koob.ru

Элиас Норберт. Книги онлайн

Элиас Норберт

Норберт Элиас (Norbert Elias; 22.06.1897, Бреслау, Германская империя — 1.08.1990, Амстердам, Нидерланды) — немецкий социолог, позднее сменивший гражданство на британское. Особенно известен своей теорией цивилизации.

Норберт поступил в классическую гимназию в 1903 году. После получения аттестата зрелости (абитурного свидетельства) в 1915 году записался добровольцем в германскую армию, воевавшую в это время в Первой мировой войне.

Сначала был отправлен в качестве связиста на Восточный фронт, затем переведён на Западный.

После нервного срыва в 1917 году был признан непригодным к воинской службе и отправлен в Бреслау в качестве санитара.

В тот же год Элиас поступил в университет Бреслау и начал изучать философию, психологию и медицину.

По одному семестру в 1919 и 1920 годах он отучился в университетах Гейдельберга (где посещал лекции Карла Ясперса и курс Генриха Риккерта) и Фрайбурга (где посещал курс Эдмунда Гуссерля).

Он бросил занятия медициной в 1919, после сдачи переводного экзамена. В 1924 году он защитил PhD диссертацию, называвшуюся «Идея и Индивид» («Idee und Individuum») под руководством Рихарда Хёнигсвальда, представителя неокантианства.

Разочаровавшись в отсутствии социального аспекта в неокантианстве, что привело к разногласиям с научным руководителем, Элиас решил в будущем заняться социологией.

Элиас ведёт вечерние занятия для ассоциации рабочего образования (для взрослых), и затем вечерние курсы по социологии, психологии, экономике и экономической истории в университете Лестера. Он также время от времени даёт лекции в разных ВУЗах.

В сотрудничестве со своим другом по Франкфурту, психоаналитиком З.Г. Фуксом, он разрабатывает теоретическую базу для Группового Анализа, важной школы терапии, и является сооснователем Общества Группового Анализа в 1952 году.

Он сам также обучался и работал групповым терапевтом.

В 1954 году в возрасте 57 лет он наконец получает свою первую постоянную академическую должность в университетском колледже Лестера, который вскоре стал университетом Лестера, в качестве преподавателя социологии.

С 1962 по 1964 Элиас работал профессором социологии в университете Ганы в Легоне, пригороде Аккры.

В 1960-е годы его главные труды, написанные ещё в 1930-е, стали постепенно приобретать признание в Германии и Голландии.

После возвращения в Европу в 1965 году он был приглашённым профессором в различных германских и голландских университетах, а с 1977 года обосновался в Амстердаме.

Его репутация и популярность резко возросли после публикации в 1969 году монографии «О процессе цивилизации».

С 1978 по 1984 год он работал в Центре междисциплинарных исследований в Билефельдском университете.

Элиас стал первым одновременным лауреатом премии Теодора Адорно (1977) и Европейской премии Амальфи за социологию и социальные науки (1987). В 1983 социолог стал инициатором создания фонда имени Норберта Элиаса.

Социологическая концепция Элиаса строится на понятии фигураций, введённое им в научный оборот. Фигурации — это социальные процессы и структуры, цепочки взаимосвязей, в которых люди взаимодействуют друг с другом.

То есть в отличие от многих других социологов Элиас говорит о форме взаимодействия, а не только о процессе. Фигурации постоянно изменяются и имеют свой неповторимый облик в определённом историческом периоде и обществе.

Фигурация состоит из нескольких уровней: макроуровень, то есть правила в обществе, и микроуровень, то есть индивидуальное поведении людей.

Фигурационная социология изучает, как складывается та или иная фигурация, как происходит процесс смены фигураций.

Главным отличием фигураций от, например, структур Толкотта Парсонса, с которым Элиас заочно полемизирует, является отсутствие статичности, то есть фигурация — это в некотором роде процесс.

Для Элиаса в историческом процессе основную роль играло культурное развитие, а не экономическое, и культура была главным объектом его исследований.

Книги (4)

Моцарт. К социологии одного гения
Раздел библиотеки: Социология

В своем последнем бестселлере Норберт Элиас на глазах завороженных читателей превращает фундаментальную науку в высокое искусство. Классик немецкой социологии изображает Моцарта не только музыкальным гением, но и человеком, вовлеченным в социальное взаимодействие в эпоху драматических перемен, причем человеком отнюдь не самым успешным. Элиас приземляет расхожие представления о творческом таланте Моцарта и показывает его с неожиданной стороны — как композитора, стремившегося контролировать свои страсти и занять достойное место в профессиональной иерархии. Социологический анализ перехода от придворного общества с системой патронажа и личной зависимости к буржуазному анонимному рынку дополняется автором обращением к психоанализу.

Исследование немецкого ученого позволяет дать ответы на вопросы, часть которых, кажется, переносит нас по ту сторону научного знания. Был ли Моцарт прирожденным гением и что это означало? Почему он умер в нищете, оставленный друзьями и близкими, хотя его старшие и младшие современники были востребованы? Что делает произведение великим и позволяет ему стать частью канона для многих поколений? Почему личная трагедия не является платой за уникальный творческий дар? И наконец один из самых важных вопросов: как воспитать гения?

О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Том 1 и Том 2
Раздел библиотеки: Социология

Норберт Элиас (1897 — 1990) — немецкий социолог, автор многочисленных работ по общей социологии, по социологии науки и искусства, стремившийся преодолеть структуралистскую статичность в трактовке социальных процессов.

Наибольшим влиянием идеи Элиаса пользуются в Голландии и Германии, где существуют объединения его последователей.

В своём главном труде «О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования» (1939) Элиас разработал оригинальную концепцию цивилизации, соединив в единой теории социальных изменений многочисленные данные, полученные историками, антропологами, психологами и социологами изолированно друг от друга.

На богатом историческом и литературном материале он проследил трансформацию психологических структур, привычек и манер людей западноевропейского общества начиная с эпохи Средневековья и вплоть до нашего времени, показав связь этой трансформации с социальными и политическими изменениями, а также влияние этих процессов на становление тех форм поведения, которые в современном обществе считаются «цивилизованными» и «культурными».

Адресуется широким кругам читателей, интересующихся проблемами истории культуры, социологии и философии.

Общество индивидов
Раздел библиотеки: Социология

«Общество индивидов» — первое русскоязычное издание трудов немецкого социолога. Сюда вошли три небольшие его работы: «Общество индивидов» (1939), «Проблема самосознания и образа человека» (40-50 гг.) и написанная за три года до кончины статья «Изменение баланса между Я и Мы» (1987). Все три текста развивают одну и ту же интуицию Элиаса, сформулированную им еще в период работы над книгой «О процессе цивилизации» — человеческое бытие не может быть описано в антиномиях «мира внешнего» и «мира внутреннего», «объекта» — «субъекта», «общества» — «индивида». Человек, по Элиасу, есть совокупность функций, направленных на других людей или другие предметы, а душа его есть не что иное, как «определенные формы самоконтроля человека в рамках его взаимосвязей с другими людьми и отношений к вещам».

Для того чтобы описать тип этих взаимосвязей, Элиас прибегает к метафоре сети: подобно тому, как множество нитей, взятые сами по себе, ничего не говорят о целом куске ткани, так и «отдельный индивид вырастает из уже существовавшего до него переплетения людей и врастает в новое переплетение, которое он образует сам».

Придворное общество
Раздел библиотеки: Социология

В книге видного немецкого социолога и историка середины XX века Норберта Элиаса на примере французского королевского двора XVII–XVIII веков. исследуется такой общественный институт, как «придворное общество» — совокупность короля, членов его семьи, приближенных и слуг, которые все вместе составляют единый механизм, функционирующий по строгим правилам.

Автор показывает, как размеры и планировка жилища, темы и тон разговоров, распорядок дня и размеры расходов — эти и многие другие стороны жизни людей двора заданы, в отличие, например, от буржуазных слоев, не доходами, не родом занятий и не личными пристрастиями, а именно положением относительно королевской особы и стремлением сохранить и улучшить это положение.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться