с зеркалом. За спиной задумчивой барменши — призрачная кутерьма, отражённая в стекле.

В 70-х гг. Мане много работает над портретами, пишет натюрморты и пейзажи, выступает как рисовальщик, мастер литографии и офорта.

Эдуард Мане на видео

Книги (1)

Великие художники. Том 27. Эдуард Мане
Раздел библиотеки: Искусство

Автор текста: М. Гордеева.

Во французском искусстве второй половины XIX века важную роль сыграл импрессионизм.

Именно с этим направлением связаны те новации в живописи 1860 — 1880-х, без которых дальнейшее её развитие представить невозможно.

Возникновение импрессионизма было обусловлено стремительной эволюцией мирового искусства и прежде всего творческими исканиями таких мастеров, как Эжен Делакруа, Гюстав Курбе, Оноре Домье и Камиль Коро.

Особую роль в его становлении сыграла деятельность Эдуарда Мане, которому удалось привлечь всеобщее внимание к новым художественным приёмам и идеям.

Творчеством этого живописца заканчивается период главенствования традиционного официального искусства и начинается время нового — с иными целями и языком.

Добавить отзыв об авторе
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться