koob.ru

Эйзенштейн С.М.. Книги онлайн

Эйзенштейн С.М.

Сергей Михайлович Эйзенштейн (10 [22] января 1898, Рига, Лифляндская губерния — 11 февраля 1948, Москва, СССР) — советский режиссёр театра и кино, художник, сценарист, теоретик искусства, педагог. Профессор ВГИКа, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), доктор искусствоведения (1939), лауреат двух Сталинских премий I степени (1941, 1946). Автор фундаментальных работ по теории кинематографа.

Благодаря фильму «Броненосец „Потёмкин“» его имя стало синонимом советского кино. В 1958 году в результате опроса киноведов из 26 стран в рамках Всемирной выставки в Брюсселе «Броненосец „Потёмкин“» был признан «лучшим фильмом всех времён и народов».

В 1915 году Эйзенштейн окончил реальное училище и поступил в Петроградский институт гражданских инженеров.

Весной 1917 года Сергея Эйзенштейна призвали на военную службу и зачислили в школу прапорщиков инженерных войск, в марте 1918 года он вступил в ряды Красной армии.

В 1920 году на Минском фронте Эйзенштейн познакомился с преподавателем японского. Незнакомый язык настолько увлек его, что он решил стать переводчиком и поступить на отделение восточных языков Академии Генерального штаба.

Через некоторое время будущий режиссер оставил японский и устроился художником-декоратором в труппу Первого рабочего театра Пролеткульта. В 1921 году он поступил в Государственные высшие режиссерские мастерские — их тогда возглавлял режиссер Всеволод Мейерхольд.

В Пролеткульте Эйзенштейн работал еще над несколькими постановками, среди них — пьеса драматурга Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты».

В 1928 году Эйзенштейн исполнил свою давнюю мечту — отправился за границу. Вместе с актером Григорием Александровым и оператором Эдуардом Тиссэ режиссер объездил всю Америку и Европу. Он читал лекции в университетах Лондона, Амстердама, Брюсселя и Гамбурга, выступал в эфире берлинского радио.

После возвращения в Советский Союз в 1932 году Сергей Эйзенштейн занялся научной и педагогической деятельностью — его назначили заведующим кафедрой режиссуры Государственного института кинематографии. Эйзенштейн составлял программу по теории и практике режиссуры, писал статьи. В 1935 году Эйзенштейн получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

В 1938 году после выхода фильма «Александр Невский» Эйзенштейну присудили орд

В 1938 году после выхода фильма «Александр Невский» Эйзенштейну присудили орден Ленина и степень доктора искусствоведения. Однако не все работы режиссера одобряло правительство — фильм «Бежин луг» получил много критических отзывов, лента была забракована и смыта.

В годы войны Эйзенштейн работал над своей последней картиной «Иван Грозный».

Сергей Эйзенштейн ушел из жизни в 1948 году — режиссер умер от сердечного приступа.

Эйзенштейн С.М. на видео

Книги (10)

Избранные произведения в шести томах. Том 1
Раздел: Искусство

В центральном государственном архиве литературы и искусства СССР и у П.М. Аташевой хранится огромный рукописный фонд С. М. Эйзенштейна, содержащий неопубликованные творческие труды режиссера, тысячи документов и писем — свидетельство поистине энциклопедической культуры этого мастера советского кино.

На Эйзенштейна ссылаются советские и зарубежные киноведы и историки, его опыт используется в педагогической работе всех киноинститутов мира, поэтому назрела потребность в опубликовании богатейшего литературного наследия режиссера.

Первый том состоит из двух разделов.

Первый раздел открывается автобиографией 1939 года и включает статьи Эйзенштейна о своем творческом пути. В них Эйзенштейн анализирует поставленные им фильмы, рассказывает об истории их создания, а также делится неосуществленными замыслами.

Во втором разделе тома впервые публикуются автобиографические записки.

К первому тому прилагается краткая летопись жизни и деятельности С.М. Эйзенштейна, фильмография и библиография.

Избранные произведения в шести томах. Том 2
Раздел: Искусство

Многообразные материалы второго тома, охватывающие широкий круг вопросов эстетики кино, над которыми работал С.М. Эйзенштейн в 1923–1940 годах, группируются по разделам.

В первом разделе в хронологическом порядке публикуются исследования, посвященные крупным проблемам киноискусства: цикл работ о монтаже, программа преподавания режиссуры во Всесоюзном государственном институте кинематографии, выступление С.М. Эйзенштейна на творческом совещании 1935 года.

Во втором разделе — статьи и заметки разных лет.

В третьем разделе — «Приложения», — публикуется «Заявка» («Будущее звуковой фильмы»), подписанная С.М. Эйзенштейном, Вс. Пудовкиным и Г.В. Александровым; перевод доклада, прочитанного С.М. Эйзенштейном на английском языке во время его заграничной поездки, незаконченное исследование «Монтаж».

Избранные произведения в шести томах. Том 3
Раздел: Искусство

На Эйзенштейна ссылаются советские и зарубежные киноведы и историки, его опыт используется в педагогической работе всех киноинститутов мира, поэтому назрела потребность в опубликовании богатейшего литературного наследия режиссера.

В третий том вошли теоретические исследования С.М. Эйзенштейна, датированные 1945–1948 гг.

Избранные произведения в шести томах. Том 4
Раздел: Искусство

На Эйзенштейна ссылаются советские и зарубежные киноведы и историки, его опыт используется в педагогической работе всех киноинститутов мира, поэтому назрела потребность в опубликовании богатейшего литературного наследия режиссера.

В четвертом томе «Избранные произведений» публикуется фундаментальный труд С.М. Эйзенштейна «Искусство мизансцены» — первая часть задуманного им в 1933 году трехтомного учебника режиссерского мастерства.

Избранные произведения в шести томах. Том 5
Раздел: Искусство

В этом томе собраны статьи, выступления, высказывания С.М. Эйзенштейна по кино, театру, музыке, литературе, по общественно-политическим вопросам.

Первый раздел тома, «История и теория кино», включает многие известные и основополагающие статьи Эйзенштейна, как ранние, двадцатых-тридцатых годов, так и послевоенные, сороковых годов: «Проблема советского исторического фильма», «Диккенс, Гриффит и мы» и другие.

Вопросам кино посвящен в основном и следующий раздел — «Критика и публицистика».

Избранные произведения в шести томах. Том 6
Раздел: Искусство

На Эйзенштейна ссылаются советские и зарубежные киноведы и историки, его опыт используется в педагогической работе всех киноинститутов мира, поэтому назрела потребность в опубликовании богатейшего литературного наследия режиссера.

В шестом томе, завершающем издание избранных произведений С.М. Эйзенштейна, публикуются киносценарии его фильмов — как вышедших на экран (от «Стачки до «Ивана Грозного»), так и не законченных производством («Да здравствует, Мексика!» и «Бежин луг»).

Неравнодушная природа. Том 1. Чувство кино
Раздел: Искусство

Сергей Михайлович Эйзенштейн — режиссер, сценарист и теоретик киноискусства. Он родился в 1898 году в Риге. Его рукам принадлежат такие фильмы как «Стачка», «Октябрь», «Александр Невский» и легендарный «Броненосец „Потёмкин“».

«Неравнодушная природа» — сборник теоретических трудов, навыков и умений в области киномастерства, которые автор скрупулёзно оттачивал на протяжении всей жизни.

О строении вещей

В книгу включены наиболее важные материалы по психологии искусства, содержащиеся как в опубликованных произведениях С.М. Эйзенштейна, так и в его архивных материалах («Метод», «Основная проблема» и др.).
Вступительная статья и подробно разработанный предметный указатель представляют взгляды С. Эйзенштейна на психологию искусства как феномен художественной культуры в систематическом, целостном виде.

Книга может представлять интерес для студентов и преподавателей творческих учебных заведений, старшеклассников; для гуманитарных факультетов, для научных работников; может быть рекомендована как пособие по курсу культурологии.

Сергей Михайлович Эйзенштейн. Мемуары. Том 1

Впервые на русском языке издается полный текст автобиографической книги Сергея Михайловича Эйзенштейна (1898 — 1948), крупнейшего кинорежиссера и теоретика искусства, выдающегося педагога и блестящего рисовальщика, одного из самых знаменитых деятелей культуры XX века.

Книга эта может поразить читателя неожиданностью материала, оригинальностью его изложения, да и самой направленностью воспоминаний. Она нетипична даже для такого исходно неканонического жанра, как мемуары, — жанра, который колеблется от скрупулезной, подкрепляемой документами реконструкции жизненного пути до лирического, нередко ретушированного автопортрета, от живописания эпохи и современников до яростной полемики с ними post factum, от исповеди до проповеди «на примере собственной судьбы».

Книга Эйзенштейна, в той или иной степени соприкасаясь с иными из этих тенденций, развивается в направлении не совсем характерном для мемуаров, но совершенно органичном для их автора.

Сергей Михайлович Эйзенштейн. Мемуары. Том 2

Впервые на русском языке издается полный текст автобиографической книги Сергея Михайловича Эйзенштейна (1898 — 1948), крупнейшего кинорежиссера и теоретика искусства, выдающегося педагога и блестящего рисовальщика, одного из самых знаменитых деятелей культуры XX века.

Особенности мемуаров Эйзенштейна во многом определены временем и условиями их написания — наряду, разумеется, с исключительной оригинальностью его личности, типом его дарования и выпавшим на его долю местом в истории культуры.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Георгий Ефимов & Владимир Никонов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться